Лечить некому

Отток медиков из Бурятии на запад набирает обороты
A- A+
Бурятстат опубликовал данные исследования уровня заработной платы медиков - врачей,  фельдшеров и санитаров Бурятии. Согласно которым в республике оплата медперсонала в несколько раз отстает от других регионов Дальневосточного федерального округа. Как результат – массовый побег медиков из Бурятии. 

В большинстве случаев более высокий уровень зарплат  дальневосточных медиков связан с так называемыми «северными надбавками» и попытками местных властей удержать молодежь, бегущую из климатически сурового ДФО. А также хитрыми манипуляциями со статистикой. Но даже миллионы так называемых «земских подъемных» не останавливают молодых специалистов на пути из сел в центральные города. 

Средняя температура

Бурятстат обнародовал весьма оптимистические средние зарплаты медиков Бурятии на начало 2019 года. По статистике, в среднем врач, оказывается,  получает  65 тыс. рублей, медсестра - 45 тыс. рублей и санитарка - 32,6 тыс. рублей. Откуда взялись эти цифры - совершенно непонятно, ведь по факту их можно делить на полтора-два. Скорее всего, речь идет об  эффекте «средней температуры по больнице». Видимо, мы наблюдаем суммирование зарплат тех же главврачей и заместителей, где уровень оплаты труда может отличаться от рядовых врачей до десяти раз. В итоге в среднем получается неплохая, статистически и политически выверенная «средняя по больнице» зарплата. 

Весьма неоднородной ситуация выглядит и в районах. Молодые медики, едва получив образование, не торопятся возвращаться в свои родные села, а оседают в Улан-Удэ. Без дармового государственного миллиона в карман врача возвращаются в сельскую больницу немногие. Напомним, что по федеральной программе «Земский доктор» медику еще до отработки им пятилетнего срока, помимо подъемных и зарплаты, выплачивается единовременный миллион.  Однако больше половины из более 300 врачей, трудоустроенных в селах Бурятии по программе «Земский доктор» в 2011-2012 годах, едва отработав требуемые пять лет, вновь вернулось в свои города. 

Как рассказывают сами врачи, большой популярностью стала подобная схема - в райцентр из Улан-Удэ прибывают два молодых специалиста, обычно это муж и жена, и получают 2 млн рублей. Затем врач-мужчина работает пять лет, а его жена через какое-то время уезжает обратно в город и покупает на  «земские» 1-2-комнатную квартиру. Больше в районе женщина-врач не появляется, поскольку уходит в декрет с первым ребенком, а за ним и со вторым. Затем следует маткапитал и далее расширение жилплощади. 

Таким образом, какого-либо мощного эффекта на сельское здравоохранение программа не оказала. Но зато поддержала продажу новостроек в Улан-Удэ и облегчила решение жилищной проблемы молодым врачам, что само по себе, конечно, замечательно. 

Кстати, по статистике, около 10% городских врачей, приехавших в села по программе, и вовсе не выдержали тягот провинциальной медицины и скуки. Расторгнув договор, они предпочли вернуться в город раньше положенного срока. 

Ставка на двоечников и молодость

Добавила проблем и ставка лишь на молодых специалистов. Если в экономике на ответственные и сложные участки человека без опыта принципиально не берут, то в медицине, где ответственность куда более высокая, чем на каком-то заводе,  почему-то все делается наоборот. К пациентам в селах нередко прикрепляют совершенно «сырых» выпускников, к тому же окончивших весьма посредственные медвузы и не блиставших там усердием к учебе. 

И затем мы нередко наблюдаем ситуации, к примеру, когда в районе ребенка с аппендицитом лечат от простуды. Как результат – гнойный перитонит.  Хорошо, что население не доверяет подобным диагнозам, хватает детей и мчится в город, где врачи более точно определяют проблему,  чаще всего успевая спасти больных от неминуемой гибели. 

Не случайно федеральные, а затем и региональные власти решили  отказаться от выплаты миллионов только молодым кадрам и распространить программу и на более солидных и опытных врачей. Ведь ранее в программе «Земский доктор» могли участвовать только медики до 35 лет. 

- Снятие возрастного ценза это замечательно - ведь зачастую опытному врачу и мощной диагностической базы не требуется, - сообщил недавно в СМИ главный врач Кижингинской центральной больницы Вячеслав Максаров. - Конечно, хорошо, когда врачей много, но когда они все молодые, как-то страшновато бывает. 

