КПРФ попросили «не ныть»

Прошедшие в Улан-Удэ выборы назвали самыми грязными за последние годы
A- A+
«Черные технологии», «карусели», подвозы, подкуп избирателей – то, как проходили выборы мэра и депутатов горсовета Улан-Удэ, возмутило даже видавших виды депутатов Хурала. Соцсети буквально разрываются от скандальных фото и видео. И мы решили выяснить, какой ценой достались кандидатам их голоса.

Люди привыкли

Самая яркая черта под длившейся последние месяцы выборной кампанией и под днем голосования, который случился в минувшее воскресенье, была подведена на внеочередной сессии Хурала Бурятии.

Собрали ее с иной целью – внести изменения в бюджет, изменить механизм предоставления жилья детям-сиротам. Но по факту обсуждение с самого начала ушло в другое русло – выборное.

- Наше общество давно привыкло, что выборы проходят нечестно, грязно. Мы, коммунисты, тоже привыкли. Но мы с этим не смиряемся, - начал свою речь представитель КПРФ в Хурале Баир Цыренов, воспользовавшийся правом выступить в часе заявлений еще до начала обсуждения повестки.

Он с трибуны вещал о том, что на каждых выборах приходится делать заявления о том, что в этот раз было грязнее, чем раньше. И прошедшие выборы мэра и депутатов горсовета Улан-Удэ  не исключение.

- Агитационная кампания проходила в тяжелейших условиях. СМИ не были готовы к равному освещению кандидатов, - говорил он. - Весь этот абсурд был бы смешным, если бы не было так грустно от результатов подобных технологий.

Далее Баир Цыренов рассказал о том, как на избирательном участке в школе №12 он поймал женщину с пятью паспортами в кармане. Как он доставил ее в отдел полиции и что сейчас ведутся следственные действия.

Но закончить ему не дали. Его просьбу дать ему дополнительное время председатель Хурала поставил на голосование, и коллеги-депутаты в ней коммунисту дружно отказали.

Грязь со всех сторон

Но на этом обсуждение выборов депутатов горсовета не закончилось. Слово взял другой депутат от КПРФ Леонтий Красовский. Он рассказал, что члены избиркомов выдавали людям бюллетени не по прописке. Про массовые подвозы. Про 200 машин, которые собирали электорат на одном только округе.

- Пишут, что на всех округах победили. Но какими способами эта победа досталась, - говорил он.

Однако выйти из этой истории победителями и борцами за честные выборы у коммунистов не получилось. В ответ на их претензии посыпались обвинения от представителей других партий.

- Таких грязных выборов я не видел ни разу. Грязь эта лилась со стороны коммунистов, - говорил «единоросс» Михаил Гергенов, подкрепляя свою точку зрения историями с округа. Судя по всему, именно того, по которому в горсовет избирался его сын. - Каждый день они вывешивали листовки против кандидатов других партий в оскорбительной форме. В день голосования началось спаивание людей, подкуп избирателей по 200-300 рублей. Я думаю, что правоохранительные органы должны дать этому оценку.

К нему присоединился и депутат Игорь Бобков с очень неожиданным советом.

- Я не буду сетовать и прошу коллег из фракции КПРФ не ныть. Что вы ноете? – говорил он. - В 2018 году на моем округе изгалялись ваши коллеги, некто Обогоев. Что только не делали с агитационными материалами – все срывали, замазывали. Обогоев подал на меня в суд и проиграл. Я же не плакал на сессии Народного Хурала, что со мной так поступили, - приводил он в пример прошлогоднюю кампанию по выборам депутатов Хурала. И добавил: «Назвался груздем – полезай в кузов».

Депутатская дуэль

Далее началась перепалка. Лидер «справороссов» Бурятии Иринчей Матханов поздравил Михаила Гергенова тем, что он «провел в горсовет всех своих родственников», имея в виду его сына и племянницу, которые участвовали в предвыборной борьбе. Депутат Батор Цыбиков призывал решать все претензии в правовом поле. А Сергей Дорош, лидер бурятского ЛДПР, обвинил коммунистов в лицемерии.

- Наша фракция тоже не признает результатов прошедших выборов. Но нас удивляет лицемерие КПРФ, - говорил он. - Вы устраивали подвозы и спаивание еще больше, чем партия власти. Здесь, на сессии Хурала, не место это обсуждать, обсудите на улице. Вы привыкли играть нечестно.

Баир Цыренов в долгу не остался. В своем заключительном слове он прошелся по всем выступающим.

- Если на то пошло, Михаил Денисович, вам ли говорить про спаивание. Там, где вы выигрываете выборы, тот округ этими вещами более всего и знаменит, - обратился он к Михаилу Гергенову.

- Что касается Бобкова, вы предлагаете залезть в кузов «Единой России» и сидеть там, как вы? – парировал коммунист второму депутату.

- Смешно слушать партию ЛДПР, которая выдвинула спойлера, - переключился Баир Цыренов на Сергея Дороша.

