01.05.2019
Хореографических конкурсов в России и мире проходит множество

И часто в них побеждают те, кто уже успел зарекомендовать себя. Жюри порой заранее знает, кому из маститых балетмейстеров можно поставить наивысший бал. Явление, когда начинающий балетмейстер совершает прорыв, сумев отодвинуть известных профессионалов – редкость. Равно как и конкурсы, проводимые специально для тех, кто работает балетмейстером относительно недавно - не более десяти лет.

Первый пошел!

В этом году Восточно-Сибирский институт культуры провел конкурс молодых балетмейстеров «Престиж-2019». На самом деле этот конкурс существует с 90-х годов, но до сих пор это было мероприятие для «внутреннего пользования» - в рамках института. А в этом году впервые было решено расширить пределы и выйти на межрегиональный уровень.

Сделать это оказалось непросто. Потому что в этом году в апреле хореографические конкурсы прошли в Чите, Иркутске и Улан-Удэ. В апреле прошел конкурс балетмейстеров – постановщиков имени Татьяны Гергесовой, который бывает раз в два года.

Кто такие балетмейстеры? Это авторы и постановщики балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатели танцевальных форм. На самом деле диплом балетмейстера в России выдают лишь в двух местах – в Российской академии театрального искусства и в Санкт-Петербургской Государственной консерватории, где существует балетмейстерское отделение. Но по всей стране тысячи людей мыслят хореографическими образами, сочиняют танцы и ставят их на сцене – большой или малой, имея дипломы педагогов танца. Вот на них и обращено внимание конкурса «Престиж».

ВСГИК многие годы стабильно выпускает хореографов - педагогов народно-сценического и современного танца, художественных руководителей хореографических коллективов, многие из которых широко известны. На пространстве Сибири ВСГИК – единственный выпускает хореографов с высшим образованием. Ближайший вуз, где еще готовят хореографов, находится в Кемерово.

Порой талантливые выпускники кафедры «Хореографическое искусство» идут дальше – отправляются на профессиональную переподготовку в Москву и Петербург, добиваясь известных высот.

Пробиться к вершине

Когда такие «звезды» приходят на конкурс, бывает, само имя выносит их в победители.

- На конкурсе им. Татьяны Гергесовой нет ограничения по возрасту, но в нем начинающим профессионалам пробиться к вершине гораздо сложнее. Конкурс имеет статус международного - участвуют конкурсанты из Монголии, потому конкуренция выше. Конкурировать с маститыми хореографами тем, кто выпустился год-два назад, очень сложно. Потому мы хотим поддержать молодых и дать им возможность расправить крылья. «Престиж» – это старт, дающий вдохновение. Теперь наша задача привлечь к участию балетмейстеров из других регионов, - говорит старший преподаватель кафедры хореографического искусства Татьяна Тихомирова.

В этот раз участниками конкурса «Престиж» стали балетмейстеры Забайкальского края и Иркутской области. В конкурсной программе в трех номинациях и двух возрастных группах выступило более 40 коллективов из Бурятии, Читы, Ангарска, Иркутска, которые представили на суд жюри около 80 номеров. Всего же в «Престиже» приняли участие 52 молодых балетмейстера. 24 и 25 апреля в концертно-театральном центре ВСГИК «Феникс» прошел яркий Гала-концерт конкурса.

Судили работу балетмейстеров известные хореографы республики – Наталья Санжеева, Евгения Герасимова, Сэсэг Цыремпилова, Алик Санжиев, Татьяна Тихомирова.

- Нам важно было выявить именно режиссерское видение, балетмейстерскую идею, замысел, - говорит профессор кафедры хореографического искусства ВСГИК Татьяна Вампилова.

В итоге Гран-при взял номер «Зима», который поставила Татьяна Валиева, руководитель школы танца «Байкал-Идэль».

- Это наша выпускница и гордость, которая работает без малого десять лет, потому на следующий год она уже не сможет принять участие в конкурсе «Престиж». Знаете, что было в ее номере главным, помимо хорошей хореографии? Не было прямой драматургии, когда один пришел, второго стукнул – нет! Но все было понятно – и настроение, и ощущения. Именно это нужно, и это мы пытались донести до участников на круглом столе, состоявшемся перед Гала-концертом, - рассказывает Татьяна Вампилова.

