Синдром отличника

Что скрывается за стремлением быть всегда и везде успешным?
A- A+

У многих из нас перед глазами пример одноклассника или знакомого из детства, который в школе был звездой класса – учился на одни пятерки, ездил на олимпиады по всем предметам. Учителя пророчили ему блестящее будущее, однако годы спустя отличник превратился в типичного неудачника или вовсе спился. Что стоит за судьбами бывших отличников и почему стремление быть первым приобретает невротический характер, об этом расскажет кандидат психологических наук Игорь Бадиев.

Невротичная уязвленность

- Игорь Валерьевич, мы не раз говорили с вами об успешности, однако одно дело -  успех и совсем другое – страсть человека во что бы то ни стало добиваться побед во всем и всегда. Почему некоторые люди помешаны на первенстве?

- В стремлении к лучшему нет ничего плохого, человек стремится занять лидирующие позиции, за что ни берется, во всем ему нужно добиться максимального результата. Быть первым, лучшим во всем и везде. Но это лишь внешняя сторона, то, что видят окружающие и оценивают как положительное качество. За этим поведением могут скрываться различные причины, внутренняя психологическая картина стремления к первенству может быть различна.

Условно назовем первую внутреннюю картину стремления к успеху как позитивную. Внутренне человек мотивируется представлением о том, чего он хочет достичь. Он ставит перед собой определенные цели и задачи, причем достаточно адекватные, и благополучно достигает их. Такая «позитивная» картина возможна лишь тогда, когда постановка цели (то, к чему ты стремишься) происходит без обесценивания того, что ты уже имеешь сейчас.

Это соотношение - «чего ты хочешь» и «что имеешь сейчас»  и  как ты это оцениваешь - играет ключевую роль в том, как человек чувствует себя, стремясь к чему-то лучшему. Когда это стремление к лучшему происходит без недооценки того, что он имеет сейчас, тогда человек чувствует себя уверенно, спокойно и его стремление к цели, назовем условно, здоровое. Он может полноценно жить, получать удовольствие от того, что имеет. При этом свои неудачи воспринимает не как крах и провал, а как ступени к успеху.

Второй вариант внешнего поведения стремления быть лучшим условно можно назвать невротичным. В этом случае стремление быть первым связано с негативными внутренними переживаниями, с высокой степенью неудовлетворенности собой, тем, что он имеет.

Поясню два варианта в сравнении. Один человек стремится быть первым, потому что считает, что он этого достоин, это может и к этому стремится. Поэтому ставит цели и достигает их. Другой человек стремится быть первым, потому что думает, что он не достоин того, что у него есть сейчас. В нем сидит этакая уязвленность. Если не будет первым, не будет лучшим, значит, он плох.

- Он сам себя так оценивает, правильно?

- Да. И это движение к цели сопряжено с высоким уровнем тревоги, невротизации. Если не достигнет успеха, то произойдет полный крах, он станет никем. И добивается побед всегда и везде не потому, что стремится к успеху, а чтобы доказать себе и другим, что он не неуспешен.

В первом случае перед нами истинная мотивация достижения успеха, а во втором - мотивация избегания неудачи.

Страх, что ребенок будет хуже других

- Откуда «растут ноги» у этих двух внешне похожих, но абсолютно разных мотиваций?

- Как правило, причины кроются в детстве. В первую очередь имеет значение то, как взрослые мотивировали ребенка на достижения и победы. Здесь, к слову, придется термин синдром отличника, когда ребенка любой ценой заставляют быть первым во всем – в учебе, социальной, общественной и культурной жизни.

В основе этой мотивации лежит страх (сначала родителей, а затем и самого ребенка), что он никаких успехов не добьется, что будет хуже других, ему нечем будет гордиться. Мотивация страхом рождает невротическое стремление быть первым. Страх, что у тебя ничего не будет, что ты ничего не значишь без своих достижений. Что ты сам по себе – пустое место и значим только лишь тогда, когда у тебя есть какие-то победы.

Поразительно, но такой способ мотивирования у нас широко распространен. Зайдя в любую школу или семью, мы услышим, как мотивируют детей на учебу через запугивание. Любимая страшилка – «Не будешь учиться, пойдешь в дворники». Из этого достаточно простого и привычного способа мотивирования страхом рождается чувство, что ты ничего не значишь, если у тебя нет побед,  и тебя любят только за успехи.

Это представление со временем генерализируется и охватывает всю личность целиком, и касается не только учебы, но и всех других сфер деятельности, в том числе и межличностного общения. Человек уверен: родители/девушки/друзья любят меня потому, что я в чем-то успешен, я первый и если не будет у меня этого успеха, то любить/уважать/быть рядом со мной никто не будет.

Получается такая гонка за тем, чего у тебя нет. Потому что то, что есть, не приносит тебе удовлетворения. То, чем ты обладаешь, недостаточно для того, чтобы тебя любили, уважали, принимали. И в какой-то момент внешняя цель достижения первого места, пятерки или статуса начинает переходить во внутренний план. То есть внешняя цель потихоньку становится внутренней.