- Не будьте столь циничны, вам хотя бы перед собой должно быть стыдно! – обратился коммунист уже ко всем депутатам, принимавшим участие в обсуждении.

Но последнее слово осталось за Баиром Жамбаловым, лидером бурятских «единороссов».
- Впервые в городе за последние 12 лет провели прямые выборы высшего должностного лица города. Это решение было принято нами по предложению главы. Мы сегодня имеем результаты избирательной кампании. Они более чем убедительны. Люди сделали свой выбор. Давайте уважать выбор нашего населения, - утихомиривал он публику. - Голословно обвинять не надо, мы все живем в одном правовом поле.

Бумажные войны

Так что же происходило в день голосования, 8 сентября, что спровоцировало такую реакцию у депутатов Хурала, большинство из которых и сами не раз проходили через горнило выборов?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, вернемся чуть-чуть назад во времени. Предваряющая день выборов агитационная кампания в Бурятии проходила тоже довольно насыщенно.

Перечислять все ухищрения на грани приличия мы, конечно, не будем, ибо на это уйдет слишком большой объем газетной площади. Приведем лишь несколько примеров.

В Сети появились фотографии кандидатов, в том числе  самовыдвиженцев, на которые некие энтузиасты лепили наклейки «Осторожно, «единоросс»!». Там, где наклейки заканчивались, слово «единоросс» просто писали фломастером.

Имели место и более традиционные методы. Например, распространение газет и листовок, смысл которых сводился к тому, какая сволочь тот или иной кандидат. Или порча агитационных материалов: от листовок и газет до баннеров.

Прямо перед выборами на одном из округов неизвестные распространили предвыборную листовку якобы от имени одного из кандидатов, смысл которой сводился к тому, что люди, которые плохо восприняли пенсионную реформу, повышение налогов, цен и прочее, недалекие. Что в России люди слишком долго живут. Что из-за щедрой политики чиновников народ привык сидеть на шее и так далее. В общем, контрагитация в самом ярком ее проявлении.

Баталии происходили и в СМИ, и в соцсетях. И там и там методы ведения агитации были довольно агрессивны. Оскорбления, обвинения в смертных грехах – в общем, полный набор предвыборной грязи. Но все это  цветочки по сравнению со способами, которые кандидаты и их штабы применяли, чтобы заполучить заветные голоса.

Самый гуманный суд

В этом году «черные политтехнологи» применили новый прием: подвоз на досрочное голосование. Не секрет, что подвозы в день выборов – дело опасное и трудоемкое. Но подвезти избирателя на досрочное голосование – без толпы наблюдателей, камер и прочего – гораздо проще.

В Сети стали появляться видеоролики, где граждане асоциального вида выстраивались в очередь у избиркома с явным желанием отдать свой голос досрочно – сейчас им это позволяет закон. Сколько таких «досрочников» успели проголосовать, неизвестно.

В день голосования же – 8 сентября – соцсети заполонили ролики, на которых запечатлены подвозы избирателей неустановленными лицами, гневные заявления о фальсификациях и прочее и прочее. Перечислять вал нарушений пришлось бы долго. Поэтому просто приведем пример, как делаются выборы на одном избирательном участке.

Итак, в распоряжении редакции оказался документ – заявление одного из кандидатов. В нем он пишет, что члены избирательной комиссии «не производили проверку документов, удостоверяющих личность» у избирателей.

В 19 часов 58 минут – за две минуты до закрытия – на участок пришел человек, который, как пишет в своем заявлении кандидат, предъявил одному из членов комиссии паспорт. Член комиссии, проверив паспорт, выдала бюллетени. Но тут другой член комиссии обратил внимание, что мужчина расписался за другого избирателя.

Наблюдатели и члены комиссии не дали мужчине добраться до кабинки – у него стали требовать документы. Показать паспорт он отказался и попытался ретироваться. Но не удалось, его задержали сотрудники полиции.

Далее в заявлении содержится информация о том, что этот случай  не единичный, что есть видеозаписи и других нарушений. И просьба отменить результаты выборов на этом участке.

Добавим, что уголовное преследование за фальсификцию выборов с недавнего времени грозит не только членам УИК, кандидатам и прочим заинтересованным лицам. Но и избирателю, который поддался на уговоры и согласился расписаться там, где этого делать нельзя, или проголосовать по чужому паспорту.

Впрочем, меры наказания не очень-то пугают как кандидатов, так и тех, кто за деньги идет на нарушения закона. Ведь, во-первых, доказать факт фальсификации довольно сложно и большинство дел закрываются за отсутствием состава преступления.

Во-вторых, даже те дела, которые доходят до суда и имеют доказательную базу, приводят максимум к штрафу. Никаких посадок или даже условных сроков. Заплатил государству энную сумму  и свободен.

Такая безнаказанность, судя по всему, и является причиной того, что каждые новые выборы в Бурятии грязнее предыдущих. Ведь там, где нет должного контроля и адекватного наказания, нет и стимула соблюдать закон. И если в скором времени ничего не изменится, то следующие выборы депутатов в Госдуму будут еще более грязными.

Станислав Сергеев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.