Психологическая травма

Какое влияние она оказывает на человека и как ней справиться?
A- A+
В последние годы мы отовсюду слышим о психологической травме. Этот термин сейчас настолько популярен, что используется где только можно. Каждый второй пытается найти ее признаки у себя и удобно прикрыться ею, дабы не нести ответственность за свои поступки. Что же такое психологическая травма, какова ее природа, какие последствия для человека она несет, расскажет кандидат психологических наук Игорь Бадиев.

Жизнь «до» и «после»

- Игорь Валерьевич, в прошлый раз вы с вами говорили об эмоциональном насилии, расскажите, какие последствия на личность человека в принципе оказывает насилие? Чревато ли оно психологической травмой? 

- Нужно сказать, что тяжесть и характеристика этих последствий зависит от двух параметров – силы этого воздействия и его длительности. В этой связи нужно разобраться, что является психологической травмой, а что нет. Безусловно, насилие всегда наносит ущерб человеку, но вовсе не обязательно, что этот ущерб может быть охарактеризован как травма.

Когда говорят о психологической травме, имеют в виду какое-то сильное, яркое, как правило, одиночное стрессовое воздействие на личность. Это может быть какая-то ситуация или событие, связанное с актом физического, сексуального или психологического насилия, которое делит жизнь человека на «до» и «после». Многое в этом плане зависит от того, насколько сильно было стрессовое воздействие и насколько человек был к нему восприимчив.

- Если воздействие было длительным, может ли оно спровоцировать психологическую травму?

- В этом случае расценивать воздействие как травму неправильно. Оно не разделяет жизнь человека на «до» и «после». Это длительные, негативные, неблагоприятные условия, которые оказывают систематическое влияние на формирование личности. Для примера возьмем детей, живущих в социально-опасных условиях, родители которых систематически применяют к ним насилие, не заботятся о них. Дети длительное время находятся в неблагоприятных условиях, но эта ситуация не воспринимается ими как некое событие. Это длительное, постоянно действующее воздействие определенным образом формирует, угнетает их личность. 

В результате таких воздействий развитие личности искажается. Например, оно может погасить активность, инициативность, в результате постоянно действующего эмоционального насилия ребенок в принципе отказывается от деятельности или уводит эту активность в асоциальное русло и начинает проявлять различного рода дезадаптивное поведение, активничает там, где не надо. 

Безусловно, такие депривационные условия наносят серьезный ущерб развитию личности, но назвать их травматичными все же нельзя. Самое страшное, что ситуацию насилия ребенок воспринимает как нормальную. Для него норма, что его бьют, унижают, оскорбляют. Потому что другого отношения он не знает.  

Психика «прячет» травму в подсознание

Если говорить о психологической травме, то это не постоянно действующий фактор, а какое-то одиночное сильное событие, которое оказывает негативное воздействие. Суть в том, что это событие не является для человека нормальным, это то, что не должно было с ним произойти. Именно поэтому оно так остро им воспринимается. Если взять человека, которого никто в жизни не порицал, и сказать ему, какой он плохой, то для него это событие будет травматизирующим. А другой человек, например, всю жизнь жил в состоянии постоянной критики, поэтому это порицание он даже не заметит. 

- Какое влияние психологическая травма оказывает на человека? 

- По сути, структура личности остается той же самой - это все тот же человек, однако травматическое событие определенным образом меняет его восприятие реальности, при этом очень многое зависит от того, как человек эту травму переживает. 

В том случае, если «проживание» травмы не происходит, травматический опыт вытесняется (частично или полностью) в подсознание и не принимается, так сказать, в расчет под действием механизмов психологической защиты. Для него этого события вроде как и не было. 

- Человек не ощущает его как травму?

- Не совсем так. Он его не помнит или не воспринимает как таковое, но оно, тем не менее, является для него травматичным, поскольку определенным образом изменяет его поведение и отношение к тем или иным ситуациям. Например, существуют два типичных способа поведения в посттравме – это избегание ситуаций, которые напоминают трамватическую, либо, наоборот, стремление к их повторению. В обоих случаях человек сам не понимает, почему так или иначе действует, он слабо осознает свое поведение. 

Рассмотрим пример сексуального насилия. Женщина может либо начать избегать любых сексуальных контактов, либо, наоборот, стремится снова и снова их прожить. Парадоксально, но жертва насилия снова ищет его. Дело в том, что травматический опыт вытеснен в подсознание и женщина не может прожить его сознательно, поэтому будет постоянно оказываться в ситуациях, подобных травматичной. В этом случае сексуальные контакты будут носить беспорядочный характер, а поведение – вызывающим и провокационным. 

