Байкал под защитой

Ученые хотят повысить качество очистки стоков, попадающих в озеро
A- A+
Борьба за Байкал стала одной из главных тем для обсуждения, как на местном, так и на федеральном уровнях. Не успела стихнуть волна протестов против строительства завода по откачке воды, как общественность взбудоражило предложение изменить нормативы предельно допустимых воздействий на экологическую систему озера. 

Недостижимые нормативы

Проблема попадания неочищенных стоков в Байкал существует уже не одно десятилетие, поэтому для Бурятии одна из приоритетных задач - строительство современных очистных сооружений, соответствующих всем экологическим нормам. Однако строить очистные мешают неоправданно завышенные требования к очистке стоков.

Министерство природы России выступило с инициативой пересмотреть ведомственный Приказ № 63. Документ был разработан в 2010 году. В нем содержатся показатели предельно допустимой концентрации вредных веществ в сбросах сточных вод в Байкал: сульфатов, хлоридов, натрия, калия, фосфатов, других химических элементов и веществ.

По словам главы Бурятии Алексея Цыденова, действующие нормы 63-го Приказа слишком высоки и уже много лет не позволяют построить новые очистные сооружения. Это связано, прежде всего, с тем, что на данный момент отсутствуют доступные технологии.

- Очистные, которые сегодня стоят на территории Бурятии, построены в 1975-1980 годы по тем нормативам, которые были приняты еще тогда. За девять лет со дня вступления в силу Приказа не введено ни одного очистного сооружения. Приказ №63 – это про то, что хотели как лучше, а в итоге заблокировали работу по строительству очистных, – говорит Алексей Цыденов.

С тем, что требования к очистным завышены, соглашается заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Иван Валентик.

- В действующем 63-м Приказе содержатся объективно недостижимые сейчас нормативы. Таких технологий нет ни в Российской Федерации, ни в мире. Уточненная версия документа содержит смягченные нормативы, и они реально соответствуют наилучшим мировым технологиям, которые сегодня есть в нашем распоряжении. И это позволит строить современные очистные сооружения на Байкале. Но при этом даже эти обновленные достижимые нормативы - самые жесткие в России. Поэтому мы утверждаем, что Байкал защищается гораздо надежнее, чем любые водоемы во всем мире, - заявлял на пресс-конференции «Сохранение озера Байкал: проблемы правового регулирования» в Москве Иван Валентик. 

Что предлагают изменить ученые?

Предложения по корректировке 63-го Приказа разработали ученые Байкальского института природопользования СО РАН. Работа шла с 2014 по 2018 годы по госзаданию Министерства природных ресурсов РФ. В 2018 году предложения ученых прошли независимую экспертизу двух ведущих институтов России в области водоочистки: Института водных проблем РАН (г. Москва) и Российского НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов (г. Екатеринбург) и были приняты Минприроды РФ.

Позиция бурятских ученых заключается в том, что если сохранить Приказ №63 в нынешнем виде, в Байкал по-прежнему продолжат попадать слабо либо вовсе неочищенные стоки. Сегодня требуется введение новых мощностей, действующие в Бурятии очистные работают по нормативам 1970-х годов и требуют модернизации. 
 
Изменение Приказа и строительство очистных, соответствующих предлагаемым нормам, позволит улучшить показатели сточных вод на Байкальской природной территории. Корректировка Приказа часть требований ужесточает (по содержанию фосфатов, цинка и азота аммония), часть - снижает (по сульфатам, хлоридам и тяжелым металлам). Изменения позволят создать достижимые параметры для очистных сооружений. Это позволит к 2024 году построить в республике 21 очистное сооружение в рамках нацпроекта «Экология».

С позицией бурятских ученых согласны не все их коллеги. В частности, председатель Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал Валентин Пармон. Он уверен, что новые нормативы, которые позволят увеличить допустимую массу вредных веществ, несут Байкалу серьезную угрозу, будут способствовать распространению спирогиры. 

Бурятский общественник Александр Васильев возмущен тем, что критики не предлагают решения существующей проблемы.

- Возражения противников, изложенные в письме Валентина Пармона, вроде бы понятны, но не содержат ответа на главный вопрос: а как это сделать? Уважаемый академик в письме указывает на «возможность активных, не требующих больших финансовых вливаний действий без изменения существующих нормативов». Но при этом он так и не раскрывает сути этих самых «активных» и недорогих действий! При этом я не видел, чтобы ученые опровергали многократно приведенное утверждение об отсутствии в мировой практике промышленных технологий, обеспечивающих выполнение нормативов 2010 года, - говорит общественник.

Глава Бурятии также возразил тем, кто утверждает, что после изменения 63-го Приказа Байкал будет еще больше загрязнен. Он убежден, что многие критики даже не понимают сути поправок.

Сейчас в Селенгу, которая впадает в Байкал, ежедневно поступает около 56 млн литров канализационных стоков, в которых концентрация аммония выше в 21,3 раза, нитратов – в 2,8 раза, нитритов – в 48,8 раза, по сравнению с нормами для сброса в водоемы рыбохозяйственного назначения. А с начала действия 63-го Приказа в Селенгу попало сверх допустимых нормативов больше 13 тысяч тонн нитратов, 702 тонн нитритов и более 1,8 тысячи тонн аммония.
 
- Сохранение Байкала - это приоритетная задача. И мы, безусловно, занимались и будем ею заниматься. В предлагаемой редакции 63-го Приказа - самые жесткие требования, которые есть на сегодня к стокам. Они не позволяют сейчас приступить к реализации мероприятий по улучшению качества стоков. А действовать нужно немедленно, не нужно уходить в 2030-й, 2050 год, пока мы что-то придумаем. Принимать реальные меры нужно сейчас, а потом  ориентироваться на лучшее. Но сидеть сложа руки - это преступление, - заявил глава Бурятии. 

За восемь лет не построили ничего

С 2010 года, за время действия Приказа №63, на Байкальской природной территории не было построено и введено в строй ни одного очистного сооружения, соответствующего требованиям этого документа. Три построенных очистных сооружения в Бурятии не могут обеспечить выполнение нормативов по стокам. 

- Мы должны двигаться вперед, наши выводы не окончательные, мы не претендуем на истину в последней инстанции. Это хорошо, что есть неравнодушные, мы готовы объяснять, почему мы на это идем, - говорит профессор РАН, директор Байкальского института природопользования Ендон Гармаев.

Строительство 21 нового очистного сооружения, ради которых и стоит пересматривать норматив, - это существенный шаг в решении проблем экологии Байкала, уверены ученые и общественники.

 - Я хочу поблагодарить всех неравнодушных людей, которые очень активно включились в борьбу за Байкал. Тех, кто голосует против изменений, кто подписывает соответствующие петиции. Эти люди неравнодушны. Вопрос в том, есть ли у них объективная информация или нет. Мы как раз постарались донести объективную информацию. Но то, что люди не равнодушны и стоят на защите Байкала, это очень отрадно, - говорит Алексей Цыденов.

В свою очередь, в Минприроды России пообещали учесть мнение общественности при изменении нормативов вредного воздействия на Байкал. Общественные обсуждения проводятся на портале проектов нормативных правовых актов, где опубликован проект поправок в 63-й Приказ.

Сергей Базаров, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.