21.04.2019
Почему в Улан-Удэ и пригороде не хватает автобусов

Все знают, что в столице Бурятии есть проблемы с общественным транспортом. Главные из них: долгое ожидание некоторых маршруток, грязные салоны, хамство водителей, несоблюдение скоростного режима и другие. «Номер один» попытался разобраться в проблеме: выслушал жалобы жителей и узнал, как власти пытаются их решить.

Ездят, как хотят

Пожалуй, одна из наиболее острых проблем для горожан, живущих в отдаленных микрорайонах, это время ожидания автобусов. Практически на всех остановках висят таблички с информацией о проходящих маршрутках, времени начала и окончания движения по маршруту, а также интервале движения, который составляет 5-15 минут. Однако этот график соблюдают далеко не все водители: некоторые маршрутки приходится ждать по полчаса и больше. Происходит это потому, что по вечерам многие не выходят на маршрут. Такая же ситуация наблюдается и в праздничные дни.

«44-й маршрут. Мало того что ездят с интервалом почти 30 минут, а вечером можно и час простоять, так ездят всего до 21.00, а по выходным - до 19.00», - пишет один из возмущенных горожан в популярном паблике «ВКонтакте».

Тяготы с доступностью общественного транспорта испытывают жители 100-х кварталов. Количество возводимого жилья там увеличивается, но инфраструктура не улучшается.

- Уехать в 110-й микрорайон невозможно, они мимо проходят полные, не останавливаются. Звоним и жалуемся бригадиру, но вопрос решить не можем. 92-й маршрут вообще ходит только до 20.00, - рассказывала местная жительница Наталья Лоскутникова.

Такая же ситуация наблюдается и с маршрутками, которые ездят в сторону Сотниково.
Жители пригородного поселка давно выражают недовольство работой общественного транспорта. Их не устраивает как большой интервал между рейсами, из-за чего в часы пик автобусы идут переполненными, так и постоянные попытки перевозчиков повысить стоимость проезда. Напомним, проезд в Сотниково хотели повысить с 28 рублей до 37.
 
На сельском сходе, который прошел осенью 2018 года, приняли решение повысить цену лишь в том случае, если маршрутки будут ездить до 23.00 из поселка в город и обратно. Плату в итоге повысили до 32 рублей, но вот ездить чаще и допоздна водители не стали. Власти обещали в марте 2019 года запустить в Сотниково дополнительный 178-й маршрут, однако он пока не работает.

Схожая ситуация сложилась и в Заиграевском районе – жители Эрхирика утверждают, что им очень часто приходится добираться домой на такси.

- Были случаи, когда автобус, который едет из города, просто не забирал пассажиров. И не потому, что водитель не захотел, просто в салоне не хватает места, – рассказывает местная жительница Екатерина Рычкова.

Чаша терпения у жителей Эрхирика переполнилась, когда со 133-го маршрута уволилось шестеро водителей, а на замену им никто не пришел. Люди обратились с жалобой в Министерство транспорта Бурятии, а также изложили свои претензии в обращении, адресованном лично главе ведомства Александру Аюшееву. Работа перевозчика не устроила более 400 сельчан. 

- Письмо в Минтранс мы зарегистрировали 27 марта. Прошел сельский сход, на котором решили, что нужно собраться всем вместе – с перевозчиком, администрацией - и решить эту проблему. Собрание состоялось 1 апреля. Были представители инициативной группы, администрации, депутаты, руководитель 133-го маршрута и уволившиеся водители, – говорит Екатерина Рычкова. – Обсуждали, можно ли их вернуть и как дальше жить. В итоге мы не получили ни одного четкого ответа. Сказали, что, возможно, запустят новые «ПАЗики». А автобусов большой вместимости нет.

Екатерина утверждает, что все население Эрхирика перевозит всего лишь пять автобусов – один большой и четыре «ПАЗика». Этого катастрофически не хватает.

Однако руководитель маршрута и Минтранс проблемы не видят. Станислав Романов утверждает, что ежедневно на линию выходит шесть автобусов, в том числе два больших. Про местных активистов и их обращение он говорит коротко: «Сыр-бор» и «шумиха».

- Человек 15-20 создают весь негатив. Автобусы ходят днем один раз в час, в часы пик, утром и вечером, - два раза в час. Через 15 минут ездить, что ли? Каждый автобус выполняет 4-5 рейсов. Они днем ходят полупустые, - настаивает руководитель 133-го маршрута.

В Минтрансе говорят, что если жителям необходим более частый интервал движения, то для начала необходимо обратиться к главе поселения или района, а те, в свою очередь, - в министерство. Отметим, что проезд из Эрхирика до города стоит 40 рублей.

В комитете по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству говорят, что ведется ежедневный ГЛОНАСС-мониторинг работы городского общественного транспорта. 

- При наличии ситуаций с техническими сбоями в информационной системе навигации комитет организует проверки регулярности движения с выездом непосредственно на линию городских маршрутов. В 2018 году проведено 1024 проверки регулярности движения, выписано 21 уведомление и 11 предписаний об устранении выявленных нарушений, - сообщили нам чиновники.

