«Улан-Удэстальмост» банкротят вторично

Градообразующее предприятие тихо убивают под радостные вопли о процветании
A- A+
В Бурятии завершается очередной этап «вставания с колен» местной обрабатывающей промышленности.  На прошлой неделе уже на второй по счету «Улан-Удэстальмост» подано заявление о банкротстве. «Номер один» попытался понять, сколько времени еще сможет выдержать завод, имея столь отягощенную систему управления.

«Разводка мостов» и не только

Напомним, что в 2017 году ЗАО «Улан-Удэстальмост» попало в кризисную ситуацию, когда с предприятием не рассчитались за ряд крупных государственных строек, в том числе олимпийские мосты в Сочи. В конце того же года мостостроители, задолжавшие банкам более 1 млрд рублей,  пошли по процедуре ликвидации. Однако в  последний момент ее остановили москвичи, чтобы запустить новую схему. Которая, судя по всему, позволит выжать с завода все, что осталось,  чтобы уже вторично оставить с долгами  и поставщиков, и бюджет. Так работают москвичи, ничего нового.  

Соответственно, последующий заход Туфана Садыгова (как говорят, связанного с Черкизовским рынком Москвы) на улан-удэнский завод преподносился в рамках «белого шума» - массированной и разнородной информации. Мол, ЗАО «Улан-Удэстальмост» -  банкрот, все пропало, но есть «спаситель» по имени Туфан. Причем якобы связанный с олигархом Аркадием Ротенбергом, другом Владимира Путина. А уж при Ротенберге то «Улан-Удэстальмост» заживет как у Христа за пазухой, поскольку госзаказы пойдут нон-стопом. Они и пошли. Только мимо «Улан-Удэстальмоста». Дело в том, что новый «инвестор», который обещал сказочные вложения в предприятие, на самом деле действовал по незамысловатой схеме. Есть ли москвичу смысл что-то вкладывать в регион, если там, учитывая бедственное положение, готовы, фигурально выражаясь, работать за миску риса?

Дешевая рабочая сила

Это как в Африке, где дети работают за доллар в день на вредных рудниках по добыче сырья для производства смартфонов. Правозащитники вопят, а Apple или  Samsung только подсчитывают прибыль. 

- Российский рынок металлоконструкций, завязанный на крупные гозаказы, чрезвычайно монополизирован. Зачем отдавать крупные и жирные заказы какому-то улан-удэнскому предприятию, когда есть другие предприятия в западной части страны,  давно «встроенные в систему»? - говорит источник «Номер один». 

Другой вопрос, что себестоимость производства металлоконструкций у сторонних производителей можно организованно снизить до демпинговой, зайдя туда  по схеме «инвестиций». Что и было организовано  через организацию клона завода - ООО «Улан-Удэстальмост», взявшего в аренду  площади в ЗАО «Стальмост». Предыдущие  собственники предприятия под обещание купить пакет за 1 млн долларов (которые, как говорят, пакет то передали, но денег не получили) пустили бизнесмена Туфана Садыгова, который организовал клон завода - ООО «Улан-Удэстальмост».  На заводе оставили старые долги, а сами начали «с чистого листа». Однако с самого начала клон вместо «новых инвестиций»  начал активно наращивать долги - за электроэнергию, металл, по налогам, заработной плате, аренде. Тем самым удалось добиться чрезвычайно низкой себестоимости, что неудивительно, если не платить поставщикам. 

Соответственно, поставляя металлоконструкции завода на российские стройки, другие структуры Туфана, насколько можно судить, хорошо «наваривались». Все  это чиновниками Бурятии подавалось как великое достижение. Хотя что там великого?  Это то же самое, если бы школьный  автобус был отдан в аренду вместе с водителем какому-нибудь рыночному торговцу. Последний бы использовал его день и ночь в коммерческих целях,  не платил бы за бензин, аренду, запчасти и ремонт. Выжимая технику по максимуму. А населению бы сообщалось, что «благодетель» зато платит зарплату водителю. Естественно, за пару лет такой нещадной эксплуатациии от автобуса мало что осталось бы. Такая же ситуация сейчас с нашим заводом. Ведь, как показывает практика, больше двух лет подобных схем предприятия не выдерживают. Пришли, выжали прибыль и ушли. Оставляя после себя лишь новые долги, которые сегодня снова повесят на завод.  