- Что это значит?

- Что ты как личность недостаточно хорош для того, чтобы быть счастливым, успешным для того, чтобы тебя любили и уважали. Поэтому нужно стать лучше – быть более добрым, щедрым, умным, организованным. Быть лучшим родителем, другом, супругом. Источником этого стремления быть лучше является глубокая неудовлетворенность собой как личности, непринятие себя: «я такой, как есть, плохой, мне нужно стать лучше, и когда это сделаю, тогда получу все».

Обесценивание себя

Если я сейчас плох, то не могу быть счастлив. Не могу спокойно жить. Я сам себя не удовлетворяю. И начинается так называемая работа над собой – по сути, это есть ни что иное как очень глубокий комплекс неполноценности. Суть в том, что как бы сильно ты ни работал над собой, развивался в личностном плане, становился добрее, щедрее, организованнее, коммуникабельнее, как бы ни развивал в себе коммуникативные и лидерские качества и прочее, ты никогда этого не достигнешь. Потому что, овладев той или иной компетенцией, сформировав то или иное качество, как только оно становится твоим, происходит его мгновенное обесценивание. Человеку оказывается этого недостаточно. Он идет дальше, но куда? Есть ли конечный результат? Есть ли идеал, который был бы достижим. Нет.

С одной стороны, да, предела совершенству нет и совершенствоваться можно бесконечно. Вопрос в том, почему мы это делаем? Что лежит в основе нашей мотивации стремления быть первым и лучшим?

- Эти люди беспрерывно ходят на различного рода тренинги?

- Да, кстати говоря, это хорошая почва для различного рода тренингов личностного роста типа «прокачай себя», «вырасти как личность», «стань лидером», «будь первым». Это то, что питает их комплекс неполноценности, это попытка его гиперкомпенсировать.

- Такой человек, наверное, очень несчастен…

- По сути, это невротичная личность. Поскольку глубоко не удовлетворена собой. Не принимает себя, не может жить в гармонии с собой.

- Те, чье стремление быть первым здоровое, это так называемые «троечники»?

- Необязательно. Хотя условно можно их так назвать. Это совершенно другого рода личности. Их достижения не мотивируются тезисом «если ты чего-то не достигнешь, то не будешь любим». Такие личности глубоко уверены: неважно, добьешься успеха или нет, для тебя как личности это не имеет такого значения. Да, можешь терпеть неудачи, но это не значит, что станешь хуже, будешь не достоин любви и уважения. Их отношение к успеху и к неудачам совершенно иное, оно не такое личностное.

Достижение успеха для них  не самоцель а всего лишь средство, во многом утилитарное. Для чего мне быть первым в том-то и том-то - такой вопрос они себе задают. Зачем мне победа на олимпиаде? Для чего мне нужно занять какую-нибудь выборную должность? Что мне это дает как личности? Неудачи для них – это не крах, это лишь следующая ступенька к успеху. Еще Эдисон говорил: «я не потерпел 500 неудач в создании лампочки, я узнал 500 способов, как это не надо делать».

Такое отношение к успеху позволяет жить в гармонии с собой и ценить то, что имеешь, и то, чего достиг. Опираясь на былые победы, ты достигаешь новых побед.

Ключ к успехам ребенка

- Как таких людей в детстве мотивировали на успех?     

- Как правило, такое мировосприятие рождается в условиях безусловного принятия ребенка, в первую очередь родителями. Эрик Эриксон говорил, что отношение к миру (базальное доверие и базальное недоверие) складывается в первые годы жизни человека - от отношения родителей, которые либо принимают ребенка безусловно,  или с условием.

Безусловное принятие ребенка позволяет ему полагать, что его любят не за достижения, не за то, что он победитель соревнований и прочее, а за то, что он просто есть. Его уважают не за то, что он занимает какую-то ступеньку в социальной лестнице, а просто потому, что он есть. А это, собственно говоря, далее переходит и во внутренний план – в любовь к самому себе, в принятие и уважение себя. Собственно говоря, это дает очень прочную основу не только для будущих достижений, но и устойчивости к неудачам.

Интересно, что отсутствие безусловного базового принятия может сформировать мотивацию избегания неудач через отказ от деятельности. Такое происходит, когда обесцениваются достижения ребенка.

Например, родитель карает за неудачи и игнорирует успехи ребенка, тогда теряется целесообразность в каких-либо достижениях. «Меня и так не любят, хоть я и достигаю успехов, поэтому лучше избегать кары, но не путем побед, а тем, что ничего не делать», - считает ребенок. Такое проявляется сплошь и рядом, когда родители в ответ на хвастовство ребенка своими достижениями говорят: «И что, ты медаль хочешь получить за это?». Успех игнорируется, и стремление к достижениям пропадает.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один»
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.