Французам указали место возле барака

«Леруа-Мерлен» заморозил проект супермаркета в Улан-Удэ
A- A+
Бюрократия, препоны, происки конкурентов и административные барьеры продолжают добавлять в инвестиционный имидж Бурятии элементы нестабильности. Французская торговая сеть товаров для дома и строительства «Леруа-Мерлен» уже два года не может пробиться на рынок республики, причем даже имея лоббистов высочайшего уровня. Несмотря на заверения федеральных властей, что к концу 2019 года «Леруа-Мерлен» откроет свой супермаркет в Улан-Удэ, на месте будущего объекта сегодня по-прежнему находится лишь огромный пустырь.

Дорого и мало 

Трудно спорить, что в Бурятии, даже в такой, казалось бы, насыщенной рыночными игроками сфере, как стройматериалы, как оказалось, многого не хватает. И цены высокие, и выбор никудышный.

- В наших магазинах в основном предлагается один и тот же ассортимент, причем достаточно скудный, приезжаешь, вроде есть нужная расцветка той же плитки, а начинаешь брать, выясняется, что это только демонстрационный образец, надо заказывать и ждать в лучшем случае две недели, пока привезут, - сетует мастер по ремонту Александр Беломестнов.

Он говорит, что в регионах, где работают федеральные сети, такой проблемы нет - более мощные компании держат на складах весь выставленный на витринах ассортимент в достаточном количестве. А если чего-то не хватает, логистика позволяет завезти материал в более короткие сроки.

Именно поэтому, когда в начале 2018 года французская сеть «Леруа-Мерлен» выбрала земельный участок для строительства супермаркета на ул. Борсоева и заявила о том, что вложит в Бурятию 1,5 млрд рублей, жители Бурятии несказанно обрадовались. Полагая, что с ростом конкуренции снизятся цены и улучшится ассортимент.

Однако французы с самого начала наткнулись на жесткие административные препоны. Так, на земельном участке оказались бесхозные железнодорожные пути, которые шли вдоль Селенги на СИЗО и далее на судостроительный завод. РЖД долгое время не давали ответа на вопрос, чьи это пути и как решить с ними вопрос. Затем возникли сложности с муниципальной землей и землями частных владельцев.

Полгода потоптавшись на месте, французы запросили на экономическом форуме в Сочи помощи у полпреда президента РФ Юрия Трутнева. В феврале 2019 года полпред, приехав в Улан-Удэ, призвал ускорить решение проблемы с тем, чтобы к концу 2019 инвесторы смогли открыть объект. В результате указания сверху большую часть вопросов решили. Но тут вдруг выяснилось, что у аварийного деревянного дома на ул. Борсоева, 87, который граничит с участком и был выкуплен за 25 млн рублей застройщиком (ООО «Управление капитального строительства-3) в пользу «Леруа-Мерлен», вдруг появились еще одни собственники. На объект наложили арест, и начались суды.

Мертвые души из барака

Выяснилось, что еще в 2010 году Советским райсудом Улан-Удэ право собственности на дом было оформлено на одну из семей, ранее в нем проживавших. Тогда как позже выяснилось, что право на проживание ранее имелось у еще одной семьи. Правда, возникает вопрос, где эти люди были раньше и почему, когда приватизация уже состоялась, они молчали? А шум стали поднимать, когда собственник барака продал его застройщику супермаркета - ООО «Управление капитального строительства-3» (г. Новокузнецк).

Недавно Верховный суд Бурятии отменил судебное решение о приватизации дома от 2010 года. Судя по информации из СМИ, новые собственники якобы пытаются получить дополнительные деньги за свой барак, впечатлившись 25 млн рублей, которые уже были выплачены одному из совладельцев. Сказочно разбогатеть за счет богатых французов - чем не вариант? Но пойдет ли «Леруа-Мерлен» на эти предложения, смахивающие на шантаж?

В памяти всплывает похожая история со строительством в «нулевые» дорожной развязки на ул. Трубачеева. Когда владелец одноэтажного деревянного дома, чей участок граничит со стройкой, заломил за него 40 млн рублей! Стройку тогда затянули и в мэрии предложили выкупить дом за 4,5 млн рублей, что было очень солидной суммой по тем временам. Но хозяин захотел больше, и тогда по суду землю изъяли для муниципальных нужд, а за дом выплатили всего 1,8 млн рублей.

Однако, судя по всему, французы поступили по-другому.  Они огородили барак высоким забором и решили обойтись и без здания, и без земли под ним.  Как сообщил недавно в СМИ Евгений Филиппов, гендиректор «УКС-3»: «У нас был запасной вариант: если что-то произойдет в суде, решим по-другому, и это для нас некритично».

Не то место

Тем не менее пока стройка заморожена. Все чего-то ждут. Например, что французы найдут другие варианты.

- Думается, что место не очень удачное было выбрано, дефицит площади, рядом жилые дома, и нет места даже для детской площадки. Мы видим, что много проблем у размещения этого объекта. Может, инициаторам проекта стоило бы задуматься над сменой локации? Тогда и сроки ввода ускорятся, - сообщил экономический советник главы Бурятии, кандидат наук Алдар Бадмаев.

Разделяет позицию об ошибках планирования проекта и экономист Анатолий Думнов.

- Это явный пример слабой проработки на предпроектной стадии тех, кто должен был сопроводить инвестора, не учтены все риски и не приняты меры, чтобы их убрать. Вообще нужно было  вначале сформировать инвестиционную площадку, свободную от всяких проблем и ограничений, а потом уже предлагать ее инвестору, причем в аренду. Тогда и проблем можно было избежать, и инвестор все выполнил бы в намеченные сроки, да и спрос бы с него был, - сообщил он.

Конкуренты не дремлют

При этом эксперт не отрицает того, что проблемы с заходом в Бурятию «Леруа-Мерлен», вполне возможно, подогревают и местные конкуренты.

- Тот факт, что в Бурятию за десятилетия рыночной экономики не зашла ни одна крупная федеральная розничная сеть, говорит сам за себя. Основное здесь - нет желания рисковать инвестициями, нет уверенности в поддержке на местном уровне. Ведь на приток инвесторов в любом регионе влияет инвестиционный имидж - положительные примеры реализации инвестпроектов. И если у крупной мировой сети проект в Бурятии встал, хотя власти обещали поддержку, то инвесторы начинают сомневаться. 

Как отметил экономист, вхождение таких компаний в регионы имеет свои плюсы и минусы. Демпингование на ценах у федеральных сетей вызовет радость у покупателей дешевизной стройматериалов, но одновременно негативно скажется и на местных предпринимателях, даже может привести к закрытию некоторых.

- Но постоянно занимать позицию страуса за счет лоббирования интересов во власти не получится, рано или поздно новые игроки все равно появятся, и надо к этому готовиться. Думаю, что наши торговые сети готовы составить конкуренцию, многие серьезно вкладываются не только в строительство новых торговых точек, но и открывают профильные производства, создают свою промышленную базу, - подчеркнул Анатолий Думнов.

Вполне возможно, к концу года появится хоть какая-то ясность того, будет ли сеть и дальше инвестировать в Бурятию.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.