Как сохранить шедевр наследия

Старообрядцы Бурятии защищают свою культуру от исчезновения
A- A+
В Бурятии пройдут юбилейные мероприятия, посвященные 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. К этой дате старообрядцы подходят как с достижениями, так и с проблемами. Чтобы сохранить культурное наследие, необходимы ресурсы и немалые усилия. При этом не всегда совпадают интересы государства и старообрядцев, особенно приезжающих из-за границы по программе переселения. 

Путь Аввакума 

Юбилейные мероприятия, посвященные 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума, состоятся в 2020 году, а оргкомитет создается уже сегодня.

Согласно распоряжению правительства Бурятии, оргкомитету поручено до 1 ноября 2019 года разработать и утвердить программу юбилейных мероприятий.

Протопоп Аввакум – легендарная личность в истории Российского государства, считается праведным гонимым мучеником и одним из основных оппонентов патриарха Никона. Протопоп посетил наши места в 1657 году. Его путь в Даурию пролегал по реке Селенга, в частности, по современному Тарбагатайскому району, в честь чего 12 лет назад староверы установили на холме напротив горы Омулевка, в 5 километрах от села Тарбагатай, поклонный крест. Мероприятие было приурочено к встрече старообрядцев мира, посвященной 250-летию начала заселения Забайкалья семейскими потомками старообрядцев.

Крест весом три тонны расположен на постаменте. Его высота - 4,47 метра, а выполнен он из смеси бетона с мраморной крошкой. На нем надпись: «В 1657 году по реке Селенга пролегал путь Святого Священномученика и исповедника протопопа Аввакума в Даурию. Благодарные потомки. 2 июня 2007 года».

Шедевр наследия 

- Наши предки пришли сюда по этой дороге сибирским трактом из пределов Польши, думая, что найдут здесь свою погибель. И не предполагали, что обретут здесь свою горячо любимую Родину, что украсят эту землю своими деревнями, традициями, нарядами, полями и пашнями, пустят здесь глубокие корни и будут жить на этой земле, - такими словами на горе Спящий лев встречала гостей художественный руководитель Тарбагатайского центра культуры и ансамбля «Судьбинушка» Галина Чебунина.

Гости прибыли в Тарбагатай из Москвы, Магаданской и Сахалинской областей в рамках 11-го межрегионального смотра деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов.

Предки этих людей преодолели крестный ход в 7,5 тысячи километров. Спустя три с половиной века (в мае 2001 года) самобытная духовная культура семейских Тарбагатайского района была признана ЮНЕСКО «Шедевром устного и нематериального наследия человечества».

- Мы этим очень гордимся и стараемся хранить наши традиции. Наши предки за свою веру были объявлены государственными преступниками, им было приказано носить старое русское платье, чтобы все видели, что идет государев преступник. Но они сберегли свои песни, свой уклад, несмотря ни на что, - отметила Галина Чебунина.

Опорные площадки

Но это лишь начало масштабного празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума. Самые крупные мероприятия - третья по счету встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума» в 2020 году и VII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история и современность».

Цель у происходящего одна – сохранение и развитие старообрядческой культуры. В нынешних условиях добиваться результата в этом направлении непросто.

В первой половине нулевых годов в республике действовала программа по сохранению и развитию культуры семейских. Но потом ее прикрыли, и сегодня организации, в которые объединяются старообрядцы Бурятии, выживают в основном за счет грантов.

- Благодаря гранту президента мы выпустили учебно-методический комплекс по дошкольному образованию и внедрили его: в детских садиках Тарбагатайского, Бичурского, Мухоршибирского и Заиграевского районов уже преподают историю культуры семейских в Бурятии, - рассказывает Сергей Петров, руководитель региональной общественной организации «Общество культуры семейских Республики Бурятия».

Идет подобная работа и в Улан-Удэ. Так, был выигран грант правительства республики, на средства которого будут организованы курсы в БГУ по подготовке педагогов дошкольного образования. Также на базе детских садиков проводятся мероприятия, которые позволят им в будущем получить статус базовых опорных площадок по истории культуры семейских. Заявки на получение такого статуса подали уже два детских сада.

Гости из Румынии

Старообрядческие организации Бурятии, как религиозные, так и общественные, активно сотрудничают с подобными сообществами в других регионах. Сегодня их объединяет Организационный комитет общественных старообрядческих организаций.

- У нас в Иркутске есть общество культуры семейских, в Москве есть культурно-паломнический центр протопопа Аввакума, в Архангельской области есть общественная организация. В Республике Коми несколько старообрядческих районов, как и у нас в Бурятии. Например, Усть-Илимский район Республики Коми. Мы с ними контактируем, проводим совместные мероприятия, - говорит Сергей Петров.

Однако сейчас обсуждается вопрос о создании всероссийской общественной организации старообрядцев. Таким образом предлагается юридически закрепить сотрудничество между старообрядцами разных регионов.

Но только Россией такое сотрудничество не ограничивается. «Семейские» есть и в других странах. Например, в Румынии насчитывается 100 тысяч старообрядцев. Некоторые из них даже избирались в парламент страны. Два года назад представители румынских старообрядцев приезжали в Бурятию, встречались с председателем Народного Хурала и обсуждали возможное сотрудничество. Есть предложение отправить в Румынию наших педагогов.

Межкультурные нестыковки

Между тем на Дальнем Востоке действует программа содействия переселению старообрядцев из других стран. Бурятия, в связи с включением в состав ДФО, тоже в нее попала. Но это произошло совсем недавно, и пока о результатах говорить рано.

- Хотят переехать в основном старообрядцы из стран Южной Америки, таких как Боливия, Аргентина, Уругвай. Там порядка 10 тысяч старообрядцев, и они хотят вернуться на родину. Это выходцы из наших, сибирских и дальневосточных регионов, – рассказывает Сергей Петров.

В Приморском крае уже живут десять вернувшихся семей, еще три – в Амурской области. Однако при переезде возникают проблемы. Первая связана с предоставлением земель.

Старообрядцы, приезжающие из стран Южной Америки, – потомственные крестьяне, занимаются исключительно сельским хозяйством. Семьи у них большие, и земли им нужно много. Однако предоставлять ее в нужных объемах власти не спешат.

Вторая проблема – переехавшие старообрядцы не хотят учить детей в обычных общеобразовательных школах, в которых, по их мнению, слишком много пороков. Староверы в основном используют домашнее обучение, что также не всегда соотносится с правилами, которые установлены в России.

Третий вопрос, который пока не решается, это служба в армии. Старообрядцы из стран Южной Америки, в общем-то, не против отдать долг исторической родине. Однако у них приняты ранние браки – мужчины женятся в 18-20 лет. И именно на этот возраст выпадает призыв на службу. Фактически новая семья остается без кормильца.

Таким образом, к памятной дате старообрядцы подходят с немалым багажом проблем. Однако это не умаляет тот факт, что им все-таки удалось сохранить свою культуру. И, несмотря на то, что старообрядцы разбросаны по всему миру, их единое наследие, уникальность людей передаются новым поколениям независимо от географии и расстояний.

Лариса Ситник, Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.