Вскоре и опытные медики старше 50 лет смогут  получить единовременную выплату при переезде в село. Врачи - 1 млн рублей, фельдшеры – 500 тыс. рублей.
Депутат Народного Хурала Светлана Будаева, в прошлом  сама главврач центральной районной больницы, говорит, что для того, чтобы медики не сбегали из районов в города, необходим целый комплекс мер. 

- Когда специалист приезжает в район, помимо земского миллиона, необходимо четко обозначить - сколько он будет получать на руки и какое ведомственное жилье ему предоставят на пятилетний срок, ведь мы говорим о благоустроенном жилье, которого на местах   мало, - считает депутат. - Все должно быть четко оговорено, чтобы не возникало неожиданностей - когда называются одни суммы, а в итоге, уже приступив к работе, специалист получает другую сумму и чувствует себя обманутым. 

Люди ищут, где лучше

Исправлять ситуацию в Бурятии надеются за счет увеличения выпуска медиков за счет роста числа бюджетных мест. Однако это вряд ли снимет всю остроту проблемы с кадрами на местах. Ведь деньги - деньгами, но не хлебом единым и зарплатой живет человек. В наш век развлечений и качественного досуга редко какой человек сможет долго прожить  в чистом поле. А в районах с досугом беда. Лишь отдельные районы территории двигаются по пути создания нормальной жизни для молодых кадров. 

Например, активно развивающийся Тарбагатайский район, где строятся школы и детсады, но главное - реконструирована автомагистраль, что позволяет молодым специалистам не чувствовать оторванности от жизни, поскольку рукой подать до благ городской цивилизации. 

Так, от растущего многотысячного сельского поселения «Саянтуйское» до строящегося гигантского ТРЦ «Титан» в 110 квартале Улан-Удэ, который станет крупнейшим мегамоллом Бурятии, всего десять минут по отличной дороге. Понятно, что в такое село за бесплатным миллионом, неплохой зарплатой и служебным жильем молодые кадры поедут. Но это единичные случаи. 

Вот и в ДФО, судя по статданным за 1 квартал 2019 года, имеются неплохие зарплаты в 144 тыс. рублей для врачей. Однако подобное счастье действует лишь в отдаленных северных поселках Магаданской области. Если ехать на север еще дальше, как говорится, за еще более «длинным рублем», то необходимо двигаться вообще на Чукотку. Где врачу, которому наверняка предоставят служебный чум,  предлагается уже 187 тыс. рублей. Правда, необходимо отметить, что на севере главврач может получать миллион в месяц, и снова  возникает эффект «средней температуры по больнице», когда рядовой врач будет получать намного меньше отраженных в статотчетах. 

Между тем большинство современных врачей не хотят жить в чумах с удобствами на улице. Где, кроме полярной зимы и тундровой романтики, ничего нет. И если и едут, то вынужденно, чтобы, например,  погасить кредиты. К тому же на ситуацию влияет и социодинамика: среди молодых выпускников бурятских медвузов высокий процент не нашедших себе пару, а где им в тундре найти жениха или невесту? 

Именно поэтому, по некоторым оценкам, основные каналы миграции медиков Бурятии связаны не с поездками на север и восток (хотя и это направление популярно), а больше на запад и юг России. Поближе к культуре и цивилизации. А с трудоустройством наших специалистов на западе России особых проблем нет, особенно если есть «хорошие мозги» и стаж. Например, улан-удэнские врачи и фельдшеры «скорой помощи» и клинических больниц без особых проблем находят высокооплачиваемую работу в Санкт-Петербурге, Москве и Подмосковье. Опытные медсестры устраиваются, например, в больницах и здравницах Краснодарского края. 

Люди хотят не просто хорошую зарплату, а, прежде всего,   качественную городскую среду, высокую культуру и возможности для развития и профессионального роста в выбранной сфере. И одним внедрением телемедицины в районах и повышением зарплат тут не обойтись, необходимы многократные вливания не только в медицину, но и в инфраструктуру территорий. Для того, чтобы качественная лечебная помощь была доступной для всех жителей региона.   

Дмитрий Родионов, «Номер один».  
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.