Клептомания:

болезнь или способ привлечь к себе внимание?
A- A+
Многие слышали, а некоторые и лично знают людей, у которых, как говорится, липкие руки. Они не воруют, а, скорее, приворовывают – крадут не ради наживы, а непонятно, для чего. Что ими движет, когда они воруют шоколадку в супермаркете, хотя вполне могут ее купить, расскажет кандидат психологических наук Игорь Бадиев. 

Не воры, а воруют

- Игорь Валерьевич, расскажите, пожалуйста, о таком явлении, как клептомания. Почему некоторые люди, вполне благополучные и обеспеченные, позволяют себе своровать что-нибудь из супермаркета?

- Однажды в одной из бесед мы с вами говорили о том, почему воруют дети. Давайте для начала вспомним об этом. Во-первых, детское воровство связано со слабостью саморегуляции, именно поэтому, когда ребенку что-то хочется, ему очень трудно себя пересилить, чтобы это не взять. Во-вторых, воровство связано с тем, что у ребенка недостаточно сформировано представление о плохом и хорошем. Нет-нет, конечно, ребенок знает, что воровать – плохо, но не понимает, насколько это плохо и почему. Поэтому дети достаточно часто берут чужие вещи без спроса. 

Реакция взрослых на такие поступки должна сводиться к тому, чтобы научить ребенка, что так делать нельзя. Наиболее адекватный способ этому – заставить ребенка вернуть то, что он взял. Возмещая ущерб, у малыша формируется представление о хорошем и плохом, выстраивается иерархия нравственных и аморальных поступков. 

Если говорить о воровстве среди взрослых, то здесь все несколько интереснее. Сразу уберем из анализа те случаи, когда взрослые позиционируют себя как воры, как представители асоциальной профессии. 

Мы считаем, что взрослые имеют четкое представление о морали, нравственности и законности, но почему тогда они идут на воровство? Есть тип людей, которые не являются асоциальными или криминальными личностями, они вполне себе успешны в социальной жизни. Но воруют. Причем делают это не с целью наживы, а исходя из каких-то не очень понятных внутренних психологических побуждений. 

Это поведение очень часто описывается термином «клептомания». Однако нужно сказать, что представление об этом поведении как о некоей мании не совсем верно. Это не маниакальное поведение. Термин предполагает некую патологию, страсть, которую человек не может преодолеть или обуздать, и его поведение не находится под сознательным контролем. Однако такой болезни, как клептомания, нет. Существует множество различных видов патологического поведения, психиатрических заболеваний с нарушением и поведения, и сознания, и эмоций, но вот такого специфичного, который связан исключительно с воровством, нет. 

Нет такой болезни 

- Почему это не болезнь? Почему люди подворовывают, для чего они это делают? Неужели это не патология?  

- Такое поведение нельзя назвать здоровым, однако это не болезнь. О психическом и психиатрическом отклонении мы можем говорить тогда, когда есть дезадаптация, то есть нарушение социального функционирования. Здесь этого нет. Человек функционирует в социуме вполне полноценно, у него может быть семья, работа, друзья. Он выполняет множество социальных ролей. Да, человек время от времени где-то что-то по мелочи подворовывает и не может удержаться, чтобы не стащить в супермаркете жвачку или ложечку в кафе, но такое поведение нельзя назвать дезадаптивным. Он вполне себе нормальный, поэтому это однозначно не болезнь. 

Мы могли бы признать клептоманию болезнью в том случае, если бы стойко нарушалась дезадаптация личности, а это все преступное сообщество, которое, собственно говоря, зарабатывает на жизнь воровством. Делают они это вполне себе осознанно. Поэтому либо мы всех воров называем клептоманами и признаем психически больными, либо эти люди не являются психически больными, как и все остальные воры. 

Кроме того, не всегда присутствуют и два других критерия патологии – тотальность и стабильность. То есть эти люди воруют не всегда и не везде. Они крадут только в каких-то определенных ситуациях и обстоятельствах, воровство может быть связано с их эмоциональными переживаниями. Поэтому стойкость этих явлений тоже не наблюдается: такой человек ежедневно не заходит в каждый магазин и не ворует в нем. Может украсть, а может не украсть. 

