Особенные дети

Что такое аутизм и почему важно вовремя его распознать?
A- A+

Эти детки требуют к себе особого внимания. Их боятся, не понимают, их сторонятся, как прокаженных. А они просто живут в своем особенном мире, куда нет входа посторонним. Что такое аутизм? Как понять, что с ребенком что-то не так, и где родителям получить помощь, расскажет старший преподаватель кафедры психологии детства БГУ, педагог-психолог Центра диагностики и консультирования Татьяна Ханхабаева.

Детей с расстройством все больше

- Татьяна Сергеевна, вы специализируетесь на работе с детьми с особенностями развития. Расскажите, что скрывается за термином аутизм?

- В настоящее время говорят уже не только об аутизме или детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра (РАС). РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. По статистическим данным, детей с РАС становится все больше.

- С чем это может быть связано?

- В основном это варианты нейробиологических состояний с особым системным нарушением психического развития ребенка.

- Каковы признаки детского аутизма?

- Общими признаками аутизма являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем мире и стереотипность поведения детей, и это комплекс признаков, а не один. Причем достаточно длительное время, то есть это должно быть устойчивое проявление в поведении ребенка.  

Например, в социальной коммуникации или социальном взаимодействии у детей с аутизмом возникают трудности, начиная с самых минимальных проявлений, когда ребенок достаточно закрыт и не может поддержать диалог со сверстниками и взрослыми. Но не потому, что не хочет, ему просто сложно, он несколько по-иному воспринимает этот мир. И заканчивая наиболее яркими сложными проявлениями, когда ребенок вообще не включается в общение с окружающими, а также полное отсутствие интереса к миру.

Ребенок с РАС реагирует крайним раздражением (крик, плач, аутоагрессия) даже при небольших изменениях в окружающей среде, ему необходимо следовать одному и тому же маршруту или потреблять одну и ту же еду каждый день, использовать одни и те же ритуалы в поведении.

Ребенку может быть все равно, что происходит вокруг, что ему хочется, - вопросы потребностей могут им совершенно игнорироваться. Здесь нужно отметить, что существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра развития: некоторые дети полностью игнорируют свои потребности – они могут забывать есть, пить, им все равно, что происходит вокруг, они совершенно закрыты, а есть дети, у которых отмечается обостренная чувствительность. Такой ребенок очень долго привыкает к новой среде, ему очень сложно включиться в нее, и это вызывает у ребенка дикий страх.

Например, ребенок с ярким проявлением такой чувствительности ходит на занятия к психологу. Вчера на столе у специалиста ровно лежали листочки, стоял чайник, а в следующий раз ребенок пришел и увидел, а чайника нет. У него случается стресс, он впадает в истерику, начинает кричать, может уйти в аутоагрессию – биться головой, истязать себя.

Все дети с аутизмом гениальны – это миф

- Какие еще признаки говорят об аутизме?

- У ребенка степень нарушения (искажения) психического развития может сильно различаться. При этом у детей может диагностироваться умственная отсталость либо же интеллектуальное развитие оценивается как нормальное. Нередки случаи, когда ребенок уходит в сторону особой одаренности, некой «гениальности». Но это не значит, что малыш гениален во всем, как правило, его способности узконаправленны, например, на математические дисциплины. Поэтому для него запомнить, что было вокруг, легко.

Привести ребенка с классическим проявлением аутизма в какое-то новое помещение   очень сложно. Он очень долго привыкает. Нужно энное количество занятий для того, чтобы ребенок просто зашел в кабинет. Потом еще несколько занятий, чтобы он привык к кабинету. А если мы вдруг поменяли обстановку, для него это стал совершенно новый кабинет, новое помещение, к которому опять нужно привыкать.

- Получается, что представление о том, что все аутисты гениальны, это миф?

- Да. Один из вариантов детского аутизма - синдром Каннера. Он предполагает проявление аутизма со сниженным уровнем интеллекта, чаще всего это грубая умственная отсталость. Другой вариант - синдром Аспергера, это дети с сохранным интеллектом, и при данном варианте аутизма мы можем говорить об одаренности. В 2-3 года такому ребенку не составляет никакого труда бегло читать не только детские книжки, он может взять энциклопедию и читать слова, которые ранее никогда не слышал.

Но при этом общаться или попросить то, что ему нужно, он не может. Если вокруг него происходит что-то неудовлетворяющее или он что-то хочет и не может этого передать, внутри ребенка возникает диссонанс, который вызывает различные реакции: он кричит, пищит, закрывается. Или приходит к какой-то стереотипной деятельности.

Кстати, еще один из признаков аутизма – стереотипизация деятельности. Многие родители считают, что если ребенок в два года бегает по кругу, к примеру, в течение  двух недель, то у него аутизм. При этом он еще и контакт глазами держит всего пару секунд, а потом дальше бежит. Родители начитаются в интернете и впадают в панику.

