Бурятия превращается в сырьевой придаток

Вхождение республики в состав Дальневосточного округа дало толчок развивающей промышленности
A- A+
Власти Бурятии опубликовали план развития центров экономического роста, который станет базовым для Москвы документом при распределении денег между субъектами ДФО. Большинство заявленных проектов касается добычи ресурсов на территории республики.

Доступ к миллиардам

Бурятия вошла в состав Дальневосточного федерального округа в прошлом году. До этого мы были частью Сибирского, наряду с Иркутской областью, Красноярском, Новосибирском и так далее. Смену прописки жители республики восприняли по-разному. Но особых причин для негодования не было. Даже наоборот. Бурятия получила доступ к потоку федеральных денег, которые Кремль тратит на развитие Дальнего Востока. Это и повышенные социальные выплаты, и программа «Дальневосточный гектар». Но главное – деньги на строительство инфраструктуры и инвестпроекты.

Речь идет о миллиардах рублей. Например, в конце прошлого года правительство Бурятии объявило, что уже подготовлены заявки от республики на сумму более 160 млрд рублей. «В предложения также включены планы по созданию научных центров, строительству объектов культуры, физкультуры и спорта, жилищного строительства, расширения транспортной доступности», сообщали в пресс-службе правительства Бурятии.

Немало было предложений и от населения: введение пятилетних налоговых каникул для начинающих предпринимателей, строительство трехэтажных детских садов и так далее.

Спрашивали ли население, когда принимали «План социального развития центров экономического роста Республики Бурятия»? Вряд ли. Во-первых, это вопросы развития экономики, а не социальной сферы, и здесь решения должны принимать профессионалы. Во-вторых, это может быть опасно. Ведь неизвестно, как люди отнесутся, например, к проекту по добыче полезных ископаемых или добыче леса. Лучше поставить перед фактом. Когда инвестор уже не сможет убежать, испугавшись народного гнева.

Грустная данность

План принят распоряжением правительства от 22 мая сего года. Основные цели более чем благородны - «создание объектов социальной инфраструктуры для обеспечения реализации новых инвестиционных проектов»; повышение качества и уровня жизни населения республики путем обеспечения доступности услуг учреждений социальной сферы»; «развитие человеческого капитала, увеличение численности трудовых ресурсов Республики Бурятия».

Источники финансирования перечисленных благ: федеральный бюджет, бюджет республики и внебюджетные средства, под которыми подразумеваются в основном частные инвестиции.

Прежде чем перейти к самой сути Плана, авторы документа по традиции перечисляют проблемы социально-экономического развития республики. Это удаленность и низкая инфраструктурная обустроенность отдельных территорий – здесь имеются в виду районы Бурятии. «Вымывание» населения из сельских районов, нарастающий процесс урбанизации – тенденция последних лет, породившая множество проблем, описывать которые можно долго. Недостаточное развитие объектов социальной инфраструктуры, их моральный и физический износ, высокий износ объектов коммунальной инфраструктуры – здесь без комментариев. Износ тепловых и электрических сетей доходит до 80-90%. Сокращение численности трудоспособного населения республики, одна из причин которого это миграция квалифицированных кадров в другие регионы и страны. И это лишь часть проблем, которые мешают Бурятии развиваться.

Функции столицы

Несмотря на перечисленное, власти намерены привлекать в республику инвесторов и развивать экономику. Для этого Бурятию поделили на центры экономического роста, коих на сегодня насчитывается шесть. Первый – это Улан-Удэнская агломерация, в которую, помимо столицы, входят прилегающие муниципальные районы: Заиграевский, Прибайкальский, Тарбагатайский и Иволгинский. Все они, по мнению авторов Плана, объединены в «динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями».

Этот центр роста, в отличие от остальных, не предполагает добычу ресурсов – здесь их попросту нет. По крайней мере, не в таких объемах, чтобы повлиять на развитие экономики. Важнейшей функцией городской Агломерации в долгосрочной перспективе власти определили одним словом: перераспределение. Во-первых, потоков промышленной продукции из других центров экономического роста с транспортировкой на внешние и внутрироссийские рынки. Во-вторых, туристских потоков, прибывающих в Улан-Удэ как транспортный узел. Ну и, в-третьих, перераспределение научных знаний и информации по центрам экономического роста, где это востребовано.

Чтобы эти функции выполнялись, нужна развитая транспортная, логистическая, туристическая, научная, социальная и иная инфраструктура. Которой нет. Чтобы ее создать, нужны инвестиции. И здесь власти делают упор на уже действующие предприятия. Главное из которых, конечно, Улан-Удэнский авиазавод.

Первый же приоритетный проект городской агломерации - «Реконструкция и техническое перевооружение производства в обеспечение выпуска перспективной продукции» на авиазаводе. Речь идет о грядущем запуске производства легкомоторного самолета ТВС-2ДТС, который уже окрестили «Байкал», а также легкого многоцелевого вертолета ВРТ-500. Стоимость проекта – больше миллиарда рублей.