Поэтому по критериям болезненности такое поведение это однозначно не болезнь. А раз так, то говорить о человеке, что он клептоман, и оправдывать его болезнью, с которой он не может совладать, нельзя. Он психически здоров и контролирует свое поведение. 

Способ поднять настроение

- Если клептомании как болезни не существует, то что тогда толкает людей на мелкое воровство? 

- Действительно, возникает логичный вопрос – почему человек так себя ведет? Для чего ему необходимо такое поведение? Наверное, если пытаться его каким-то образом квалифицировать, то такое поведение можно назвать невротичным. Оно выступает как способ справиться с эмоциональными переживаниями. Воруя по мелочам, человек пытается контролировать собственные эмоциональные переживания и состояния. 

- Как это понимать? 

- В этом процессе могут участвовать многие механизмы и эмоциональные переживания, все очень индивидуально. Попытаемся немного обобщить, составить некий портрет «клептомана», который, конечно, нельзя будет назвать универсальным. 

Чаще всего воровство связано с возникновением состояния эмоционального возбуждения. Это прилив адреналина, эмоциональный подъем, связанный с тем, что ты делаешь запрещенные вещи, за которыми тебя могут поймать. От страха происходит  выброс дозы адреналина, возникает очень приятное состояние бодрости и возбуждения. Что-то подобное испытывают спортсмены-экстремалы, да и мы иногда совершаем поступки, от которых, что называется, дух захватывает.

Человек ворует, чтобы вызывать у себя это состояние возбуждения, потому что он не очень хорошо чувствует себя в эмоциональном плане. У него может быть подавленность, пониженный эмоциональный фон, депрессивное настроение, может испытывать состояние общего эмоционального неблагополучия, тревожности. Любое негативное эмоциональное переживание в принципе плохо переносится человеком, и все мы каждый по-своему пытаемся с ним как-то справиться. У «клептоманов» по каким-то причинам, откуда уж они пошли - можно лишь гадать, возможно, из детства, когда-то такое поведение зафиксировалось как способ совладания со своими тягостными эмоциональными переживаниями.  

- Воруют, чтобы взбодриться?  

- Периодически, когда у «клептомана» возникают тягостные переживания и он не может взбодриться другим способом, он совершает кражу. Не ради наживы, а просто для того, чтобы почувствовать себя живым и бодрым. 

Обратите на меня внимание!

На уровне социальных ролей такое поведение можно рассматривать как инфантильное, поскольку очень часто связано с желанием обратить на себя внимание. Такое закрепившееся с детства поведение. Человек совершает кражу, а затем каким-то образом пытается сделать так, чтобы его изобличили. Делается это для того, чтобы окружающие поняли, что ему на самом деле очень плохо, чтобы пожалели его и дали те эмоциональные реакции, которых ему не хватает.              

Иллюстрацией такого поведения у взрослых может служить персонаж из сериала «Во все тяжкие». Помните, как одна из героинь, жена полицейского, достаточно эксцентричная женщина, требовала к себе внимание? В фильме очень хорошо показана ее так называемая клептомания. Когда в семье главного героя стали происходить несчастья и все внимание окружающих переключилось на эту семью, она начала воровать в магазинах. Приходит в ювелирный, а выглядит она вполне презентабельно, и крадет вещь. Затем дарит ее на день рождения дочери своей сестры, то есть тем людям, которым уходило все внимание окружающих. Конечно же, она была уличена. Но для чего женщина это делает? Таким образом она вернула себе все то внимание людей, которое когда-то потеряла. 

Такое клептоманическое поведение в этом варианте очень напоминает ипохондрическое поведение, когда человек заболевает для того, чтобы на него обратили внимание, посочувствовали ему. Только здесь вместо болезни выступают асоциальные поступки в виде воровства, но с той же самой целью. По своему психологическому механизму клептоманическое поведение очень похоже на зависимость, на аддиктивное поведение. Но зависимостью это не является. 

- Как помочь «клептоману» ? 

- Естественно, полноценным и здоровым такое поведение назвать, конечно же, нельзя. Да, оно инфантильно, да, в его основе лежат некие невротические состояния, и оно связано с эмоциональным неблагополучием человека. Поэтому такому человеку необходима помощь, но не психиатрического характера, потому как это не болезнь. Ему нужна психотерапевтическая или психологическая помощь.  
 
Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.