Доржо Дугаржапов: «Муси-пуси разводить не получится»

Новый руководитель учебного заведения в эксклюзивном интервью рассказал о себе и будущем хореографического колледжа
A- A+

Он стремительно входит в здание торгово-экономического техникума, несколько ступенек, и мы попадаем в его резиденцию – здесь временно разместился Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева. Новый руководитель одного из старейших учебных заведений высокого классического искусства в России – Доржо Дугаржапов, известный в Бурятии и за ее пределами педагог-хореограф. Он только-только приступил к своим обязанностям, но уже чувствуется - работать не боится и спуску никому не даст.

«Я – реалист»

- Доржо Васильевич, для начала позвольте поздравить вас с назначением на новую интересную должность. Как вы отнеслись к предложению Министерства культуры возглавить именитый колледж? Было страшно или интересно?

- Меня пригласили на эту должность, и я согласился, чтобы отдать долг своим педагогам, которые выучили меня. Когда ты ученик великих людей, ни о какой боязни речи не идет. Мой первый учитель – Анна Афанасьевна Кузнецова, известный педагог, закончившая Ленинградское государственное хореографическое училище. Петр Тимофеевич Абашеев и директор училища Нина Бальжиновна Базарон отправили меня учиться в Москву, в знаменитую Российскую академию театрального искусства (ГИТИС). Я выучился и вернулся на родину, долгое время работал в Академии культуры. Начинал с простого преподавателя, а закончил проректором вуза. На руководящей должности находился с 1998 по 2016 год: был заведующим кафедрой хореографии, директором института танца, проректором по прогнозированию, развитию и инновационным технологиям в сфере культуры и искусств.

- Вы - управленец с большим стажем…

- Не буду хвалиться, какой я управленец. Меня пригласили, значит, нужен республике здесь и сейчас. Вчера встретился с административно-управленческим аппаратом колледжа, поговорил и понял - люди понимают, где они находятся и что делают. Это очень важно.

Хореографическое училище - это одно из старейших профессиональных учебных заведений от Владивостока до Новосибирска. Через два года, в 2021 году, мы будем отмечать 60-летний юбилей колледжа, а в 2023 году – 100-летие нашей республики. Только вдумайтесь, большую часть пути мы прошли вместе.   

- Но, к сожалению, за столько лет у колледжа так и не появилось своего здания. Появится ли оно при вас?

- Я верю, что когда-нибудь, не знаю, когда именно, но здание будет построено. Наверное, каждый директор хореографического училища, заступая на должность, обещал решить этот вопрос. Я обещать не буду. Я - реалист. Да, работа в этом направлении ведется и велась всеми предыдущими администрациями училища. Сейчас повсюду в Бурятии идут грандиозные стройки, будем надеяться, что мы войдем в какую-либо целевую программу.

- Но мечта о новом доме для училища все-таки есть?

- Конечно, у каждого человека есть мечта. Пока же для детей и преподавателей созданы все максимально комфортные условия в стенах торгово-экономического техникума.

«Никто, кроме нас!»

Где бы я ни был, везде и всегда горжусь нашей республикой, нашим Улан-Удэ, тем, что у нас столько театрально-зрелищных учреждений, шикарных национальных театров. Мы должны понимать, для чего наши предки, выдающиеся люди, 80 лет назад возвели именно в Улан-Удэ, а не, к примеру, в Иркутске, Оперный театр. После этого почти через 20 лет они создали хореографическое училище. Для чего? Чтобы готовить профессиональные кадры для театра. Связка школа-театр должна быть крепкой, и для нас одна из важнейших задач – сохранить эту связь. Конечно, кто-то по окончании обучения уезжает, но здесь, на родине, все равно кто-то должен остаться.

- Кстати, почему вы после учебы в ГИТИСе вернулись из Москвы в Улан-Удэ?

- Вернулся домой в 1993 году, когда мой учитель - Петр Тимофеевич Абашеев - сказал мне, что я нужен здесь. И я приехал. В то время он был заведующим кафедрой хореографии в Академии культуры, мы успели вместе поработать, это были самые блестящие годы в моей жизни.   

- С ностальгией вспоминаете те времена?

- Конец 90-х – начало 2000-х – это те времена, когда практически все наши именитые педагоги преподавали в Академии и хореографическом училище. Сейчас могу честно сказать, высокопрофессиональных, опытных кадров не хватает. В нашей профессии как? Чем ты старше, тем богаче, тем больше секретов мастерства ты можешь передать следующим поколениям. Рядом с мэтрами должны работать молодые педагоги, стажеры, они должны перенимать опыт из рук в руки, из ног в ноги.

Должна быть связь поколений педагогов, если эта связь прерывается, то теряются традиции. И пока у нас есть возможность работать с легендами балета, мы должны впитывать знания, как губка. Нужно, чтобы такие педагоги, как Самбуева Екатерина Балдановна, Пермякова Людмила Георгиевна, Чернова Эржэн Андроповна, Волкова Евгения Сергеевна работали в колледже. Я официально их пригласил, с каждым разговаривал, и они пообещали подумать. Я их не тороплю.

