«Стена, которую не прошибить»

В Бурятии родители и педагоги возмущены очередным абсурдом в образовательной реформе
A- A+
В конце августа стало известно, что в школах вводится обязательное изучение второго иностранного языка. На введение в программу второго языка родители учеников отреагировали по-разному: одни обрадовались, другие посчитали, что детей и так перегружают, а толку мало. Ведь все равно приходится получать дополнительное платное образование у репетиторов. 

Пожалуй, именно репетиторов введение обязательного изучения второго иностранного языка, скорее, обрадовало. Многие школы тут же разместили вакансии учителей иностранного языка. Притом что к началу учебного года свыше 100 вакансий учителей были наспех закрыты внешним и внутренним совместительством. 

98% школьников Бурятии, по данным Министерства образования РБ за прошлый год, изучают английский язык. И пока нет учителей, не будет и преподавания. Пошла вторая неделя нового учебного года, а вопрос так и оставался не до конца ясным: будет или не будет обязательным изучение второго иностранного языка и для каких классов. 

Что говорят учителя и родители

«Учителей иностранных языков шокировали новостью о том, что теперь дети будут учить два языка: английский и второй на усмотрение школы. По факту это тот язык, учителей которого больше в школе. Никого не волнует, как давно учитель им пользовался (как правило, ни разу с окончания иняза). Про возраст учителей промолчу. Будьте добры, говорит министерство, со следующей недели начинать. А сейчас переделывайте наспех программу по английскому, так как его теперь вместо трех часов будет два, и второй язык преподавайте без каких-либо учебников. Зачем вводить второй язык за счет уменьшения часов английского? Где логика происходящего?» - делятся мнением о предстоящей реформе родители Бурятии.  

Не совсем понимают смысл, а самое главное, пользу от новшества и сами педагоги. 

- Мы, учителя, будем, конечно, делать то, что нам скажут. Сказано дать девятиклассникам знания за пятый класс – научить читать и писать слова на немецком, мы сделаем. Но зачем изучать язык один год, не ответим, как и то, в чем смысл и польза от такого нововведения, - прокомментировал «Номер один» наш источник, пожелавший остаться анонимным.

Позиция министерства

В Министерстве образования Республики Бурятия признали возмущение родителей обоснованным. 

- Возмущение родителей в целом обоснованно, - прокомментировала начальник отдела дошкольного и начального образования Татьяна Елистратова и пояснила, почему именно в этом году возник вопрос с вторым иностранным языком. - В системе образования действует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который определяет основные предметы для изучения. В 2019 – 2020 годах все школьники Бурятии с 1 по 9 классы обучаются по двум федеральным стандартам - начальному общему и основному общему. 10 и 11 классы начнут обучаться по новому ФГОС в следующем году, сейчас они учатся по старым государственным требованиям. В этом году появилась новая предметная область – второй иностранный язык. Конечно, акцент сделан на основной иностранный язык – английский, потому что в 2022 году дети будут впервые сдавать ЕГЭ по английскому языку. В какой форме, еще обсуждается. Что касается второго иностранного, то есть нюансы. В Федеральный стандарт будут вноситься изменения. 

По словам Татьяны Елистратовой, сейчас на изучение второго языка влияет наличие необходимых условий в школе, выбор родителей. Второй иностранный язык может преподаваться, но на сегодняшний день изменения в ФГОС еще не вступили в законную силу. 

- На сайте Министерства образования и науки РФ завершилось масштабное обсуждение, и мы ожидаем, что в ноябре-декабре ФГОС вступит в законную силу. В Бурятии, в районных центрах, где не так силен кадровый голод, уже вводятся китайский, немецкий или французский языки. Конечно, дефицит кадров очень большой. Порой школы не могут найти преподавателя английского, а тут нужно найти еще и преподавателя второго языка. Повторяю, мы ждем утверждения примечания ФГОС, касающегося изучения второго иностранного языка. Сейчас у нас начинается согласование учебных планов. Мы будем с каждым районом,  каждой школой предметно разговаривать, но требовать ни в коем случае не станем. Школа сегодня самостоятельна в выборе методов обучения, реализации своих образовательных программ. И исходит из своих возможностей, желания родителей и учеников. Учебные планы разрабатываются школами самостоятельно, - пояснили в ведомстве. 

