Наркомаркетинг - как в торговых сетях

Дельцы проводят розыгрыши, лотереи и даже занимаются наружной рекламой
A- A+
На борьбу с распространителями опасных веществ вышли все, кто мог: помимо МВД, это добровольцы, общественники, чиновники и так далее. Однако наркодельцы работают быстрее: на месте одной закрашенной надписи появляются две, вместо одного закрытого сайта открываются несколько. Число преступлений растет, как и число оказавшихся за решеткой подростков. Тем не менее активисты не сдаются. «Номер один» поучаствовал в одном из рейдов против «наружной рекламы» наркотиков.

Дурь повсюду

Евгений Хлебодаров – общественник, директор реабилитационного центра для людей с алкогольной и наркозависимостями. С Евгением еще четверо ребят, двое из них – совсем молодые парни. Они, как и мужчины постарше, бывшие потребители. Все вместе выдвигаемся в рейд по закрашиванию надписей в Железнодорожном районе. 

Первая точка – жилой дом недалеко от «Приборки». На нем сразу две надписи. Мужчины поверх одежды накидывают зеленые жилеты с названием реабилитационного центра «Надежда», берут баллончики и идут закрашивать часть надписи, чтобы потенциальный потребитель не смог зайти в «магазин».

Евгений о синтетических веществах знает не понаслышке: он ежедневно встречается с людьми, ступившими на скользкую дорожку, а также организовал общественное движение «Улан-Удэ без наркотиков». Ни для кого не секрет, что распространением наркотиков занимаются организованные группы. 

- Поймать тех, кто оставляет надписи, очень трудно - они работают на рассвете. В пять-шесть утра заезжают в район на машине. У них все есть – трафареты, баллоны, «закладки». Через соцсети ищут работников, пишут молодым ребятам, обещают зарплату 60 тыс. рублей за «закладки», и молодежь на это, к сожалению, ведется, - рассказывает Евгений.

Маршрут рейда добровольцы составили заранее, поэтому работа продвигается быстро. Хотя кажется, куда ни ткни, везде увидишь наркорекламу. 

- Поскольку наши волонтеры, которые помогают бороться с этой бедой, сами бывшие потребители, у них наметан глаз на «закладки». Один наш товарищ, который уже давно завязал с этим делом, как-то нашел одну. Позвонил мне, мы приехали, уничтожили на месте. Как-то находили «скорость» в подъезде, - говорит общественник.

Как в супермаркете 

Один из бывших потребителей, Валентин, рассказывает, какие «плюшки» ждут активных трафаретчиков и постоянных покупателей. Работает это все, как в обычном магазине, разве что бонусную карту не дают. Проводятся акции, лотереи, розыгрыши, победители которых получают дозу отравы. Условия нехитрые: например, нужно внести свой вклад в наркомаркетинг через распространение незаконных надписей или закупить определенное количество опасной продукции. То, что наградой за такую активность может стать уголовное дело, организаторы, конечно, не сообщают. При этом стоимость опасных веществ весьма недешевая – цена за дозу может доходить до 15 тыс. рублей.

Тем временем участники рейда переместились на улицу Октябрьскую. Здесь в одном из дворов также несколько надписей. Завидев активистов, к ним подходит женщина. Представляется сотрудником управляющей компании. Уверяет, что «управляшка» регулярно закрашивает надписи, однако «трафаретчики» работают быстрее, чем маляры.

Евгений говорит, что «закладки» делают в основном в спальных районах города и в частном секторе.

- Выбирают места, где окна не выходят во двор, чтобы можно было спокойно спрятать и сфотографировать место. Чаще всего это СНТ, но и во дворах многоэтажных домов тоже прячут, в подъездах: в почтовых ящиках, в кабель-каналах, выключателях, под лестницами, - перечисляет активист.

Иван, самый юный активист, говорит, что только на одном из сайтов, где можно купить дозу, 660 подписчиков. В интернете можно купить не только «синтетику», но и традиционные для Бурятии наркотики, получаемые из конопли.

- Сейчас насчитывается восемь активно работающих сайтов. Заходишь по такой надписи, закидываешь деньги, и в течение пяти минут прилетают адрес и фото места, где «закладка», и объяснение, куда подойти, - поясняет Иван.