Нездоровые иллюзии

На самом заводе, похоже, тоже пребывают в иллюзиях. Коллектив, по видимому, живет только сегодняшним днем, нехитро радуясь тому, что сейчас платят регулярно зарплату. В 2019 году работникам погасили долги по зарплате за 2018-й. Недавно рассчитались за май. 

Однако людям невдомек, что это все временно. Что пока еще приходящие на завод деньги  никакие не инвестиции, а лишь оплата за выполненные работы и ничего более. Интересно, что рабочие при этом ругают «инвестора» Туфана Садыгова. Мол, обещал много чего, а в результате завод снова погрузился в долги.

А вот Максима Шелковникова, нынешнего гендиректора завода,  рабочие превозносят. Мол, свой «в доску», заботится о рабочих, может и «чайку» попить со своими, в общем, не отрывается от коллектива. Все это смахивает на распределение ролей: хорошего и плохого полицейского, как в банальном детективе. Нравится гендир завода и чиновникам правительства РБ. Он говорит то, что нужно, формируя розовую картинку процветания завода. Так что когда на прошлой неделе мы запросили у правительства комментарий по поводу банкротства уже второго «Улан-Удэстальмоста», чиновники даже не поняли, о чем идет речь. Неудивительно, если им с завода постоянно шлют депеши, что «предприятие наращивает темпы производства, к концу лета мы увеличим выпуск в два раза». Однако подобные производственные планы требуют наращивания персонала, а на «Улан-Удэстальмосте» набор новых работников приостановлен. 

- Шелковников фактически повторяет то, что до него много лет твердил бывший гендиректор Анатолий Суслов, что, мол, сформирован пакет заказов чуть ли не на миллиарды и скоро якобы начнется благоденствие. Однако портфель заказов это как протокол о намерениях, от него до предоплаты - дистанция огромного размера, - сообщает «Номер один» источник, близкий к руководству завода. - И прежнее руководство много лет рассказывало сказки о том, что большие деньги вот-вот придут, и наращивало долги. Кредиторы верили до определенного момента, пока просто не смахнули лапшу с ушей и не стали требовать возврата долгов.

Сегодня долги требуют уже с новых «оошек» Садыгова. Так, недавно «МРСК Сибири» через суд взыскала с ООО «Улан-Удэстальмост» свыше полумиллиона рублей – долг за услуги по передаче электрической энергии за март 2019 года. На рассмотрении еще один аналогичный иск от энергетиков – о взыскании 2,5 млн рублей долга за февраль этого года. Кроме того, иск к ООО подал конкурсный управляющий ЗАО «Улан-Удэстальмост», который требует взыскать с предприятия 23 млн рублей – долг по договору аренды. Подали иски к заводу ФНС, угольщики, поставщики. Общая сумма долгов приближается к 50 млн рублей. А на прошлой неделе в Арбитражный суд Бурятии вообще поступил  иск о банкротстве ООО «Улан-Удэстальмост». 

Между тем в Арбитражном суде Московской области идет суд по банкротству Туфана Садыгова, чьи структуры должны более 20 млрд рублей. И как после этого доверять «инвестору» с подобной  репутацией и верить в то, что он вытащит из ямы «Улан-Удэстальмост»? 

Горькая пилюля правды

Что делать в этой ситуации? Ведь если на рынке съесть некачественную  шаурму, то в животе может поселиться червяк-паразит. И биологами давно доказано, что многие виды паразитов, внедрившиеся в организм, заставляют хозяина  вести себя неадекватно. Выделяя особые вещества и меняя поведение инфицированного - от усиления страсти к сладкому до добровольного ухода из жизни.  Это очень похоже на ситуацию на заводе. Банкет давно закончился, инвестиций нет, но все продолжают танцевать. 

Сегодня важно признать, что  продолжение формирования розовой иллюзии сладкой жизни  «Улан-Удэстальмоста»  приведет лишь к окончательному и непоправимому разрушению предприятия. Ведь признание существования проблемы и кризиса - первый шаг к оздоровлению завода. Это даст возможность правительству Бурятии, налоговым и правоохранительным органам сделать необходимые выводы. А после можно провести и хирургическую операцию по удалению «паразитов». 

Следующим шагом может стать, например, принятие региональной программы по замене старых мостов в Бурятии, многие из которых уже начали рушиться. И тогда наверняка найдется новый, настоящий инвестор предприятия, который будет не выжимать из него все соки, а развивать и работать на перспективу.

Дмитрий Родионов, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.