Примерная недельная нагрузка на обучающегося, определенная СанПином, равна 36 часам. Школам, которые учатся по 6-дневной рабочей неделе, легче распределить нагрузку. Для пятидневной определено 33 часа нагрузки. Разница в три часа как раз и дает разницу в три урока. Образовательные учреждения могут сами сформировать план, вариантов у них много, главное – не нарушить нормы СанПина. 

Таким образом, Министерство образования Бурятии пока не настаивает на обязательном изучении второго языка, оставляя решение на откуп самим школам.

Мнение директоров

У директоров учебных заведений, также пожелавших остаться неизвестными, свое мнение на этот счет.

- О том, что, возможно, с нового учебного года будет введен второй язык, нам ничего конкретно не говорили. Потому, когда в конце августа из министерства пришла эта новость, мы просто поставили вакансию и забрали часы у одних предметников. Если никто не придет, так и будет вакансия болтаться. Если мы не введем в 9-м классе изучение второго иностранного языка на один год, то аттестат может «не пойти». Это будет грубейшее нарушение со стороны школы, и именно она будет виновата. Считается, что вводить изучение второго иностранного будут постепенно, но никогда не знаешь, что у нас там, в образовании, «стрельнет» и когда. Например, прикинут-посчитают целесообразность и решат: «А давайте будем изучать по желанию!». Нет никакой предсказуемости. С приходом министра просвещения РФ Ольги Васильевой маразма в образовании стало еще больше. Неплохие цели - поставить образование на нужный уровень, но при этом базовый план остается прежним. Если мы хотим увеличить нагрузку, нужно согласовать с Роспотребнадзором. Считаем, что Министерство образования, Министерство финансов и Роспотребнадзор должны встретиться и все обсудить, наконец. А иначе крайними оказываемся мы, школы. 

Согласны с такой позицией и другие директора. Из-за непонятных реформ все школы находятся между молотом и наковальней.

-  Добавим еще один учебный час на изучение языка и будем отвечать за это. Перейдем на 6-дневку – сократится стоимость одного часа рабочего времени преподавателей. Потому на субботу мы не будем переходить принципиально.  То, что для второго иностранного мы забираем один час у физкультуры, преподаватель узнал только сейчас, а должен был за два месяца. Хорошо, если удалось договориться, а если учитель встанет в позу? Все замыкается на школе и директоре, который всегда оказывается крайним. Многое зависит от министра образования РБ Жалсанова. 

Как выясняется, у работников школ скопилось немало вопросов к чиновникам бурятского Минобраза. 

- Почему у нас такая разница в оплате с учителями других регионов? Новые педагоги иностранного в школу не придут. Переводчики сейчас очень востребованы. Зачем, скажите, ему идти на зарплату в МРОТ, которую мы из фонда школы будем доводить до минималки? Первые полтора года молодым специалистам не выплачивают «северный» коэффициент. Как будто он не живет в этой республике. Да, наоборот, нужно было платить и поддерживать! В итоге школа сама выплачивает за счет других учителей, которые этим недовольны. Чтобы получать 16 тысяч с копейками и терпеть косые взгляды, стоит ли идти в школу? 

Министр образования Жалсанов или руководитель комитета образования Афанасьева могли бы на своем уровне добиваться, если бы хотели нам помочь. Но им, видимо, это невыгодно. Ну а что? Работают учителя и ладно. Министр должен ходить в Министерство образования РФ, вносить там предложения, но он этого не делает. Потому что мы – дотационная республика, ему скажут: «Доплачивайте из муниципального бюджета! Поддерживайте своих молодых специалистов». И все опять вернется к нам, в школы. Образование – это такая стена, которую не прошибить, - сетуют работники образования. 

Пока полной ясности нет, в Министерстве образования Бурятии предложили вернуться к этому вопросу в ноябре. А учебный год тем временем набирает обороты.

Диляра Батудаева, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.