На втором месте тоже без сюрпризов – здесь уже знакомый всем жителям республики ООО «Бурятмяспром», который задумал проект под названием «Строительство и модернизация мясоперерабатывающего комплекса «Улан-Удэнский мясокомбинат». Стоимость – более 2 млрд рублей.

Третий и последний для городской агломерации проект - строительство нового аэровокзального комплекса международных воздушных линий ООО «Аэропорт Байкал».
«Реализация проекта обеспечит аэропорт ресурсами для пассажиропотока свыше 1,5 млн пассажиров в год. Общая стоимость инвестиционного проекта – 1,68 млрд рублей», - пишут авторы документа.

Граница на замке

Следующий центр роста – «Приграничный центр развития». В него вошли районы, расположенные на границе с Монголией: Тункинский, Окинский, Джидинский, Закаменский и Кяхтинский.

«Точками роста являются освоение месторождений золота, кварца и нефрита, развитие туризма, этноэкономики коренного малочисленного народа Сибири», - пишут авторы документа.

Как вы понимаете, туризм и этноэкономика здесь, скорее, для красоты. Основной упор власти делают на добывающую промышленность. Это подтверждает и список проектов приграничного центра.

Первый проект: «Освоение Холтосонского и Инкурского месторождений вольфрамовых руд» - ЗАО «Твердосплав» в Закаменском районе. Стоимость – 3,8 млрд рублей. Под вторым номером: «Перевооружение участка кучного выщелачивания Зун-Оспинского месторождения золота и серебра» в Окинском районе - ООО «СА Китой». Стоимость -   1,23 млрд рублей. Далее «Глубокая переработка сырья Урда-Гарганского месторождения кварцитов» - ООО «Друза» в Окинском районе  с общим объемом инвестиций 14,9 млрд рублей.

И только последние два проекта не касаются добычи ресурсов: это строительство таможенно-логистического терминала в Кяхтинском районе и «Национальный гелиогеофизический комплекс Российской академии наук».

Как видим, приграничное сотрудничество, создание транспортного коридора, свободных экономических зон и прочие, казалось бы, необходимые для приграничных районов вещи пока что властями не рассматриваются. Только недра, только ресурсы.

Камень, уголь и металл 

То же можно сказать и о восточном центре развития, который включает в себя Хоринский, Кижингинский, Еравнинский и Баунтовский эвенкийский районы. Здесь перспективных проектов всего три, и все  в области добычи ископаемых.

Это освоение Озерного месторождения полиметаллов и Ермаковского месторождения бериллия стоимостью 71,5 млрд. Строительство и эксплуатация горнодобывающего и перерабатывающего предприятия на базе месторождения плавикового шпата «Эгитинское» в Еравнинском районе за 1,7 млрд. Третий проект - строительство производственного комплекса и развитие месторождений Хиагдинского рудного поля в Баунтовском эвенкийском районе. Стоимость - 25,6 млрд рублей.

В южном центре развития - Селенгинский, Бичурский и Мухоршибирский районы. Помимо создания тепличного комплекса за 15 млрд рублей, предполагается освоение Никольского месторождения каменных углей в поселке Саган-Нур Мухоршибирского района. Сумма та же – 15 млрд.

Город Северобайкальск, Муйский и Северо-Байкальский районы объединили в северный центр развития.

«На территории северного центра развития планируются к реализации проекты по освоению Калюмного участка сынныритов в поселке Новый Уоян с общим объемом инвестиций 66,3 млрд рублей, Ангоянского месторождения строительного камня с общим объемом инвестиций 30,0 млн рублей, строительство туристской инфраструктуры для развития местностей термальных источников «Гоуджекит» и «Хакусы» с общим объемом инвестиций 90,1 млн рублей, а также проект по розливу байкальской воды в городе Северобайкальске».

Байкал как преграда 

Как видим, и здесь львиную долю занимает добыча ресурсов. Исключение из этого печального правила – Байкальский центр развития, который объединил Кабанский, Баргузинский и Курумканский районы. Он не попал в список сырьевых центров республики по той причине, что находится на побережье Байкала и подобная деятельность здесь по большей части запрещена. Поэтому власти ограничились строительством птицефабрики в поселке Селенгинск Кабанского района за 5,7 млрд рублей и «Байкальской гаванью», которую пока что оценивают в скромные 12,7 млрд.

С одной стороны, развитие добывающей промышленности может принести республике неплохие деньги  в виде налогов и инвестиций. С другой – во-первых, это вред экологии, во-вторых, напрашивается вопрос: неужели мы сами не можем ничего производить? Ведь новые производства, ориентированные на выпуск конечной продукции и представленные в Плане, можно пересчитать по пальцам.

Конечно, в этом документе описаны далеко не все проекты, которые реализуются в Бурятии. Но, тем не менее, напрашивается вывод, что республика становится сырьевым придатком, основная задача которого – делиться природными богатствами с другими более успешными регионами.

Возможно, в нынешних условиях у власти нет выбора: либо так, либо вообще никак. И это очень грустно. Остается надеяться, что сырьевая направленность станет трамплином, ведущим к более успешному экономическому будущему, а не превратится в постоянный статус.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.