Наводнение все ближе

Власти Бурятии готовятся к борьбе с водной стихией
A- A+
С понедельника правительство региона готовится к второй волне наводнений, которые могут обрушиться на республику и, прежде всего, на Улан-Удэ в начале августа. Особую озабоченность вызывает мощнейший циклон, формирующийся на границе Забайкальского края, Монголии и Китая. Если он заденет территорию соседней области, то могут подняться притоки Селенги - Уда и Хилок. Что вызовет подтопление частного сектора столицы Бурятии, построенного вдоль рек Селенга и Уда.

То вода, то огонь

В Сибири 2019 год очень напоминает мини-апокалипсис. Соседнюю Иркутскую область, чьи леса вырубили китайцы, топит за месяц уже дважды. И одновременно там горят леса, что плохо укладывается в голове. В результате в борьбе воды и пламени побеждает смог, который в начале недели вместе с дождями и ветрами занесло в центральную часть Бурятии, что вызвало сильное задымление. Одновременно начавшиеся дожди на юге Бурятии и в Монголии принесли паводок в реки Джида, Алцак, Армак, где уровень воды поднялся до критического. Паводком залило дорогу на шести участках автодороги Гусиноозерск – Петропавловка – Закаменск, где вода стояла выше одного метра над асфальтом. Эвакуированы дети из детского лагеря «Черемушки». 
Подтопления приусадебных участков и подвалов произошли в Селенгинском, Тарбагатайском и Закаменском районах.

Между тем уровень воды в реках республики неуклонно поднимается, и 29 июля прошло заседание комиссии при главе республики по предупреждению и ликвидации ЧС под руководством зампреда правительства Петра Мордовского. В ходе него было принято решение мониторить ситуацию, измерять уровень воды в водоемах и усилить системы оповещения граждан.

Построили не там

Как стало известно «Номер один», особую обеспокоенность у членов комиссии по делам ЧС вызывает неконтролируемая массовая жилищная застройка в русле рек Селенга и Уда.

- Если повторятся паводки как в 1993 - 1998 годах, то последствия будут катастрофические, ведь за эти годы на Левом Берегу и в Сотниково построены сотни новых домов, - сообщил неназванный представитель ГО и ЧС. - Не хочу нагнетать ситуацию, но если пойдет волна по Селенге, то многие дома, построенные возле главного русла Селенги, смоет, как в иркутском Тулуне.

Как отметил эксперт, Левый Берег в основном подтапливает грунтовыми водами, а чтобы дома были снесены, необходимо сильное течение, когда вода под напором выходит из русла, меняет свое направление и тогда расположенные вдоль реки деревянные дома сносит в щепки.  В наводнения 1993-1998 гг. в Улан-Удэ дома в Селенгу тоже уносило, но их было не так много, поскольку русла рек тогда еще не застраивались.

Сегодня же в числе потенциально опасных новые жилые массивы, выстроенные вдоль рек, в том числе с неузаконенной землей. В числе особо проблемных восточная часть поселка Сотниково, построенная недавно на берегу Селенги (ниже супермаркета «Титан-Байкал»). 

После нас хоть потоп

Старожилы говорят, что еще в 90-е годы там располагался пригородный совхоз на территории заливных лугов. Иначе говоря, эти места регулярно заливались паводковой водой, и никто там и не думал возводить жилье. Однако в 2012 году умники из администрации Иволгинского района вышли на Минимущество РБ и пролоббировали перевод земель сельхозназначения в земли поселений.

После этого земля была продана, кое-кто обогатился на спекуляциях, и за пару лет на заливаемых ранее территориях Сотниково выросли сотни деревянных домов. Хотя сегодня на этих землях можно было выращивать экологически чистые овощи для Улан-Удэ, а не создавать своими действиями потенциальную бомбу замедленного действия. Ведь эти территории сегодня узаконены в рамках ИЖС, и в случае сильного стихийного бедствия жители вправе рассчитывать на выдачу им жилищных сертификатов.

Сегодня эта тема активно обсуждается в соцсетях Улан-Удэ, поскольку на слуху меры по ликвидации последствий в затопленной Иркутской области, где смыло сотни населенных пунктов, а пострадало около 40 тысяч человек. Где пострадавшим жителям, чьи дома уплыли, гарантированно будет предоставлено благоустроенное жилье, причем не только в Тулуне, но и в Иркутске. Добавим, что в случае, если жилье не узаконено, то жилищные сертификаты пострадавшие жители не получат. Правда, в Тулуне о подобных случаях ничего не слышно, видимо, там землю никто самовольно не захватывал. 

Кто получит компенсации

Как отмечают эксперты, в Иркутской области произошло ЧС федерального значения, и поэтому ликвидацию последствий осуществляют в ручном режиме, выделяя колоссальные средства из федерального бюджета.

В Бурятии же в случае не столь мощных паводков разбираться с последствиями стихии придется региональным властям, стесненным в финансовых ресурсах.

Именно поэтому, судя по имеющейся российской юридической практике, вряд ли смогут рассчитывать на получение нового жилья те владельцы домов, кто был подтоплен грунтовыми водами. Если не будет видимых повреждений домов, то чиновники просто порекомендуют просушить подвалы калориферами, а в возмещении из госбюджета откажут. Предложив обращаться в страховые компании. Ведь вода в огороде и дома это страховой случай, при чем здесь бюджет?

Таким образом, спасение утопающих будет делом рук самих утопающих. А тем, кто построил дом на затапливаемых территориях, придется переносить деревянные дома на более высокое место.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.