Однако уведомления и предписания проблему не решают, ведь сами маршрутчики признают, что в случае поломки машины на замену ей никто не выходит. 

Чистота раз в год

Недавно и.о. руководителя администрации Улан-Удэ Игорь Шутенков дал поручение председателю комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Юрию Ткачеву обратить внимание на чистоту салонов транспортных средств.

- Прошу присоединиться и объявить месячник чистоты в общественном транспорте. Жители жалуются, что автобусы в не совсем ухоженном виде выходят на линию. Мы должны поднять культуру перевозчиков. Так и объявляйте – «чистое пассажирское транспортное средство», - поручил Игорь Шутенков.

Юрий Ткачев пообещал провести среди перевозчиков конкурс на чистый автобус. Однако призывам вняла, судя по всему, лишь малая часть водителей: салоны продолжают оставаться грязными. 

- Постоянно они должны быть чистыми не только внутри, но и снаружи! Микрики в грязи снаружи и внутри, побитые, в ужасном состоянии, за редким исключением. Убирать их нужно, менять постепенно на автобусы средней и большой вместимости, как в других городах, - уверен улан-удэнец Баир Очиров.

Еще один недостаток, на который жалуются горожане, – молчание автоинформаторов. Оснастить ими маршрутки водителей обязали несколько лет назад, когда подняли проезд с 17 до 20 рублей. Какое-то время устройства включали, но сейчас в большинстве автобусов автоинформаторы ничего не объявляют.

В комитете по транспорту говорят, что с помощью ГЛОНАСС улан-удэнцы могут онлайн отслеживать движение автобусов и трамваев, достаточно скачать приложение «Умный транспорт» или зайти на сайт bus03. Однако в работе приложения достаточно часто возникают сбои, оно может не работать в течение месяца. В комитете своей вины в этом не видят и утверждают, что сбои случаются «по причинам, не зависящим от службы контроля пассажирских перевозок».  

Обновят до 2035 года

В Улан-Удэ, помимо частных перевозчиков, работают и муниципальные. Так, в парке «Городских маршрутов» насчитывается 52 автобуса большого и среднего классов. Правда, на городских улицах их встретишь нечасто, ведь обслуживают они в основном отдаленные районы – Забайкальский, Сосновый Бор, Площадку, Звездный, садовые товарищества Левого Берега и Заречного, Богородский остров, Подсобное хозяйство мкр. Восточный - где отсутствуют альтернативные маршруты. 

Помимо того, что автобусов мало, имеющиеся сильно изношены. Парк муниципального транспорта не обновлялся уже десять лет. 

- Предусмотрено обновление подвижного состава предприятий на условиях софинансирования из республиканского и местного бюджетов. Однако в связи с низкой обеспеченностью финансирование этих мероприятий ежегодно откладывается, - отмечают в комитете по транспорту.

Стоимость одного автобуса «ЛиАЗ» составляет 7-9 млн рублей. Специалисты комитета говорят, что во время визита полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева обсуждался вопрос приобретения 21 автобуса и 12 трамваев в рамках программ развития Дальнего Востока, а также ежегодного обновления подвижного состава муниципальных предприятий до 2035 года. Однако если с трамваями все более-менее понятно и их обещают закупить уже в текущем году, то когда появятся новые автобусы - неизвестно.
 
Теплых остановок нет и не будет

Скрасить минуты долгого ожидания автобуса, особенно зимой, могли бы теплые остановки, которые уже успешно работают во многих городах. Они установлены в Москве, Екатеринбурге, Якутске, Новосибирске, Омске, решается вопрос их установки в Самаре. В Улан-Удэ же ни в ближайшие годы, ни в перспективе такое полезное нововведение не предусматривается.

- В настоящее время, учитывая ограниченность бюджетных средств, устройство теплых остановок не предусматривается. В дальнейшем, при определении инвестора, будет рассмотрен вопрос их обустройства за счет внебюджетных средств, - отмечают в комитете по транспорту.

Все недовольные работой общественного транспорта могут обращаться на горячую линию. И жители города этой возможностью активно пользуются. Только в 2018 году на нее поступило более трех тысяч обращений. В первом квартале 2019 года принято 642 обращения. Для сравнения, в 2013 году на горячую линию поступило чуть больше двух тысяч обращений.

Чаще всего горожане жалуются на регулярность движения транспорта (около 35% от всех звонков), поведение водителя (20%), состояние салона (20%), превышение норм вместимости салона (10%). Оставшиеся 15% звонят в целях получения справочной информации, по утере вещей. 

Таким образом, существенного улучшения ситуации с общественным транспортом в Улан-Удэ в ближайшее время не предвидится. На все претензии жителей ответ один: нет денег. Видимо, комфортное передвижение пассажиров не входит в список приоритетов власти. И это печально.

Лариса Ситник, «Номер один».
^