Когда уедет цирк…

Кто и почему готовит выборы мэра Улан-Удэ по жесткому сценарию
A- A+
Кампания по выборам мэра Улан-Удэ де-факто вовсю идет, в середине июня будет дан официальный старт. Основной претендент на этот пост Игорь Шутенков с февраля уже занимается городскими проблемами. Круг его будущих оппонентов более-менее очерчен. С большой долей вероятности, выдвинутся номинальные кандидаты от ЛДПР и «Справедливой России», возможно, пойдет вечный кандидат Бато Багдаев от КПСС. Заявляет о своих амбициях журналистка Евгения Балтатарова. Наверняка будут еще какие-нибудь самовыдвиженцы. Но главная интрига – имя кандидата от КПРФ.

Коммунисты решили потянуть резину, назвав поначалу малоизвестную широкой публике кандидатуру депутата Народного Хурала Анатолия Ковалева и даже вроде направив в ЦК КПРФ документы для ее согласования. Однако этот ход был неоднозначно воспринят бурятскими коммунистами. Инсайды из рескома дружно загудели о том, что прокатилась волна возмущения. Мархаеву ставили в вину попытку «слить» выборы мэра путем выдвижения заведомо слабого кандидата Ковалева и предлагали либо идти самому, либо открыть пути молодому политику Баиру Цыренову. После этого началась игра в партийные «тайны» с утечками информации из Москвы, которая якобы настаивает на выдвижении лидера БРО КПРФ Вячеслава Мархаева. Таким образом, стало понятно, что Мархаев не собирается делиться властью в рескоме с внутренними конкурентами и как минимум не хочет допустить усиления Баира Цыренова.

Отдадим должное новым красным партократам – их игра задалась. В сетях и СМИ пошел глубокомысленный гул о том, что Мархаеву всенепременно надо выдвигаться. Сам сенатор отвечал на него, как подобает «винтику партии», - мол, если партия прикажет, то пойду. Ну и на десерт очень осведомленные источники в БРО КПРФ известили о процессе выдвижения в первичках именно его кандидатуры. Все, как в хорошем цирке. Оркестр играет туш, напряжение нарастает, на арену выходит шпрехшталмейстер, объявляет гвоздь программы, и тут выходит он. В нашем случае весь в красном. Публика взрывается…

Любой Иркутск когда-нибудь кончается

… В настоящем цирке - овациями, а в политическом  приходится взрываться недоумением. В самом деле, зачем Вячеслав Мархаев вдруг решил возвращаться из Иркутской области, которая подарила ему пик политической карьеры для любого провинциального политика – сенаторство, назад в Бурятию? Да к тому же на муниципальный уровень.             

Самый очевидный ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Срок полномочий в Совете Федерации от Иркутской области у вождя коммунистов Бурятии тает на глазах. Выборы главы Иркутской области не за горами – в 2020 году. А перспективы «красного» губернатора Сергея Левченко избраться на второй срок очень проблематичны. Причины этого оставим для обсуждения иркутянам. Их дела. Кому интересно, читайте СМИ и телеграмм-каналы соседнего региона. 

К слову, в них нет-нет да и упоминают имя Вячеслава Марахаева как самого неэффективного сенатора в истории Иркутской области. За инертность в деле лоббирования интересов Приангарья и входящей в него Усть-Орды претензии к нему высказывают даже в ней. И это уже серьезно: если скисают усть-ордынские сливки, то на рынке в Иркутске их уже не продать. Даже при условии внезапной повторной победы Сергея Левченко.

Бери шинель…

Так или иначе, судя по всему, экс-депутат Народного Хурала и экс-депутат Госдумы от Бурятии, бросивший в 2015 году своих избирателей ради сенаторской карьеры, надумал возвращаться на родину. По-научному, репатриироваться. Святое дело. Вячеславу Михайловичу на днях стукнуло 64 года. Даже по новому пенсионному возрасту остается всего год до заслуженного отдыха, хотя он, скорей всего, давно имеет право на него благодаря милицейскому стажу.

Собственно, спорт и работа в правоохранительных органах и есть главный профессиональный опыт Вячеслава Мархаева. Спортивную честь милиции он отстаивал на борцовском ковре, занимая не очень хлопотные должности в системе МВД. Реально послужить пришлось уже в ОМОНе. И послужить достойно. Вячеслав Мархаев проявил себя мужественным и ответственным командиром, честь и слава ему за это!

Но зачем ему пост мэра? Городу нужен не политик, а «начальник пара и канализации», разбирающийся в реальной экономике, в бюджете, в хозяйстве. Увы, этим лидер республиканских коммунистов похвастаться не может. 

В таком случае выдвижение имеет под собой, с одной стороны, личные амбиции – взять реванш за отстранение от участия в выборах главы республики (хотя КПРФ сама «накосячила» со сбором подписей для прохождения муниципального фильтра) и не допустить ослабления своих позиций в рескоме. С другой стороны, это необходимо КПРФ для ее коллективных амбиций.

Версии и факты

Верными могут быть обе версии. Вторая подкрепляется разговорами о том, что в компартии началась борьба за власть между вероятными наследниками Геннадия Зюганова. Нынешний босс Мархаева – иркутский губернатор Сергей Левченко - входит в число этих наследников. Это  факт. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов считает Левченко «талантливым и перспективным руководителем», неоднократно подчеркивая в узком кругу, что после него партию должен возглавить «именно такой человек». Поэтому «такому человеку» нужны доказательства своего влияния не только на Иркутскую область.  

Конечно, в таком случае придется пожертвовать интересами жителей Улан-Удэ, которые наконец увидели слаженную работу республиканской и муниципальной властей, реальные планы строительства новых школ, детских садов, ведущийся ремонт дорог. Ничем подобным персек БРО КПРФ прежде не занимался!

Не исключено, что тут же могут лежать и бизнес-интересы строителя Сергея Левченко. В случае неудачи на губернаторских выборах он явно вернется к управлению своей строительной империей «Стальконструкция». Ею сейчас не очень успешно руководит его сын. Нужны будут заказы. И здесь свой мэр города, в котором разворачивается масштабное строительство, может оказаться как нельзя кстати. Это, конечно, лишь предположение, но «Стальконструкция» уже пыталась заходить в Бурятию и даже имела здесь крупный подряд, завершившийся, правда, крупным скандалом. Это  тоже факт. 

Что же будет в «сухом остатке»? 

Если выдвижение Вячеслава Мархаева состоится, то, как верно подметил телеграмм-канал «Степной дозор», точка невозврата для него будет пройдена. Ему придется биться за свое политическое будущее до последнего патрона. В противном случае сам патрон и его соратники фиаско не простят. Сенатора ждет политическое небытие, хотя вполне обеспеченное сенаторской пенсией и небольшим бизнесом.

А улан-удэнцев ждут выборы в очень жестком варианте с десантами «красной» номенклатуры вплоть до самого Геннадия Зюганова. Плюс пристальное внимание федерального центра за исходом голосования. После очень благожелательного внимания Москвы к финансовым просьбам республики и Улан-Удэ первопрестольную, конечно, будет волновать вопрос о том, не войдет ли столица Бурятии в «красный пояс» России. Если войдет, то федеральный центр будет крайне удивлен этим обстоятельством со всеми вытекающими последствиями. А «красное шапито» из центра к тому времени город покинет.

Так что, все предсказуемо – цирк уедет, клоуны останутся. Это  не в адрес Вячеслава Мархаева. Он, безусловно, звезда. Это в адрес всех жителей столицы Бурятии. Не хотелось бы всем нам оказаться в такой роли.

Андрей Никонов, для «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.