У старшего поколения настолько сильно было развито патриотическое чувство, что наши преподаватели не смотрели на финансовую сторону. Сейчас молодежь думает чуточку по-другому, выпускник говорит: «Если будете платить мне столько-то, буду у вас работать». Мышление всего населения поменялось, и ничего не можем с этим поделать. Но мы должны работать, нести свет. Как говорят десантники, «никто, кроме нас».

Учреждения культуры, детские школы искусств – это маячки, светлячки, которые занимаются духовностью. Дети хореографического училища и дети из общеобразовательной школы – это небо и земля. Наши смотрят на мир совсем другими глазами, они живут в прекрасном мире. Когда-то и мы, деревенские мальчишки и девчонки, попали в этот храм, и педагоги, как мастера-ювелиры, ограняли нас, напитывали духовностью.

Мы всегда знали, что обучаемся в элитном учебном заведении. И должны понимать, что хореографический колледж, его прошлое, настоящее и будущее – это бриллиант, которым нужно дорожить. Самое ценное – это наши великие педагоги. Я работал в Китае и знаю не понаслышке, как уважительно в Поднебесной относятся к учителям. Для них педагог - это свет.

В Японии также с особой благодарностью относятся к профессии учителя. Когда премьер-министра страны спросили, почему у них нет Дня учителя, он ответил: «У нас каждый день – День учителя». Заработная плата педагога там равна зарплате министра. Я мечтаю о том, что когда-нибудь придет время, и у нас учителя будут получать достойную заработную плату. Если государство будет относиться к учителю с уважением, он сможет сделать человека чуточку лучше и добрее, а там и все общество поменяется.

Главное – верная команда

- Вас называют человеком неуемной энергии. На вашем счету ряд значимых проектов, вы один из организаторов балетной школы «Грация» им. нар. арт. СССР Л. Сахъяновой, Творческой лаборатории им.нар.арт РСФСР П. Абашеева, национальной школы танца «Уян Бэлиг» под руководством заслуженного деятеля искусств России Д. Бадлуева, театра «Молодой балет Улан-Удэ» под руководством нар.арт. России В. Ганженко, культурного фонда Морихиро Ивата, создание кафедры педагогики балета, арт-директор международного фестиваля-конкурса национального танца стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Венок Дружбы» и многое другое.

- Энергия – это одно, главное – уметь видеть цель. Если ты видишь свою идею, полдела уже сделано. Сейчас мало кто видит, многие  просто болтают. Говорить может каждый. И я могу сейчас вам лапшу на уши навесить, но зачем мне это надо? О своих будущих проектах предпочитаю не распространяться, когда будет результат, тогда и можно поговорить. Пока уже наметил для себя маячки, знаменательные даты, подготовкой к которым мы с коллегами займемся в ближайшее время. Так, в октябре распишу план работы мероприятий к 60-летию колледжа. Каждому из сотрудников пофамильно напишу, за что он будет отвечать, и он ежедневно будет отчитываться, что сделал.

- Вы жесткий руководитель…   

- Самое важное в команде – это честность, открытость, прозрачность. Если этого нет, если я чувствую и вижу, что человек не горит делом, не хочет работать с полной самоотдачей, то нам с ним не по пути. Понимаете?  Если человек один раз не сделал, я могу потерпеть, но второго раза уже не будет. Так же и с честностью – если он соврал тебе однажды, то в следующий раз он снова наврет. Отсиживаться и прикрываться другими не получится. Если человек не может работать, почему я должен терпеть его и жалеть? Нужно четко понимать, что наш колледж – специализированное учебное заведение, а не какая-нибудь частная лавочка, муси-пуси здесь разводить не получится.

Самое важное, чтобы рядом была команда, готовая вместе с тобой реализовывать тот или иной проект. Я никогда не говорю: «Это мой проект» - без единомышленников ничего не смог бы реализовать. Руководитель – это стратег, он должен видеть и предвидеть, а команда – понимать и быстро выполнять.   

- Доржо Васильевич, видно, что вы человек характерный. Это балет вас так воспитал?

- Да. Здесь сформировались такие качества, как работоспособность и целеустремленность. Человек должен знать, куда он идет.  

- Как вы попали в хореографическое училище?

- Я был простым мальчишкой из села Усть-Эгита Еравнинского района, молочно-товарной фермы Хангир. Был набор, в хореографическое училище, и меня приняли. Членами приемной комиссии были настоящие легенды - директор училища Валерий Антонович Хараев, Юрий Михайлович Баранов, Зинаида Николаевна Тыжеброва, Лариса Петровна Сахьянова, Петр Тимофеевич Абашеев.

- Обычно мальчишки больше увлекаются футболом, в какой момент вы влюбились в балет?

- Все просто – увидел и полюбил. Ностальгические рассказы не про меня. Самые счастливые годы моей жизни, конечно же, связаны с хореографическим училищем. Я с благодарностью вспоминаю их. Были и взлеты, и падения, что-то получалось, что-то нет, но все равно шел вперед. Самое важное – никогда не нужно оглядываться назад. Только вперед.

Подготовила Любовь Ульянова, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.