Направление на успех

Как родительский стиль воспитания влияет на жизнь человека
A- A+
Семья – это начало начал. От воспитания ребенка в семейном кругу зависит все его дальнейшее будущее. Именно здесь закладываются азы поведения, общения и восприятия этого мира. Почему так важно не перегибать палку в воспитании ребенка, расскажет семейный психолог Алена Симонова.

Связанный по рукам и ногам

- Алена Николаевна, расскажите, как родительский стиль воспитания влияет на развитие ребенка?

- Отношения ребенка с родителями являются его первым опытом взаимоотношения с людьми. Этот опыт закладывает фундамент его взрослого отношения к жизни, его поведение и характер, который формируется в процессе воспитания, а не передается по наследству как тип темперамента. Будет у человека сформировано доверие к миру или он будет его бояться, зависит от взаимоотношений с родителями. 

Расскажу о некоторых типах воспитания. Например, очень часто встречается такой тип воспитания, как гиперпротекция, или чрезмерная опека, когда родители абсолютно все решают за ребенка. Они лишают его малейшей самостоятельности, даже выбрать себе одежду он не может – все за него делают родители.

- Почему они не дают ему возможности выбора?

- Они считают, что ребенок не способен принимать решения, он для этого слишком мал. Между тем формирование самостоятельности начинается с трех лет, когда ребенок кричит «я сам». В этом возрасте он рвется завязывать себе шнурки на ботинках, но мама торопится на работу, поэтому она отстраняет его и завязывает шнурки сама. Или ребенок говорит: «Я не буду надевать эту маечку», но мама точно знает, что хочет ее сын: «Ты будешь надевать то, что я тебе скажу!».

Мнение ребенка ни во что не ставится, в итоге родители его просто ломают. Вроде бы родители добрые, но слишком опекают. Постепенно малыш убеждается, что он сам ничего без помощи родителей сделать не может, и в следующий раз уже ждет, когда сделают за него. В подростковом возрасте ему выбирают друзей, не доверяют, полностью контролируют его жизнь. В итоге у подростка формируется представление о себе как о каком-то плохом, неспособном сыне: «раз мама все за меня решает, значит, я какой-то не такой». 

У подростка теряется мотивация к общению. Обычно дети, выросшие под колпаком опеки, это изгои в классе либо очень замкнутые люди. В целом это неуверенный, несамостоятельный ребенок, который всего боится. Повзрослев, он не умеет принимать решения, не может выбрать профессию, не может самостоятельно справиться с трудной жизненной задачей. В дальнейшем не может выбрать даже спутника жизни. 

«Я не дам тебе выйти замуж»

Другой стиль воспитания – гипоопека, при котором ребенок предоставлен сам себе, растет безнадзорным. Такой тип воспитания встречается не только в неблагополучных семьях, но и во вполне себе благополучных, когда родители, например, постоянно находятся на работе и ребенок вынужден жить один, как умеет.   

У него не формируется любовь к себе: «если меня родители бросают, значит, я недостоин любви». Он так же, как и при гиперпротекции, не научается принимать решения, потому что делает много ошибок, ведь ему некому подсказать. Ему никто не объяснил, что такое хорошо, а что такое плохо. «Как я себя веду, так и хорошо», думает он. 

Когда такие дети приходят на консультацию, их сразу видно - они могут взять со стола чужую вещь без спроса, в школе могут показать учителю непристойный жест, дальше начинают рано курить, пить: «раз за мной никто не следит, значит, мне все можно»; «если все курят, значит, я тоже буду курить». Им не с кого взять пример. Ведь что важно в воспитании? Главное, просто быть рядом с ребенком и подавать ему хороший пример. 

Дети ведь, как губка, впитывают поведение родителей. Если папа не курит и не пьет, занимается спортом, то и сын будет тянуться к здоровому образу жизни. Если мама - хорошая хозяйка, у нее все чисто, вкусно и красиво, то и дочка сможет перенять ее положительный пример. Когда же мама все время на работе, не у кого учиться, ребенок схватывает ценности на улице.

Безнадзорность формирует безответственное поведение. Ребенок не хочет учиться, он сбегает с уроков, не хочет продолжать учебу после школы. Если родителей постоянно нет дома, то ребенку никто не прививает обязанности, его никто не контролирует. 

В нашем обществе очень распространены манипуляции со стороны родителей. Когда мама одна растит ребенка, приговаривая: «я на тебя свою жизнь положила, ты мне должен», то ребенок не может сепарироваться от нее. Например, дочка не может выйти замуж, остается с матерью. Или создает семью, но постоянно зависит от мамы, и мужчины убегают от нее. Сын такой доминирующей матери постоянно с ней на связи, занимается ее жизнью, выполняя функцию мужа. Родительница внушает детям чувство вины, что позволяет ей очень легко ими манипулировать. 

Была в моей практике клиентка, которой мама не давала разрешения встречаться с молодыми людьми. Она говорила дочери: «Я тебя одна растила, вкладывалась в тебя, поэтому ты теперь должна быть со мной. До 35 лет я тебе не дам выйти замуж».
  
