«С моим рассудком творится что-то неладное»

Запоры, потливость и сухость во рту: как чиновники выбирают лидеров Улан-Удэ
A- A+
«Кадровый проект нового формата для молодых и опытных профессионалов, которые хотят реализовать свой управленческий потенциал» - так характеризуется конкурс «Лидеры Улан-Удэ» на его официальном сайте. Проект, который появился в разгар предвыборной борьбы, вызвал вопросы у многих его участников.

За день до выборов

Судя по всему, слава конкурса «Лидеры России», который проводится ежегодно и заслуженно считается одним из самых престижных и обсуждаемых в стране, не дала покоя местным чиновникам. В итоге появился конкурс «Лидеры Улан-Удэ» - проект, который отчасти напоминает по формату своего старшего брата.

Но надо понимать, что над федеральным конкурсом работают ведущие российские эксперты, специалисты и управленцы. И к уровню проведения его копии в Улан-Удэ были вопросы еще до запуска конкурса. После запуска вопросов стало еще больше.

Итак, начнем разбор. Авторы и не скрывают, что «Лидеры Улан-Удэ» — это некая тренировка перед федеральным конкурсом. «Это уникальная возможность проверить себя и подготовиться к федеральному конкурсу «Лидеры России», - написано на сайте конкурса.

График проведения его таков: регистрация участников и подача заявки: 15 июня – 05 июля 2019 года. Дистанционное тестирование: 19 июля – 04 августа. Полуфинал: 10 августа по адресу: Улан-Удэ, ул. Ранжурова, д. 4 (бальный зал БГУ). Ну и финал: комплексное собеседование и защита проекта - 01 сентября – 06 сентября этого года.
Награждение победителей должно состояться 7 сентября текущего года, за день до выборов мэра Улан-Удэ и депутатов горсовета. Впрочем, не будем искать политическую подоплеку, поскольку она здесь более чем очевидна.

«Глюки» с первых дней 

Сейчас завершился этап дистанционного тестирования. Кандидаты, алчущие сертификат и удостоверение, должны были ответить на вопросы, которые пришлют им организаторы. Вопросы разбиты на ряд категорий, о которых позже.

И на начальном этапе уже проявилась провинциальность сего мероприятия. Во-первых, с технической точки зрения. А именно: в конкурсе «Лидеры России» на этапе дистанционного тестирования отвечающий на вопросы не может переходить на другие вкладки браузера, поскольку система тут же фиксирует попытку «загуглить» правильный ответ и наказывает за это. Во-вторых, тест можно пройти только один раз, и никакой «пересдачи». В-третьих, никаких проблем/проволочек/зависаний и прочего не допускается (разве что в пределах статистической погрешности).

С улан-удэнским конкурсом все по-другому. Умеешь быстро «гуглить», считай, что половина победы у тебя в кармане. Ведь никаких систем, фиксирующих сетевой «серфинг», здесь нет. Тесты доступны по ссылке сколь угодно раз, и какой из вариантов прохождения в итоге попадает на стол судьям – неизвестно. Ну и проблемы с регистрацией. Наспех (чтоб успеть до выборов) написанная система по определению не может работать хорошо.

Некоторые опытные игроки на этом поле, которые уже участвовали в подобных конкурсах на совсем другом уровне, поделились с нами своими впечатлениями от увиденного. И они, мягко скажем, противоречивые.

«Сказки Андерсена»

Итак, к вопросам. Вначале программа выясняет, есть ли у претендента опыт работы, каков уровень образования, жизненная позиция, которую нужно описать одной фразой, амбиции и прочее.

Далее  тест на эрудицию. Здесь вопросы вроде «Какой тип финансовой системы характерен для России?», «Из произведения какого автора данная цитата», «Где впервые были изобретены бумажные деньги?», вопросы по орфографии и какой месяц года является 11-м по счету.

Следующий блок – тесты на определение уровня IQ. Далее  вопросы, которые должны открыть организаторам личностные характеристики претендента. Здесь программа интересуется, может ли он догадаться о чувствах человека по выражению его лица, знает ли, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение, может ли сдерживаться, когда раздражен, и так далее.

Но самое интересное - тест на психическую устойчивость. Здесь претендент должен столкнуться с поистине царь-вопросами, не заострить внимание на которых мы не можем. Отвечать на них, как правило, нужно «да» или «нет».

«Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать» - это для затравки. «Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться» - подобное уже должно насторожить потенциального лидера Улан-Удэ. «Запоры у меня бывают редко (или не бывают совсем)»; «С моим рассудком творится что-то неладное»; «Думаю, что я человек обреченный»; «Кто-то управляет моими мыслями»; «Я люблю сказки Андерсена»; «Часто мне хочется умереть»; «Я почти всегда ощущаю сухость во рту». Такие вопросы, видимо, должны сбить с толку претендента. Если же оный успешно их одолел и не засыпался, добро пожаловать в лидеры столицы Бурятии.

Далее следуют тесты на межличностные отношения, жизненные ценности, лидерские качества и так далее.

Копировать-вставить

Что же в этом странного, спросите вы. Дело в том, что, как отмечают участники тестирования, многие тесты просто-напросто скопированы из интернета. Причем человек, умеющий «гуглить», запросто отыщет эти вопросы вместе с ответами.

Что касается тестов на «психическое состояние», то психологи говорят, что подобные вопросники применяются в военкоматах и при устройстве на службу в правоохранительные органы.

То есть организаторы конкурса особо заморачиваться не стали. Подтверждением служит и тот факт, что частью тестирования были так называемые кейсы – ситуации, которые нужно решить потенциальному лидеру. Эти кейсы, по мнению экспертов, рассчитаны на менеджера среднего звена – начальников отделов и так далее. То есть топ-менеджер, руководитель крупной организации, эти кейсы попросту завалит, потому что у него совсем другое видение ситуации.

То есть тесты в большей степени напоминают профанацию. Пройти их может любой, кто умеет пользоваться интернет-поисковиками и не страдающий психическими заболеваниями. Однако действительно опытные и серьезные управленцы могут завалить их только из-за того, что задания рассчитаны на более мелких менеджеров.

К слову, есть мнение, что этот конкурс проводится для того, чтобы обосновать будущую кадровую политику нового мэра. Мол, вот наши лидеры - победители, давайте возьмем их на такие-то должности. Понятно, что при подобном раскладе имена победителей и должности, которые они займут, должны быть известны заранее.

И выходит, что под красивой оберткой консолидации активных и амбициозных управленцев скрывается очередная фикция. Что перед выборами  не такая уж редкость.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.