Естественно, аутизма у ребенка нет. Просто он по возрастным параметрам изучает мир и пока не научится координировать свое тело в пространстве, то две недели будет бегать и учиться этому. Когда же у ребенка РАС, это проявление носит устойчивый характер: ребенок может бегать по кругу не две недели, а три-шесть месяцев.

Бывает, часами нахлопывает себе ушки. Это необходимо, чтобы стимулировать аудиальный канал - того требует соответствующая зона головного мозга. Еще пример – многие знают так называемые «дикие» игрушки, которые очень ярко и сильно мерцают. А ребенок может приложить эту мерцающую  игрушку вплотную к открытому глазу и смотреть на нее минуты три - стимулировать зрительный канал.

Аутистичные признаки видны с рождения

Ребенок с аутизмом не удерживает визуальный контакт. Многие дети не смотрят на вас, не реагируют на свое имя. Сколько бы ты ни звал его, он будто не слышит тебя. Дети, с которыми уже занимаются специалисты, могут обратиться к тебе, что-то просить, но при этом они не будут смотреть в вашу сторону - куда угодно, только не на вас. Но то, что он вербально выражает свою просьбу, это уже очень хорошо.

Часто бывает, что у детей с ранним детским аутизмом есть особая избирательность в еде. Это вариант стереотипизации, когда ребенок ест только какой-то один продукт и ничего больше. Допустим, один и тот же йогурт  - утром, днем, вечером. Если увидит в тарелке рыбу, может случиться истерика, потому что ему нужен его йогурт.

- В каком возрасте начинают проявляться признаки РАС?

- Как правило, РАС диагностируют по достижении ребенком возраста трех лет, хотя предварительный диагноз можно поставить раньше. Зачастую родители первыми замечают проблемы, что ребенок ведет себя не так, как все, не вписывается в нормы этапов развития.

Когда родитель знает, что ребенок может и должен делать к определенному возрасту, ему намного проще отслеживать его развитие. Когда он пошел, заговорил, включился в деятельность. Внимательные, любящие родители могут заметить признаки аутизма, когда видят, что ребенок эмоционально холоден, ему не нужно постоянно обниматься с мамой и нежиться с папой.

В норме у детей к трем месяцам появляется комплект оживления, когда дитя при виде знакомого лица начинает активно двигаться, издавать звуки, появляется первая более-менее осознанная улыбка. У детей с расстройством аутистичного спектра комплекса оживления нет, им все равно, подошла мама или еще кто-то или вообще никого нет.

Нужно видеть перспективу

Чем раньше родители заметят эти признаки, чем раньше обратятся к специалистам и начнут заниматься с ребенком, тем легче ему будет в будущем. Если к году или к полутора годам родители начали замечать у малыша признаки нетипичного развития и обратились за помощью к специалистам, то у него будет отмечаться положительная динамика в развитии и он сможет социализироваться. Но многие родители не обращают внимание на развитие ребенка до шести-семи лет и обнаруживают затруднения только когда ему нужно идти в школу.

Достаточно часто бывает и так, что родители «бегают по врачам», подтверждая или опровергая диагноз, не веря в него и ничего не делая для того, чтобы помочь ребенку.

- А что нужно делать?

- Нужно подключать специалистов. В каждой поликлинике есть Центры ранней помощи, в нашем Центре также могут оказать помощь. У нас в Улан-Удэ есть, например, общественная организации «Найдал», где работают не только с детьми с РАС, но и со всеми категориями ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Когда родители не запираются в квартире, а ищут помощи, они ее находят. Есть сообщества родителей, у которых растут такие дети, и они могут подсказать, как помочь ребенку.

- Родителям особенных детей тоже нужна помощь

- Да, конечно. Порой они закрываются в своей проблеме, перестают видеть перспективу. Бывает, наоборот, отрицают проблему, когда отправляют ребенка в школу или лицей и требуют, чтобы ребенок учился в тех же условиях и по тем же требованиям, что и все дети. Будет намного лучше, если будут учитываться его особенности и возможности, пусть ребенок учится по индивидуальному маршруту в общеобразовательной или коррекционной школе.

К сожалению, многие родители не понимают этого и хотят реализовать через ребенка свои амбиции. В итоге малыш не справляется с нагрузками, устает, накапливает негативное отношение к учебе. У него нет возможностей быть, как все, да ему и не нужно быть, как все, – он должен быть самим собой. Нельзя сравнивать такого ребенка с кем-то. Если сравнивать, то только с ним самим, и только тогда можно увидеть динамику его развития и понять, что ребенок с РАС – это радость.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один»
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.