Собачьи деньги сквозь пальцы

Борьба с бродячими животными превращается в профанацию и неразбериху
A- A+
Главный финансово-карательный орган в Бурятии - Счетная палата - добрался до проверки расходования денег на отлов и содержание безнадзорных животных. Описанную в отчете ведомства ситуацию можно охарактеризовать не иначе как бардак. Давайте же разберемся, куда и как на самом деле расходуются бюджетные деньги, предназначенные для отлова бродячих собак.

Переусердствовали

Законом республики от 5 мая 2015 года органы местного самоуправления Бурятии наделяются полномочиями по отлову безнадзорных животных, их транспортировке, содержанию, усыплению и утилизации. На выполнение этих пяти пунктов районам и городам республики ежегодно выделяются деньги из бюджета Бурятии. В 2018-19 годах на эти цели было выделено примерно 26 млн рублей.

Счетная палата, анализируя размеры денежных вливаний в борьбу с бродячими собаками, пришла к выводу, что денег достаточно. Для сравнения, в Забайкальском крае за два года на эти цели выделено примерно 28 млн при сопоставимых численности населения и обращений жителей в связи с укусами.

Однако при распределении денег между районами из-за ошибки Управления ветеринарии возникла неразбериха, «что привело к неравномерной финансовой обеспеченности исполнения полномочий в муниципальных образованиях», пишет Счетная палата.

Тем не менее в прошлом году районы умудрились перевыполнить план по отлову бродячих собак. Фактически за год отловлено 13602 головы, что на 23,2% превышает запланированные цифры. Сильнее всех переусердствовали в Улан-Удэ – здесь отловили более 10,6 тысячи собак при плане в 8,6 тысячи.

Сэкономили

Из всех пойманных в Бурятии собак более 14 тысяч, или 85,6% подвергнуто эвтаназии, то есть уничтожено. Почти во всех сельских районах процент убитых собак – 100. Исключение – Иволгинский район и город Северобайкальск, в которых 69 и 30 особей соответственно были переданы новым хозяевам. В Улан-Удэ усыпили примерно 8,5 тысячи голов.

При этом в некоторых районах решили, что держать собак в приютах столько, сколько положено, непозволительная роскошь. Всего в девяти муниципальных образованиях количество дней содержания отловленных животных значительно отставало от заложенных значений при предоставлении субвенции.

«В некоторых районах «сэкономленные» суммы обращались в доход исполнителей услуг, в других муниципальных образованиях – на дополнительный отлов сверх предусмотренного Соглашением о предоставлении субвенции количества животных», говорится в отчете Счетной палаты.

Сэкономили и на проведении лабораторных исследований, под которые также выделяются деньги. И на это чиновники, как следует из отчета ведомства, попросту закрывали глаза.

Монополизировали

«Анализ договоров и муниципальных контрактов, заключенных для осуществления переданных полномочий, показал неразвитость рынка услуг по отлову и содержанию БДЖ», пишут аудиторы Счетной палаты. И приводят аргументы: в большинстве районов отсутствуют местные поставщики услуг по отлову собак. Как правило, контракты заключаются с единственным поставщиком.

Большинство контрактов, включая районные, были заключены с двумя основными поставщиками, которые базируются в Улан-Удэ. Причины такой ситуации: отсутствие в большинстве районов приютов для собак и мест для утилизации трупов животных.

Причем дальше будет только хуже. В 2020 году вступают в силу новые требования по обращению с животными, описанные в федеральном законе. В связи с этим, как пишут аудиторы, «проблема реализации полномочий в муниципальных образованиях может усилиться».

К слову, по состоянию на 1 июля 2019 года администрации Баргузинского, Бичурского, Мухоршибирского, Прибайкальского районов не заключили контракты на отлов животных из-за отсутствия заявок. В девяти районах при заключенных контрактах отлов даже не начат.

Схитрили

Что касается Улан-Удэ. Здесь, как известно, конкурс на право заниматься отловом собак выиграла компания «ЦАСС», уронившая цену контракта с 16 до 8 млн рублей, то есть примерно в два раза.

«Установленные факты демпингования при торгах 2018, 2019 гг. свидетельствуют о завышенности нормативов стоимости услуг по отлову и содержанию БДЖ и требуют пересчета», пишут аудиторы. То есть в дальнейшем количество денег на отлов, по идее, должно выделяться меньше.

