Есть ли жизнь после власти

О судьбе политических «тяжеловесов», оставшихся не у дел
A- A+
Многие еще недавно известные политики, обладающие властью и внушающие ужас чиновникам средней руки, сегодня оказались повержены. Мы решили разобраться, куда исчезают политические «зубры» и чем заняты бывшие министры, зампреды и депутаты.

Вслед за Наговицыным

Возьмем, к примеру, птицу. Она машет крыльями, чтобы выжить. Но убережет ли это ее от смерти? А как же удар молнии? Встречный «Боинг»? Выстрел охотника? Хищная птица покрупнее? В общем, залога выживания не существует. Любую сойку, ласточку или ворону в любой момент может настигнуть неизбежное.

Так и с политиками. Как бы ты ни старался эффективно работать на своей должности, высока вероятность того, что твой полет в любой момент может быть прекращен. Часто  из-за неких политических «птиц» покрупнее. А иногда в дело вступают «охотники» в погонах.

За последние пару лет в Бурятии были низвергнуты десятки политиков и чиновников с довольно громкими именами. Прошло время, и многие из них нашли себе новое призвание. Сейчас, на наш взгляд, самое время, чтобы взглянуть на тех, кто оставил свои высокие посты по причинам от них не зависящим. Или зависящим.

Начнем с тех, кого «ранило» меньше всего. Это люди, которые просто сменили место дислокации, уступив другим свою должность и одновременно заняв другую. Первым номером в этом списке идет Вячеслав Наговицын. Бывший глава Бурятии, уступив это место Алексею Цыденову, отправился в Москву, в Совет Федерации, представлять интересы нашего региона. Подробно останавливаться на нем не будем, ибо читатели и так хорошо знают его историю на посту главы. А историю на посту сенатора Вячеслав Наговицын пока еще себе не создал.

Его некогда правая рука Александр Чепик, зампред правительства по экономике, оставил пост почти сразу же после ухода своего шефа. И ушел на повышение – первым замом губернатора в Карелию. Как он чувствует себя на новом месте, судить не нам. Но вот что говорил о карельском премьере бизнесмен Сергей Шевченко в своем обращении к Путину:  «Отправили Дракуле мы послание. Из Румынии пришло недопонимание. Сказали, в роду не было всякого сброда. Видимо, кровопийца ваш из народа. Проверять на себе любовь крови не стали, видимо, с этим мы опоздали».

Завуалированные в стихотворной форме претензии и сравнение с персонажем Брэма Стокера как бы намекают на то, что далеко не все в Карелии рады нашему герою. Впрочем, он по-прежнему занимает эту должность, а значит, не все так плохо.

Вообще зампреды Вячеслава Наговицына покинули свои кресла почти в полном составе. Петр Носков, возглавлявший администрацию правительства, ныне сидит в Хурале, возглавляет аграрный комитет. Иннокентий Егоров, бывший первый зам, попытался было тоже прорваться в Хурал, но проиграл выборы и сейчас  на почетной ВИП-пенсии. Пришедший на его место Игорь Шутенков тоже властвовал недолго, ныне он основной кандидат на выборах мэра Улан-Удэ.

Николай Зубарев (инфраструктурный зампред) и Владимир Матханов (зампред по «социалке») успешно залегли на дно – информации о них просто нет. Хотя это вовсе не говорит о том, что они бездействуют. У Владимира Матханова есть свой клан, как любят выражаться в Бурятии, а Николай Зубарев за время своего правления установил прочные связи в энергетике. Которые в будущем вполне могут принести ему какие-то прибыли.

А вот Анатолий Лехатинов, который в статусе зампреда руководил московским представительством Бурятии, вскоре, после того как оставил должность, скончался.

Больше не министры

Теперь  к министрам. Алдар Дамдинов, экс-министр образования, успел перебраться в кресло депутата Госдумы еще до смены власти в республике. И сегодня вместе с Николаем Будуевым представляет там интересы Бурятии, голосуя за весьма спорные законопроекты.

Экс-министр экономики Бурятии Зандра Сангадиев, после того как оставил должность, перешел было в статус советника главы. Однако пробыл там недолго – уволился по собственному желанию. Где он теперь, неизвестно. В бизнесе не замечен, по крайней мере, в качестве учредителя или гендиректора. Последний бизнес-проект, которым руководил, приказал долго жить еще в 2009 году.

