Позитивное мышление:

«Розовые очки» или здоровая критичность?
A- A+
«Мыслите позитивно, и все будет хорошо», - этот совет в последнее время мы слышим со всех сторон. Знатоки утверждают, что если следовать этому девизу, то в нашей жизни все наладится, ведь мы будем притягивать к себе только положительную энергетику. Но все ли так однозначно и хватит ли только одного позитива, чтобы поменять нашу жизнь в лучшую сторону? 

- Позитивное мышление ни в коем случае не должно исключать критическое, - уверен кандидат психологических наук Игорь Бадиев.

Позитив не в оценке, а в опыте

- Игорь Валерьевич, сейчас много говорят о силе позитивного мышления, расскажите, действительно ли оно может волшебным образом изменить жизнь человека? 

- Действительно, эта идея очень популярна сейчас, и, с одной стороны, да, нужно быть позитивным, но, с другой стороны, когда мы встречаем приверженца этой идеи, нам почему-то хочется убежать от него подальше. Дайте поговорим, что подразумевается под позитивным мышлением и значит ли это, что все нужно воспринимать в ярких и восторженных тонах.

Само понятие «позитивное мышление» исходит из так называемой позитивной психотерапии. Идея, заложенная в этом направлении, достаточно проста, и она заключается в следующем. С нами происходят различные события, и им мы даем ту или иную оценку, которая может быть негативной или позитивной. Объективно события не плохие и не хорошие, они не имеют оценки до тех пор, пока не коснутся какого-то конкретного человека.

Как человек воспринимает это событие, во многом зависит от того, какие его потребности удовлетворяются, а какие фрустрируются в результате этого события или явления. Если потребности фрустрируются, то оценка происходит негативная. Если удовлетворяются - то позитивная.

Суть в том, что любое событие не может быть однозначно плохим или хорошим. У человека огромное число потребностей, ему постоянно и одновременно что-то нужно, и не существует такого события, которое бы не удовлетворяло ни одной потребности, фрустрировало бы их все.

- А как насчет смерти близкого человека – это ведь однозначно плохое событие? 

- Когда речь идет о таких негативных вещах, как, например, потеря работы, то здесь еще можно сказать: «Найду новую, ведь мне она все равно не нравилась» или, когда бросила девушка, отыскать положительный момент: «Значит, она освободила место для более лучшего варианта». Здесь все достаточно легко, назовем это первым уровнем восприятия, поскольку такие события хоть и не очень приятны, но не являются травматичными. Их оценка всегда несколько амбивалентна. Но дело в том, что это оценивание осуществляется не на одном уровне, поскольку уровней потребностей у человека гораздо больше - это более разветвленная вещь, и оценить что-то однозначно хорошо, а что-то плохо, нельзя.

Когда же дело касается трагичных событий, то здесь, конечно же, задача заключается не в том, чтобы найти, чем это событие положительно. К слову, это больше всего и напрягает в людях, практикующих позитивное мышление. Ведь они во всем пытаются найти что-то хорошее. Так вот суть не в том, что какое-то событие хорошее, а в нашем отношении к нему, и что мы делаем с нашим опытом. Потому что любое событие, по сути, является опытом. Опыт — это самое ценное, что есть у человека. 

Естественно, в трагических событиях нет ничего хорошего, поиск узкого понимания позитивного подхода, что надо найти что-то хорошее, вызывает лишь раздражение, ведь в самом событии нет и не может быть ничего позитивного. Хорошее  не событие: переживая его, человек приобретает опыт, который делает его сильнее, мудрее, устойчивее. Вот в чем суть позитивного подхода. 

Наступать на грабли в розовых очках

Но в связи с широким распространением таких популистских представлений о психологии, такое понимание позитивного подхода упрощается донельзя. Когда говорят «позитивное мышление», то чаще всего вносят такое значение – поиск хорошего, что все нужно воспринимать с положительной стороны, что на мир нужно смотреть очень оптимистично и радужно. И такое понимание позитивного подхода, по сути, наносит ущерб критическому мышлению.

С одной стороны, когда мы мыслим позитивно и предвосхищаем успех в тех или иных делах, то действительно даем себе определенную установку и начинаем действовать в соответствии с ней на достижении успеха. Но это установка на успех, ее суть заключается не в том, что игнорируем препятствия и какие-то трудности, а в том, что мы к ней стремимся, несмотря на их наличие. Четкое понимание этих препятствий и трудностей помогает нам подойти к успеху. А для того, чтобы видеть эти трудности и препятствия, необходимо критически оценивать входящую информацию, предвидеть неудачи.

-  Получается, просто мыслить позитивно и ничего не делать  - это ерунда?