16 лет под кайфом

Валентин, один из добровольцев 32 лет, рассказывает, что наркотики он употреблял в течение 16 лет.

- В местах лишения свободы в целом я провел шесть лет. Как только освобождался, брался за старое. Не было такого времени, чтобы я был в трезвости. Это была не жизнь, а существование… В один прекрасный момент перестал получать от наркотиков удовольствие, они мне стали нужны, чтобы нормально существовать. По две недели лежал в нарколожке, выходил оттуда и снова начинал употреблять. Всего там побывал четыре раза. Потреблял героин, дезоморфин… Узнал о центре реабилитации и вот три месяца не употребляю. Сейчас восстанавливаю свою жизнь, налаживаю отношения с матерью. В свободное время, как в юности, играю в футбол. У меня нет желания возвращаться к прежней жизни. Конечно, надо в дальнейшем противостоять искушениям, - рассуждает бывший наркопотребитель.

Евгений добавляет, что главное – не поддаться тяге попробовать снова, бороться с биологической памятью.

- Наркомания – это привыкание, бросившему человеку трудно преодолеть тягу. Можно только разговаривая о наркотиках, захотеть пробовать снова, поэтому разговоры о них в нашем центре запрещены, - говорит общественник.

Жажда легких денег

По словам Евгения, надписи с рекламой наркотиков, как и «закладки», часто делают подростки, едва достигшие совершеннолетия.

- По 18-19 лет ребятам, у них нет страха, что их поймают, раскроют. Они, вероятно, даже не осознают, что делают. А сроки за распространение наркотиков очень серьезные. Можно сесть на 20 лет и больше, - предостерегает общественник.

В МВД по Бурятии слова Евгения подтверждают - статьей 228.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и тому подобные преступления. За это можно получить от четырех лет лишения свободы до пожизненного заключения.

В 2018 году по республике было выявлено 96 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков синтетического происхождения, из них 59 связаны со сбытом. Из незаконного оборота изъято 763 грамма запрещенных веществ. 

При этом только за первый квартал 2019 года в республике выявлено 57 аналогичных преступлений, из них 48  связаны со сбытом. Из незаконного оборота изъято 790 грамм запрещенных веществ. То есть больше, чем за весь прошлый год.

- Сотрудники МВД по РБ на постоянной основе мониторят Интернет и печатные издания. В 2018 году был выявлен 51 сайт, содержащий информацию о способах приобретения наркотических средств, психотропных веществ. Обращения с указанием сетевых адресов данных сайтов направлены в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) для принятия решения об их блокировке. За 4 месяца 2019 года направлено 25 обращений, - сообщили «Номер один» в Министерстве внутренних дел по Бурятии.

К слову, недавно вступил в силу приговор суда в отношении организованной преступной группы. 

- В группу входили четверо молодых людей, в том числе трое несовершеннолетних. Посредством сети Интернет они связывались с неустановленными следствием лицами, с которыми договаривались о получении крупных партий наркотиков. Запрещенные вещества фигуранты расфасовывали на разовые дозы и помещали «закладки» в тайники  для их последующего сбыта наркопотребителям, за что получали вознаграждение, - рассказали нам в МВД.

Приговором суда троим участникам назначено наказание в виде пяти лет лишения свободы условно с испытательным сроком в четыре года, еще одному злоумышленнику – в виде четырех лет лишения свободы условно со штрафом в размере 15 тыс. рублей и испытательным сроком в четыре года.

Чтобы свести на нет маркетинговую кампанию наркодельцов, сейчас ведется разработка проекта по ликвидации надписей, рекламирующих наркотики. В нем будут участвовать добровольные народные дружины Улан-Удэ и молодежные волонтерские отряды. Их поддержат Минспорта республики и комитет городского хозяйства. Суть проекта в том, что опасные надписи будут покрываться утвержденным логотипом проекта, несущим позитивную идею.

Насколько сильно это ударит по наркотрафику, сказать сложно. Ведь для борьбы со столь масштабным явлением нужно куда больше, чем несколько ребят и баллонов с краской. 

Лариса Ситник, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.