Не очень понятно, чем занимается сейчас и Валерий Кожевников, экс-министр здравоохранения республики. После увольнения он было занял пост главврача онкологического диспансера. Но и здесь просидел не очень долго, вскоре уступив это место другому претенденту.

Баир Ангуров, занимавший пост министра спорта и молодежной политики, не успел особо ничем запомниться и также покинул свой пост, перебравшись в многоуровневый колледж, который раньше именовался как колледж спорта и сервиса.

Министр культуры, в отличие от многих, расстался с портфелем по своей воле – по слухам, его даже уговаривали остаться. Однако он пустился в свободное плавание и вскоре получил должность в федеральном агентстве по делам национальностей. Бывший министр назначен заместителем начальника управления агентства по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве.

Юрий Сафьянов, занимавший некогда пост министра природных ресурсов, решил податься в частный бизнес. Однако свой проект создавать не стал, а включился в уже готовый - стал гендиректором ООО «Новатэк-Камчатка», части газовой империи Леонида Михельсона.

А вот экс-министр транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Сергей Козлов не стал далеко убегать из Бурятии. И перешел на работу в «МРСК Сибири» - руководить бурятским филиалом компании под названием «Бурятэнерго». Сменив на этом посту Андрея Меделянова, которого как раз таки отправили из Бурятии подальше - возглавлять горно-алтайский филиал «МРСК Сибири».

Жизнь без мандата

Вероятно, из-за этого он и не стал баллотироваться в Народный Хурал в прошлом году, хотя до этого исправно сидел в рядах депутатов. Впрочем, не он один оставил мандат новым игрокам на политическом поле республики.

После выборов-2018 Хурал остался без большей части политических «тяжеловесов», которые до того годами «трудились» на благо общества. Однако совсем списывать их со счетов рановато. Ведь некоторые пенсионеры с многолетним опытом депутатства пригодились на других должностях.

Например, Цыденжап Батуев, который в прошлом созыве возглавлял комитет по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям, после выборов каким-то образом оказался в кресле руководителя аппарата Хурала. А Борис Ботоев, экс-председатель комитета по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы, ныне возглавляет Центр государственной кадастровой оценки Бурятии.

Впрочем, для многих бывших народных избранников потеря мандата не стала какой-то трагедией. Они продолжили заниматься тем же, чем и раньше. Только без статуса депутата. К их числу относятся, например, бизнесмены. Такие как Сергей Бужинаев – 100%-ный учредитель ООО «Стам» и ООО «ТЦ Стам». Правда, выручка обеих компаний за 2017 год, по некоторым данным, равнялась нулю.

Также при своем остался, к примеру, Владимир Сактоев – он не перестал быть ректором ВСГУТУ, после того как остался без мандата. Точно так же как Евгений Ханхалаев не перестал руководить бурятским отделением Пенсионного фонда. Или как Борис Базаров не покинул пост председателя президиума Бурятского научного центра. Само собой, все они в новый созыв Хурала не попали.

Но далеко не у всех экс-депутатов Хурала все так радужно. Взять, к примеру, Кима Галсанова, который тоже не прошел горнило выборов в прошлом году. В году нынешнем на него завели дело по статье «мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере». И взяли под стражу.

Или Бато Очиров, ранее  депутат Хурала, видный бизнесмен, владелец крупнейшей в Бурятии дорожно-строительной компании «Икат-Плюс». В 2019 год он пришел без мандата, без бизнеса («Икат-Плюс» – банкрот) и с иском о его личном банкротстве как физического лица.

Есть и те, кто просто молча и тихо ушел на пенсию. К таким можно отнести Степана Калмыкова, экс-ректора БГУ. После того, как он перестал быть ректором, дорога в Хурал ему была заказана. Александр Стопичев тоже после выборов нигде особо не засветился. И таких примеров много.

Конечно, мы рассказали лишь о некоторых политических деятелях, которые сложили свои полномочия по разным причинам. И правительство, и Хурал за последние годы заметно обновились. Очередь за горсоветом Улан-Удэ.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.