- Если человек говорит: «Я мыслю позитивно, поэтому игнорирую трудности», то, естественно, он чаще всего и будет спотыкаться об эти трудности. А поскольку ему нужно мыслить позитивно и в неудачах искать что-то хорошее (не извлекать уроки из опыта, а в самих неудачах найти что-то хорошее), то уроки от ошибок не извлекаются. И снова он мыслит позитивно, опять не замечает этих трудностей и повторно совершает все те же ошибки.

Это то, что в простонародье называется «розовые очки». Позитивное мышление ни в коем случае не должно исключать критическое мышление, вся суть заключается только в том, что идет ориентация на достижение и трудности не страшат.

В негативном мышлении идет ориентация на неуспех. И если мы в делах всегда предвидим неудачу, то мы, собственно говоря, и даем себе определенную установку на этот неуспех и получаем то, чего добивались,  - неудач.

- Правда ли, что критичность при негативном мышлении развита лучше?

- Кажется, что такое негативистское мышление критично, но нет, это ошибочное мнение. Оно не предполагает наличия возможностей положительных оценок, всему дается однозначная оценка: «Все плохо».

Вот мы и видим два полюса: негативное мышление, которое дает установку на неудачи и подталкивает нас к отказу от деятельности, и псевдопозитивное, где эти трудности и риски в принципе не принимаются в расчет.

В основе этих двух полюсов лежат два ошибочных убеждения, что все события в мире либо однозначно плохие, либо они однозначно хорошие. Ошибка связана как раз с наличием оценок как таковых. 

Фактически же суть этого позитивного психотерапевтического подхода заключается в том, что объективно не бывает хорошего и плохого, это может быть только относительно конкретной личности. Из любого события можно извлечь опыт и уроки, любое событие может рассматриваться как точка роста, дальнейшего развития. И то, как мы ее оцениваем, и то, какие уроки извлекаем из этого, будет зависеть, как у нас дальше будет складываться дальнейшая жизнь, в том числе и отношение к этому событию. 

Почему «позитивщики» раздражают?

- Игорь Валерьевич, разъясните, почему опыт делает нас сильнее?

- Потому что он дает нам новые знания и навыки. Наша личность есть ни что иное как наш опыт. Если мы отказываемся от своего прошлого опыта и не извлекаем из него уроки, то мы, по сути, отказываемся от части своей личности. Она остается у нас таким неиспользуемым балластом, который в лучшем случае оказывается бесполезным, а в худшем - мешает жить. Поэтому суть в том, что каждый момент жизни человека бесценен, поскольку всегда дает человеку опыт. И любые события  это все то, что формирует его личность. А вот как его переосмыслить, как оценить и интегрировать в свою личность, это, конечно, в руках человека. 

Очень часто нам хочется забыть, вычеркнуть какие-то участки нашей жизни, нашего прошлого, представить, что этого ничего не было. С одной стороны, это понятно – события неприятны, тяжелы, во многом травматичны. Но их отрицание это и есть создание того балласта неполезного груза, который может быть достаточно гармонично интегрирован в личность и может давать ресурс для дальнейшей жизни. 

- Объясните, почему «позитивщики» раздражают нас, они ведь несут только доброе и хорошее? 

- Все достаточно просто. Когда мы общаемся с людьми, нам очень важно делиться эмоциями, а они бывают разные – позитивные или негативные. И когда испытываем не очень приятные эмоциональные переживания, нам хочется, чтобы их каким-то образом отразили, чтобы сопереживали, чтобы разделили с нами эти эмоции. 

Но когда встречаемся с таким человеком, который говорит: «В том, что с тобой произошло, есть хорошее» и начинает давать позитивную оценку этому явлению или ситуации, то для нас  это обесценивание наших переживаний. Таким образом «позитивщик» говорит, что мы неправильно воспринимаем, неправильно чувствуем, испытываем не те эмоции, которые должны быть. А правильно вот это, что предлагает он. Человек имеет право чувствовать то, что чувствует. Когда ему говорят, что он не должен что-то чувствовать, это вызывает как минимум раздражение. 

Естественно, выстраивать взаимоотношения с таким «позитивщиком» становится крайне сложно. Такое отношение можно сравнить с эмоциональной холодностью. Есть люди неэмоциональные, с ними очень трудно общаться, а есть «позитивщики», которые дают только положительные эмоции. Но только положительные эмоции – это самообман, потому что спектр эмоциональных переживаний здорового человека очень широкий. 

Здоровый человек способен и должен переживать весь эмоциональный спектр, и если он пытается избежать негативных переживаний, то это, собственно говоря, не прибавляет ему психического здоровья. Потому что этот опыт, эти события не осознаются, не переживаются им, соответственно, не принимаются человеком и отреагируются им, и создается вот этот эмоциональный балласт, который неблагоприятно воздействует на его здоровье.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.