Распил на широкую ногу

В Улан-Удэ «черные лесорубы» воруют лес на миллионы рублей
A- A+
Большинство жителей Улан-Удэ даже не догадываются, какая катастрофа происходит сегодня в лесах, окружающих столицу Бурятии. Ведь горожане, поднимая глаза выше уровня асфальта, нередко судят только по окрестным сопкам, где пока еще растут сосны. 

Например, обозреваемые со всех концов города две сопки в районе Комушки радуют глаз зеленым морем тайги. Однако это только иллюзии - стоит заглянуть за гору, как взору предстает апокалиптический пейзаж массовых вырубок. Там, где не сгорело, вырубили деревья организованные преступные группировки, нагло орудующие в лесах даже среди бела дня. Причем какой-либо жесткой реакции на творящиеся  преступления со стороны правоохранительных органов нет. В проблеме разбирался «Номер один».

Объемы уничтожения зеленых легких города были озвучены недавно на рабочем совещании в комитете городского хозяйства мэрии Улан-Удэ. За 7 месяцев 2019 года в Улан-Удэ зафиксировано 37 вырубленных лесных участков с объемом незаконной добычи 681 кубометр деловой древесины и нанесенным городу вредом в 9,5 млн рублей.  Но за сухими цифрами скрывается страшное - тотальная вырубка.  Напомним, что в городские леса входят лес и зеленые насаждения в административной черте города, находящиеся в ведении МБУ «Городское лесничество». В Улан-Удэ небольшой штат лесников, они с каждым годом все чаще выявляют факты незаконных порубок.

Как рассказали в лесничестве, обычно «черные лесорубы» объезжают на своей технике окрестные леса и намечают план вырубок. Днем пилится деловая древесина и складывается штабелями. На прилегающих к вырубке местах выставляются дозорные, и в случае опасности бензопилы прячутся, а «черные лесорубы» прикидываются «гуляющими на природе». Ночью происходит вывоз и продажа на ближайшие пилорамы. 

Эксперт с дипломом

В лесничестве отмечают, что за последние годы в сферу незаконных порубок пришли подготовленные «лесорубы». Так, в начале 2019 года был остановлен с лесом на своем микроавтобусе гражданин Б., бывший сотрудник МВД Бурятии, эксперт Железнодорожного райотдела. Он рубил лес в 2019 году, но  подозревается, что подобным занимался также и в 2018 году. В лесничестве считают, что этот гражданин вырубил семь участков на сумму ущерба в 486 тыс. рублей. Зеленые деревья экс-сотрудник полиции пилил на дрова. 

А в прошлом году в суд были переданы материалы на преподавателя одного из улан-удэнских колледжей, который совместно с сотрудником охранной фирмы по установке сигнализаций рубил лес в районе кладбища «Южное». Лесорубы попались случайно - мимо ехали сотрудники ОМОНа, которые услышали в лесу далекий звук пилы. Поскольку в городских лесах пилить запрещено, омоновцы окружили район и взяли с поличным подельников. Рассказывают, что на суде преподаватель колледжа больше всего опасался огласки. Боясь того, что о нем могут плохо подумать дети, которых он учит. «Черные лесорубы» отделались условным сроком. И, видимо, преподаватель сейчас учит детей любить и беречь природу.

«УАЗик» как орудие преступления

Но наиболее циничным и вопиющим случаем стала деятельность одной улан-удэнской семьи в лесном массиве возле ИК-8. Муж и жена орудовали днем. Мужчина  пилил крупные, по 8 метров длиной, бревна, подцеплял тросом к «УАЗику» и вывозил из чащи. Далее распиливал на 4-метровые бревна и сваливал на тележку. Все это сбывали на ближайшей пилораме по Спирзаводскому тракту, где охотно принимали ворованный лес. Подобная ударная  деятельность четы, судя по всему, продолжалась все лето, пока лесники не установили в месте порубок фотоловушки. Причем на видео хорошо видно, как «УАЗик» варварски давит и мелкие сосны. После появления неопровержимых доказательств в августе 2019 года деятельность группы была остановлена. Нанесенный вред природе составил 882 тыс. рублей. 

«Черные лесорубы» не останавливаются ни перед чем. Так, энергетики Бурятии в районе  ДНТ «Перспектива» заказали вдоль охранной зоны ЛЭП 110 Кв вырубку деревьев и кустарников. Что делают лесорубы? Они целенаправленно уклоняются от линии на 100 метров в глубь леса и вырубают все, что попадается под руку. В результате ущерб составил без малого 8 млн рублей. Полиция возбудила дело, но затем приостановила его. Несмотря на очевидный характер преступления. О чем можно подумать в этом случае? 

ОПГ в лесах

Лесничество  с тревогой фиксирует появление в городских лесах организованных преступных группировок, которые вырубают лес в гораздо больших масштабах, нежели одиночки. 16 мая 2019 года благодаря обращениям граждан в местности Прямая падь выявлена крупная вырубка сосны. Выбран спелый и приспевающий лес, подходящий в качестве пиловочника. Отмечено хорошее знание местности и территории лесничества. Ориентировочно за два-три дня вырублено 243 дерева. Ущерб нанесен на 2,1 млн рублей. 

На месте по оставленным следам от техники установлено, что использовалось минимум пять единиц техники (автомобиль типа «ГАЗ-66», «Урал» или «КамАЗ» с крановой установкой, мини-трактор для трелевки древесины, легковые автомобили сопровождения повышенной проходимости). В незаконной рубке принимало участие минимум 10 человек. По методу заготовки, характеру спилов в лесничестве уверены, что ОПГ совершила еще несколько подобных порубок. В июле  рядом с ДНТ «Энергостроитель», что в мкр. Забайкальский, обнаружена незаконная порубка 81 сосны. Ущерб - более 2 млн рублей. 

Уничтожаемые леса не столько вырабатывают кислород, сколько задерживают осадки, которые с сильными дождями скатываются в город, образуя овраги, приводя к затоплениям, появлению эрозии почв. Кроме того, леса заметно снижают ветровую нагрузку на город и, соответственно,  уменьшают уровень легочных заболеваний горожан. 

- Лес - это не просто набор деревьев, а сложная экосистема, которая многие годы худо-бедно  защищала наш город, в том числе от ветров, - говорит кандидат медицинских наук Инга Номоева. - К сожалению, мы ежегодно наблюдаем рост легочной заболеваемости у детей и пожилых людей, в том числе из-за запыления. Ведь в Улан-Удэ количество твердых частиц в воздухе, вызванных эрозией и опустыниванием окраин города, ежегодно растет, а ведь песчаная и земляная пыль опасна тем, что с нею переносятся и бактерии.

Выход видится один - полиции необходимо очнуться от спячки и начать решительно действовать в лесной сфере. В смысле, бороться. 

- К сожалению, мы пока не видим целенаправленной борьбы правоохранительных органов с незаконными рубками, а если какая-то работа и ведется, то фрагментарно, - сетует директор МБУ «Городское лесничество»  Алексей Коноваленков. - Ведь нередко уголовные дела с выявленными подозреваемыми и зафиксированным автотранспортом приостанавливаются. Серии незаконных порубок остаются незамеченными. В общем, вся работа лесничества по выявлению и пресечению незаконных рубок уходит в это «болото». 

Проблема также заключается в том, что штраф или условный срок маргинальную и пьющую публику, которая используется в качестве «пехоты» при незаконных порубках,  не особо пугает. Другое дело, если бы за вырубленные деревья и многомиллионный вред сажали в колонию. Тогда был бы эффект. 

Дмитрий Родионов, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.