На момент проведения проверки «ЦАСС» успел отловить 980 безнадзорных животных. Из них убито и утилизировано 417 особей. Новым владельцам передали 87 животных. Трупы, к слову, уничтожают в установке для сжигания биологических отходов модели КР-500Д. Здесь нарушений не выявлено.

Зато у аудиторов нашлись вопросы к перевозке бродячих собак в районах республики: «Перевозка безнадзорных домашних животных осуществлялась одной из специализированных организаций в 2018 году на легковом автомобиле, не приспособленном для перевозки отловленных безнадзорных домашних животных».

Одна из организаций перевозила собак, отловленных в шести районах Бурятии, в приют временного содержания, располагающийся в поселке Сужа Иволгинского района. Животных перевозили на легковом автомобиле Nissan Expert партиями в среднем по 30 голов, максимальная партия - 43 головы.

«Данные факты указывают на возможное умерщвление собак в момент их отлова, так как перевозка живых особей в таком количестве на легковом автомобиле невозможна. При этом трупы собак, отловленных в Кижингинском и Хоринском районах, после содержания в приюте в п. Сужа Иволгинского района перевозились для уничтожения обратно в данные районы», пишут аудиторы. То есть трупы возили туда-сюда ради того, чтобы соблюсти формальности и сделать вид, будто отловленных живьем собак держат в приютах, как того требует закон.

Кроме того, две организации, занимающиеся отловом, заявили, что содержат отловленных животных в приюте в Иволгинском районе. Там же подтвердили, что договор аренды есть только с одной организацией. Это еще один факт, подтверждающий, что исполнители мухлюют. Вместо того, чтобы следовать закону - отлавливать собак живьем, держать их в приюте, животных убивают без суда и следствия. А отчитываются и за отлов, и за содержание.

Подобные же вопросы имеются и к утилизации трупов животных. «В скотомогильнике, расположенном в п. Стеклозавод, в книге учета и регистрации БДЖ не подтверждена документально утилизация 678 трупов БДЖ, отловленных одной из специализированных организаций в 2018 году», пишут аудиторы. Куда на самом деле выбрасывались трупы – неизвестно.

Нахимичили

Чтобы усилить контроль за ловцами собак, которые, как мы убедились, те еще прохвосты, в прошлом году в Правила отлова внесли изменения. Они вводили обязательное присутствие ветеринарного специалиста государственной ветеринарной службы при уничтожении трупов животных и фотофиксацию им каждого трупа на правом боку.

Казалось бы, такая норма должна была хоть как-то упорядочить процесс. Но на деле вышла еще большая неразбериха.

«Ветеринарными специалистами не обеспечен раздельный учет фотоснимков БДЖ, отловленных из разных районов и Улан-Удэ, что делало бессмысленным проведение фотофиксации безнадзорных животных, отловленных в данных муниципальных образованиях», пишут аудиторы.

С одной стороны, согласно фотоотчетам, в прошлом году отловлено на 2838 голов больше, чем представлено в письменном отчете. Перевыполнили план и не отчитались? Но не будем торопиться с выводами.

«Проверка показала многочисленные случаи фотофиксации трупов специалистами государственной ветеринарной службы собак не на правом боку… Некоторые фотографии сделаны таким образом, что не позволяют произвести точный подсчет запечатленных собак. Выявлены случаи представления фотографий одних и тех же особей дважды, одних и тех же особей в разных районах республики, а также с наименованием файлов, датированных прошлыми годами», говорится в отчете Счетной палаты. Нахимичили в фотоотчетах практически все районы, кроме Джидинского. 

Провалили

Каковы же последствия столь небрежного отношения к борьбе с проблемой бродячих собак? Как пишет Счетная палата, с 2017 года в Бурятии отмечается рост обращаемости населения за медицинской помощью по поводу укусов животных. В прошлом году произошло резкое увеличение этого показателя до 469 человек на 100 тысяч населения, что значительно превышает среднероссийский уровень.

Впрочем, аудиторы связывают этот скачок со вспышками бешенства на территории республики и не спешат проводить параллели с эффективностью расходования средств на отлов собак.

Однако, как мы видим, ситуация аховая. Казалось бы, денег выделяется все больше, а население по-прежнему недовольно количеством собак на улицах. После отчета Счетной палаты все встает на свои места. Денег действительно больше, но осваиваются они как попало. Сколько на самом деле отлавливается собак, как это происходит, куда деваются трупы, до сих пор непонятно. Как исправить эту ситуацию – однозначного ответа у нас нет. Но ясно одно – систему отлова, содержания, усыпления и утилизации нужно менять, а контроль  усиливать.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.