Конечно, помимо этих двух реакций, существует множество других - не все так однозначно. Наша психика может по-разному справляться с психотравмой: у одного она может уйти в невроз, у второго - в психосоматику, у третьего - в деструктивное поведение.

Осознать, чтобы избавиться

Психологическая травма может быть связана с насилием, а может и не быть. Пример тому - психогенный логоневроз (заикание психогенной природы). Как правило, он связан не с испугом, а с какой-то травматической ситуацией, которая влечет, соответственно, вербальную активность. Необходимостью проявить ее в очень сложных условиях - когда надо было что-то сказать, а ребенок не смог.

По сути, невроз может рассматриваться как воспроизводство этого травматического опыта. Например, ребенку нужно было публично выступить, он переволновался, начал запинаться, ему настолько было от этого плохо, что он в принципе начал заикаться при ответе у доски, а потом и вообще в процессе общения. То есть постепенно вытесняя из своей памяти и сознания, как ему было стыдно и обидно, что он не смог выступить, переживания вытесняются в подсознание, а реакции остаются и все более и более становятся генерализованными. В этом случае, по сути, к ребенку никто никакого насилия не применял - сама ситуация оказалась для него травматичной. 

События, связанные с насилием, безусловно, способны травмировать человека. Более того, травматизации подвергается не только жертва насилия, но и его близкие, потому что эта ситуация их жизнь разделяет на «до» и «после». Кроме того, для агрессора в какой-то момент это событие также становится травматичным. 

Как правило, жертвы физического насилия сами склонны проявлять его по отношению к другим в результате своей травматизации, то есть воспроизводить этот опыт, в результате чего снова становятся жертвами насилия.    

К примеру, дома родители бьют ребенка. Он агрессивно ведет себя в школе со сверстниками и лупит всех подряд. Из-за этого ему часто дают сдачи. Чем больше его бьют, тем больше он избивает других, и тем больше дома опять лупят родители. 

- Так он справляется с травмой? 

- Можно сказать, да. По сути, он пытается пережить этот травматический опыт, прожить его заново. Наша психика всегда пытается избавиться от травматического опыта, а единственный способ избавиться от него заключается в том, чтобы его пережить, но сознательно,  т.е. принять то, что с тобой это произошло.

Удобное оправдание

В зависимости от того, какой силы была травма, ее переживание не может происходить, что называется, по щелчку. Потому как психике необходимо справиться с этой ситуацией. Проблема в том, что в ответ на очень тяжелую для нашего сознания ситуацию включаются механизмы психологической защиты, которые защищают нас от этих воспоминаний и событий, что мешает эту травму осознать и пережить.   

- Без помощи специалиста не обойтись?

- Безусловно. Исходя из того, что это за травма, нужно выбирать соответствующего специалиста. С какими-то событиями мы можем справиться самостоятельно, ресурсов психики хватает, чтобы ее прожить и принять. Однако и в этом случае человеку требуется психологическая поддержка, чтобы, что называется, не уйти в защиту. Порой психологической помощи может оказаться недостаточно и необходима будет психотерапевтическая помощь. В особо тяжелых случаях потребуется работа с психиатром. 

При этому нужно понимать, что не любое насильственное действие по отношению к человеку является травматическим. Термин «психологическая травма» сейчас очень популярен, часто приходится сталкиваться с самодиагностикой травмы. 

Например, с человеком произошло какое-то неприятное, печальное событие или он испытал сильный стресс, в итоге считает, что травмирован. Психотравмой он начинает объяснять многие вещи, которые с ней никак не связаны. И свое поведение, и отношения, и многие неудачи и неурядицы жизни он оправдывает ею. 

- По сути, это уход от ответственности? 

- Да, конечно. Поэтому не любое стрессовое событие является травмой. Очень часто, например, происходит смешение таких понятий, как травма и обида. Например, когда мы обиделись на близкого человека и считаем, что травмированы. Нет, мы обижены на него. Ведь мы не пытаемся воспроизвести этот травматический опыт или убежать от него. В этом плане, когда говорят, что все дети травмированы своими родителями, это не совсем корректно. Все дети обижаются на своих родителей. Так правильней. Насколько они травмированы или не травмированы, это отдельный вопрос.     

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.