Встать, суд уходит!

Бурятская «верхушка» лишится половины власти
A- A+
С 1 октября в России начинают действовать новые правила правосудия. Отныне бурятские суды не имеют права рассматривать дела в апелляционной и кассационной инстанциях. Жалобы недовольных будут рассматривать в других городах. При этом ехать никуда не надо: заседания будут проходить по видеосвязи. Зато, как надеются юристы, реформа нанесет удар по круговой поруке, которая действовала ранее на уровне региональных судов.

Заседания по интернету

Пленум Верховного суда России назвал дату начала работы новых окружных судов. С 1  октября начнут работу отдельные кассационные и апелляционные суды. Каждый из них будет отвечать за рассмотрение жалоб из целого ряда регионов. Одновременно региональные суды лишаются права вести дела по обжалованию решений, принятых судами первой инстанции на местах.

Как известно, в нынешней системе правосудия действуют три судебных инстанции: первая, апелляционная и кассационная. С первой никаких изменений не произошло: поступающие иски по-прежнему будут рассматривать мировые, районные суды, Верховные суды субъектов и так далее.

Но если решение первой инстанции не устроило одну из сторон спора, то подавать апелляционную жалобу теперь придется в окружной суд. Бурятия с 1 октября относится к Пятому апелляционному суду, который территориально находится в Новосибирске.

Ехать туда жалобщику не придется: достаточно прийти в суд по месту жительства и написать заявление. Его перешлют куда надо, а после организуют рассмотрение здесь же, на месте, по видеконференцсвязи (ВКС).

Если и решение апелляционного суда не устроило, тогда можно написать кассационную жалобу. Ее будет рассматривать по новым правилам Восьмой кассационный суд, который располагается в Кемерово. Схема та же: заявление по месту жительства и ВКС.

Любопытно, что вхождение Бурятии в состав Дальневосточного федерального округа никак не было принято во внимание при распределении регионов по окружным судам. И Пятый апелляционный, и Восьмой кассационный рассматривают жалобы от регионов Сибирского федерального округа плюс  Бурятия и Забайкалье.

Разбросали по стране

Недавно по поводу новой реформы состоялось целое заседание пленума Верховного суда России. Председатель ВС Вячеслав Лебедев рассказал, что в настоящее время в новые окружные суды назначены председатели и заместители, а также больше половины штатной численности. Здания судов оборудованы.

Всего с 1 октября этого года в России начнут работать девять отдельных кассационных и пять апелляционных судов общей юрисдикции. Основные принципы новой системы: экстерриториальность и сплошная кассация, принимающая все жалобы. Экстерриториальность означает, что дело будет рассматриваться в судах в разных регионах. А не так, как раньше, когда одно и то же дело во всех трех инстанциях рассматривается в одном и том же регионе судьями, которые, условно, вместе пьют чай в обеденный перерыв.

Что касается сплошной кассации: раньше в третьей инстанции проводился предварительный отбор дел. В итоге этого отбора к рассмотрению принимался лишь небольшой процент жалоб. Теперь число дел, проверяемых третьей инстанцией, как обещает судебное руководство страны, резко возрастет.

«Институт сплошной кассации является новой судебной процедурой, применение которой может вызвать дополнительные вопросы у кассационных судов общей юрисдикции, - приводит высказывание Вячеслава Лебедева «Российская газета». - В этой связи Верховный суд РФ уделяет особое внимание анализу и обобщению судебной практики кассационных судов общей юрисдикции и подготовит необходимые разъяснения».

Свое отношение к происходящему высказал и председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

- Каждое дело будет проходить несколько инстанций, разделенных не только процессуально, но и географически. Это укрепляет гарантии независимости и объективности судебного разбирательства, что в конечном счете повысит качество принятых судебных решений, - сказал он. - Предстоящие изменения потребуют повышения квалификации представителей и правоохранительных органов, и адвокатского сообщества.

Знакомые все лица

О грядущей реформе, к слову, стало известно не вчера. Еще год назад «Номер один» рассказывал о намечаемых изменениях.

Уже тогда юристы оценивали реформу, скорее, положительно. Ведь когда несколько инстанций замкнуты на одном регионе, неизбежно возникает круговая порука: судьи рассматривают жалобы на своих же коллег, с которыми часто работают в одном и том же здании. Конечно, портить друг другу карьеру никто не хочет. И тот факт, что эта старая система перестанет действовать, должен пойти во благо бурятскому правосудию.

- Я считаю, что это правильно. Уйдем от блата, кумовства, клановости. Особенно в Бурятии это очень развито, - говорили юристы. – Таким образом хорошо работает арбитраж. Четко идет отмена решений и в Четвертом апелляционном арбитражном суде, и в федеральном в Иркутске. Они рассматривают дела исключительно по закону. Скорее всего, власти отработали эту схему на арбитражных судах, и она себя хорошо показала.

Впрочем, были и более скептические мнения на этот счет. Например, известный правозащитник Виталий Хонихоев считает, что просто разделить три инстанции территориально  недостаточно.

- В какой-то части я, конечно, согласен. Что хотят отдать (кассационную и апелляционную инстанции. – Прим. ред.) – это хорошо. Однако когда Арбитражный суд у нас переехал в Читу, то все судьи, которые здесь были, тоже переехали в Читу. То есть какая разница? Пока качественный состав судей не сменится, разницы нет, - уверен Виталий Хонихоев.

Между тем, как сообщил все тот же Вячеслав Лебедев, Высшая квалификационная коллегия судей рассмотрела чуть более 900 кандидатов на должности заместителей председателей и судей кассационных судов и около 200 – на аналогичные посты в апелляционные суды, из которых 70% были рекомендованы ею к назначению.

Конечно, среди тех, кто подал заявки на назначение, скорее всего, были и бурятские судьи. Которые рискуют остаться без работы после реформы. Сколько из них получили новую должность, а сколько вынуждены будут искать работу, неизвестно. Верховный суд не разглашает сведения о проведении организационно-штатных мероприятий, поскольку они предназначены для служебного пользования.

Маловато будет

Кроме прочего, есть мнение, что нынешней судебной реформы недостаточно и изменения в системе необходимы гораздо более глубокие.

- К примеру, если у вас машина разбита в хлам, то вешать или не вешать «вонючку» (ароматизатор воздуха для машины. – Прим. авт.) – разницы нет. Конечно, с «вонючкой» получше как-то, посвежее воздух будет в салоне. Но в свете общего состояния машины  это бессмысленно, - считает Виталий Хонихоев. - Причем эти изменения коснутся, прежде всего, уголовных дел. А по уголовным делам это 99% обвинительных приговоров… Если судья вынесет оправдательный приговор, он получит по шапке. Есть даже шутка: три оправдательных – и долой с места. Какая речь может быть о правосудии в принципе?

Таким образом, уже в ближайшие недели бурятское правосудие начнет работать по-новому. Хорошо это или плохо, покажет практика. Впрочем, жители от этих изменений в теории не должны почувствовать каких-либо неудобств. Решит ли реформа хотя бы часть проблем, которые на сегодня имеются в судебной системе, остается лишь надеяться.

Если же взглянуть на происходящее с точки зрения бурятских судебных чиновников, то для них это, конечно, удар. Многие из них, как уже было сказано, останутся без работы. А власть Верховного суда Бурятии и его председателя Альбины Кирилловой значительно сократится. Впрочем, тем жителям Бурятии, которые надеются на честное правосудие, это, конечно, на руку.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.