Лучше всего – современный танец

Конкурс проходил по трем номинациям: народный, эстрадный и современный танцы. По итогам конкурса выяснилось, что самая яркая номинация – «Современный танец. Дети».  Любопытно, что в профессиональном искусстве в Бурятии в этом направлении почти никто не работает, а в самодеятельном  развитие идет.

В этой номинации высокую оценку жюри заслужили сразу несколько работ.

- Артист Бурятского государственного цирка воздушный гимнаст – Павел Истомин поставил свой чудесный номер «Кто ты?» с воспитанниками школы танца «Байкал-Идель». Вместе с Еленой Шрагер они разделили первое место в данной номинации, потому что ее номер «Месяц май» с воспитанниками детской школы танца «Угол зрения» тоже был прекрасным, - говорят педагоги ВСГИК.

Номинация «Эстрадный танец» вызвала наибольшее количество вопросов и сомнений. Что касается народного танца, то, по словам членов жюри, направление развивается хорошо. Первое место в этой номинации заняла балетмейстер Оксана Банина-Коханова из Ангарска с номером «Во кузнице».

- Экспозиция была хорошая, заявка была очень мощной – оригинальной, но в конце постановщик тему не развил. Тем не менее задумка очень интересная, и, возможно, после обсуждения будут внесены поправки, благодаря которым номер станет совершенно цельным.

Любопытно, что большинство балетмейстеров с большим вниманием отнеслись к критике и даже желали ее.

- В нашей профессии тонкая грань между профессиональными рамками и личным восприятием. Всегда будет кто-то недоволен, но мы стараемся быть объективными. Потому жюри располагало только названием номера и именем постановщика. Для того, чтобы авторитет известных коллективов не давил на жюри, - рассказывает Татьяна Тихомирова.

Никаких данных о коллективах, на которых готовились номера, у жюри не было.

- Мы провинциальный город, но у нас идет развитие, и это очевидно. Да и ВСГИК – поликультурный вуз с насыщенной атмосферой. Знаете, я не сомневаюсь, что через год-два, а может, пять у нас будет намного больше хороших хореографов. Именно благодаря их желанию учиться, внимать критике, развиваться. На конкурсе почти не было тех, кто бы не согласился с мнением жюри. Здоровая самокритика – это залог успеха, – продолжает преподаватель.

При царизме и при коммунизме

«Хореография будет востребована и при царизме, и при коммунизме» - говорила знаменитая бурятская танцовщица, балетмейстер Виктория Абгалдаева. Ее ученики, работающие сегодня во ВСГИК, эти слова помнят.

- Какие бы новые направления ни возникали – спорт, фитнес, все равно  хореография вне конкуренции. Потому что она развивает эстетику, насыщает культурой, - уверены на кафедре хореографического искусства.

Быть одновременно мыслителем, психологом и педагогом обязательно для настоящего балетмейстера. Сегодня выпускники кафедры хореографии, как правило, становятся художественными руководителями всевозможных танцевальных коллективов. Многие открывают ИП и арендуют студии. Спрос на такие услуги велик и тем выше, чем чаще коллектив участвует в конкурсах. Ведь, несмотря на волнение, это радость для педагогов и детей. Участие в конкурсе – это новые эмоции, азарт, стремление к победе, желание быть лучшим, а значит, совершенствование приобретенных навыков и новое развитие. Детских танцевальных студий сегодня намного больше, чем взрослых. Уже начиная с трех лет, родители принимаются звонить педагогам, выясняя, куда бы пристроить чадо, чтобы оно умело танцевать и прилично развивалось.

Конкурсы без престижа

Есть немало коммерческих конкурсов, где каждый участник, заплатив взнос, обязательно получает диплом и место. Какой-нибудь московский вуз или танцевальная организация становится учредителем конкурса, формирует комиссию, которая выезжает в разные города. А бывает, что даже жюри формируют из местных хореографов, проводят мероприятие два часа, раздают дипломы и  дело в шляпе.

- Такие конкурсы не дают участникам никакого роста, - комментирует Татьяна Вампилова,  одна из ведущих балетмейстеров республики.

Недавно в институте возобновил работу ансамбль народной музыки и танца «Сибирский сувенир», который взял Гран-при на конкурсе «Цветок Байкала-2019». За балетмейстерскую работу были награждены Татьяна Вампилова и Анастасия Тугай.

Екатерина Иванова, «Номер один»
^