Упрямство как защита

Часто родители используют жестокий стиль воспитания, применяют «ежовые рукавицы». Ребенок не может сказать «нет». Например, «холодная» мама запрещает ребенку высказывать свое мнение, проявлять свои чувства. «Как я сказала, так и будет», - жестко говорит она. Не дает сыну сделать шаг без ее позволения. 

- Чем чревато такое воспитание?

- Такое отношение формирует у ребенка различные психические нарушения, вплоть до шизофрении. Часты различные навязчивые состояния. Жестокое воспитание рождает жестоких людей. Ребенок обозляется на всю жизнь. С матерью он не может проявить агрессию, поэтому он направляет ее на других – одноклассников,  животных и даже на учителей.   

Почему многие люди не любят читать, мыть посуду или чистить зубы? Потому что в детстве их понуждали этим заниматься. Многих детей родители чуть не силой ведут в музыкальную школу, а после ее окончания выпускники просто видеть не могут свой инструмент. Все потому, что, например, у мамы была мечта о музыкальном образовании, и она свои нереализованные мечтания решила воплотить в сыне. Бывает, девочку в детстве в приказном порядке заставляли водиться с младшими. Превратили ее в няньку, она выросла и теперь подсознательно не хочет иметь своих детей. Она не понимает, почему не может родить ребенка.

Часто результатом внушения родителей становится антивнушаемость (упрямство), когда ребенок ничего из того, что ему говорят, не хочет делать. Это люди-протестанты, которые есть в любом коллективе. Они со всеми ругаются, потому что в принципе против того, что им говорят. Такому человеку еще не сказали, что делать, а он уже говорит «нет». 

Порой родители приводят на прием к психологу таких подростков и рассказывают: «Мы еще ни о чем его не попросили, а он уже от всего отказывается, закрывается в комнате». Потому что они надоели ему со своей гиперопекой и внушениями, он просто-напросто от них закрывается. Бывает, родители жалуются, что у сына компьютерная зависимость. А почему он закрылся? Потому что они постоянно лезли к нему с приказами и внушениями. 

Если сработает сверхвнушаемость, то ребенок становится как воск - с ним можно делать все, что хочешь. Он беспрекословно подчиняется родителю, угадывает его желания с полуслова. Такие дети не могут отстоять свое мнение, свои права и границы. Во взрослой жизни это очень удобные люди-лошадки, на которых все ездят. Во взрослой жизни они не могут принять решение, не могут жениться, они всего боятся. У таких людей часто отмечаются невротические состояния, которые вырастают из сильнейшего внутриличностного конфликта. 

Учите детей радоваться жизни

Важно внушать ребенку положительные, а не отрицательные вещи. Многие родители этим грешат. Говорят малышу: «Не будешь кушать, тебя бабайка унесет»  или «не будешь учить уроки, станешь двоечником». Это тоже внушение. Часто родители внушают детям, что он у них бестолочь, «весь в отца». Может, родитель сказал это в сердцах, а ребенок принял как данность. Бывает, взрослые внушают ребенку болезнь – «ты у нас какой-то слабенький», «вечно ты болеешь», «куда тебе бокс, еще что придумал, тебе нельзя». В результате мальчик действительно начинает болеть. 

Можно легко внушить ребенку любую проблему или скверную привычку. Мы не всегда отдаем отчет своим словам, которые очень быстро проникают в подсознание и молниеносно действуют. Важно внушать деткам что-то положительное. Например, каждый день начинать с позитива: «Посмотри, какая классная погода», «как хорошо, что мы с тобой сегодня вместе пойдем в бассейн».

Очень важно учить ребенка радоваться жизни. Даже если он получил двойку, следует не ругать, а подбодрить: «Ничего страшного, ты завтра выучишь и все исправишь, я знаю, что ты способный». И ребенок воодушевляется, ведь в него верят. Научившись справляться с проблемами, он и в дальнейшей жизни будет легко к ним относиться. Если начальник объявит ему выговор, он не будет делать из этого трагедию – исправит ситуацию или найдет другую работу.

Если же внушать ребенку плохое, то он с трудом будет адаптироваться к жизненным проблемам. Что далеко ходить, часто родители внушают ребенку, что если он плохо сдаст ЕГЭ, то жизнь кончится. Следует настраивать, что ничего страшного в этом нет, даже если ты совершил ошибку, вставай и иди.

Ведь маленькому ребенку, который только учится ходить, мы не внушаем, что у него ничего не получится и он никогда не научится ходить. Нет, мы подбадриваем его, так почему же многие родители настраивают своих выросших детей на неуспех? Что говорить, даже взрослому человеку можно внушить, что у него ничего не получится. Одна моя знакомая каждый день убеждала мужа, что он будет богатым, и он им стал. 

Родителей мы не выбираем, но родители могут выбрать стиль воспитания своих детей. Если в этом непростом деле возникают проблемы, они могут обратиться к психологу. К слову, сейчас наш центр «Психология счастья» участвует в проекте, программа которого включает в себя в том числе и оказание одной бесплатной психологической консультации родителям и детям.  

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.