Безнаказанность как тренд

В деле о браконьерстве справедливость так и не восторжествовала
A- A+
В августе прошлого года во время очередного рейда лесники остановили автомобиль, в багажнике которого при досмотре нашли четыре окровавленных туши изюбря и косули. В комплекте шли ружье с оптическим прицелом и фара-луч. И это в период запрета на отстрел животных. Казалось бы, все очевидно – вот браконьеры, вот орудие преступления, вот незаконно добытое ими мясо. Но нет, обвиняемых по делу чудесным образом так и не нашли, и уголовное дело прекратили. 

Четыре туши изюбря и косули

- У меня просто руки опускаются, - разочарованно сетует Владимир Холхоев, госинспектор по охране природы в Еравнинском районе. – Что толку работать, если справедливости нет? Мы задерживаем браконьеров, а они все равно чистыми выходят да еще похохатывают над нами. Такой огромный ущерб государству причинили и ушли от ответственности. 

Госинспектор не скрывает, что недоволен тем, как прошло дознание по делу, которое при должном подходе должно было окончиться обвинительным приговором и большими штрафами. Но что поделать, если полиция, не найдя виновных, а затем и прокуратура, утвердившая прекращение уголовного дела, сделали все, чтобы браконьеры вышли сухими из воды. 

Но начнем по порядку. 5 августа на лесной дороге в местности «Нохони» Еравнинского района Бурятии госинспектор Владимир Холхоев с двумя егерями и участковым при патрулировании леса встретили уазик, выезжающий из охотугодья. Машины сошлись лоб в лоб, разъехаться сложно - дорога в этом месте узкая. Свернуть водитель подозрительного уазика тоже не мог, пришлось остановиться. 

- Дело было на восходе в тайге, примерно в 150 километрах от села Можайка Еравнинского района, - вспоминает госинспектор. – В машине вместе с водителем находились пятеро человек, все жители Хоринского района. Мы начали досмотр автомобиля, все полномочия для этого у нас были. Я сразу заметил «незаконку» - как они двери открыли.  

Багажник внедорожника буквально забили убитыми зверями. Группа лесоохраны была поражена, когда из машины одну за другой выкинули четыре туши: самку изюбря, ее детеныша и двух сибирских косуль – самца и самочку.    
 
- Как они вели себя? – переспрашивает Владимир Холхоев. - Да как обычно в таких случаях - шумели со страшной силой. Конечно, мы ведь поймали их с поличным! В салоне машины, кроме зверей, нашлось и самодельное оружие. Нарезное с оптическим прицелом под 39 патрон. Чья винтовка, никто из пассажиров уазика не признался.

Ущерб государству - 880 000 рублей 

В суматохе разбирательства один из пяти пассажиров уазика, молодой паренек, убежал в тайгу, прихватив с собой второе ружье, зарегистрированное на охотника из числа задержанных. Поймать шустрого парня не успели. Он ушел с важной уликой, которая не должна была попасть в руки лесоохраны – ружье не только могло вывести на его законного владельца, но и сыграть против него в уголовном деле о незаконной охоте.  

Кроме ружей, патрульная группа нашла в салоне остановленной машины фару-луч, которую обычно браконьеры используют ночью для ослепления добычи. Под лучом фары зверь теряет способность ориентироваться в пространстве и стоит на месте, как вкопанный, пока не будет убит. 

5 августа охота запрещена, соответственно, никаких разрешительных документов у задержанных не было. Патрульная группа сопроводила уазик до ближайшего села Улзыта, вызвала сотрудников полиции, чтобы по горячим следам зафиксировать факт браконьерства. На следующий день полицейские выехали на место происшествия, охотники показали место добычи, составили протокол. 

Через несколько дней, 16 августа 2018 года, отделом дознания МО МВД РФ «Хоринский» было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконная охота, совершенная с причинением крупного ущерба». Урон государству действительно был нанесен серьезный – 880 000 рублей. Затем дело было переквалифицировано на ч. 2 ст. 258 УК РФ «Незаконная охота, совершенная группой лиц по предварительному сговору или организованной группой». Казалось бы, дело в шляпе, но что-то пошло не так. 

«Мясо и оружие нашли в лесу»

Первоначально «браконьеры» признавали свою вину, а потом, видимо, узнали, как избежать ответственности. Тем более что один из них, кому и принадлежало законное оружие, когда-то служил в ГИБДД. В итоге все дружно стали говорить, что ружье с оптикой они нашли в лесу, как и туши зверей и фару-луч. 

Постепенно дело начало разваливаться. 17 декабря 2018 года начальник отдела дознания Хоринского района выносит постановление о приостановлении производства дознания «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». В нем черным по белому говорится: «В ходе дознания принятыми мерами установить лицо, совершившее указанное преступление, не представилось возможным». 

Далее начальница постановляет поручить местному отделу уголовного розыска и участковым уполномоченным полиции принять-таки меры к установлению расхитителей государственной собственности. И коллеги наверняка отреагировали на это постановление отчетами о проделанной работе и невозможности установить неуловимых браконьеров.     

Как оказалось, сейчас это уголовное дело и вовсе прекращено. В республиканском МВД на запрос о ходе дознания уголовного дела нам ответили, что «сотрудниками полиции проведен полный комплекс следственно-оперативных действий, в том числе и ряд судебных экспертиз». 

- Хотели бы доказать – доказали, - уверен госинспектор Бурприроднадзора Владимир Холхоев. – Нужно было экспертизу нормально провести, выяснить, из какой винтовки стреляли. Следовало бы проверить то ружье, с которым паренек из леса убежал. Изъять его, сделать пристрелку. Что говорить, меня, например, никто не опрашивал, в полицию не вызывал. Я от такой несправедливости еще злее на браконьеров становлюсь. Попадутся мне в следующий раз, не отвертятся. 

Любовь Ульянова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.