Улан-Удэ угрожает «химический СПИД»

Горожане массово используют в качестве топлива автомобильные масла
A- A+
В Бурятии, по статистике, машина есть почти у каждого четвертого жителя, однако проблема утилизации отработанного автомобильного масла до сих пор не решена. Только за один год в регионе образуется около 1,5 млн литров «отработки», которую относят к третьему классу опасности. Как выясняется, именно эту опасную жидкость некоторые жители частных домов используют в качестве дешевого топлива. К чему это может привести – в материале «Номер один». 

Не все шоферу масленица

В республике проблема использования отработанных масел от машин возникла не вчера. До 90-х годов, когда современных автосервисов было мало, автомобилисты сами меняли масло в гаражах. Поэтому у каждого владельца гаража в помещении стояло несколько банок «отработки». 

Население использовало ее на свои  хознужды – к примеру, в качестве пропитки столбиков и фундаментов домов и дач (чтобы замедлить процессы гниения), что-то сдавалось на улан-удэнскую нефтебазу на переработку, часть выбрасывалась на свалку. В «нулевые» годы, когда число автомобилей у населения Бурятии многократно выросло, собственноручно меняли масло уже немногие. Тем более  что автосервисы стали предлагать «бесплатную» замену масла. 

И здесь возникла проблема - что делать с отработанным маслом? Ведь оно, попадая в окружающую среду, обезвреживается лишь частично. И надолго загрязняет воздух, грунты и воду. Так, бывшие здания советских автосервисов и автоколонн при их переоборудовании обычно сносят и выкапывают под зданиями значительную часть грунтов для вывоза и захоронения токсичных материалов. Ведь пропитанные нефтепродуктами стены и земля годами выделяют канцерогенные испарения. Не случайно «отработка» отнесена к третьему классу опасности для человека.

Между тем  существуют лишь два способа утилизации моторного и трансмиссионного топлива - регенерация в новый продукт (что успешно делают за рубежом) или сжигание его с целью получения тепла, поскольку оно выделяет в несколько раз больше калорий, чем дрова. Именно этот путь в Улан-Удэ выбрали многие небогатые горожане. 

- Раньше мы сдавали отработанное масло на «Роснефть», потом там принимать отказались, и теперь продаем частникам по 1 тыс. рублей за 200-литровую бочку. Масло используют в качестве топлива, - рассказывает Андрей, владелец улан-удэнского автосервиса. – «Отработки» образуется много, но нам она не нужна, поскольку наш автосервис подсоединен к централизованному отоплению.

Принимать запрещается

Другие, более крупные автосервисы Бурятии в свое время решили для себя проблему теплоснабжения через закупку специальных высокотемпературных печей для сжигания отработанного моторного масла. С одной стороны, бесплатное топливо выгодно, а с другой - решает проблему утилизации. В подобных котлах распыление масла в камере сгорания позволяет сжигать его  без копоти и дыма. Рассказывают, что около десятка лет назад все улан-удэнские автоцентры потратили крупные средства на получение в  контролирующих ведомствах разрешений на утилизацию вредных веществ. С обоснованием санитарно-защитных зон и норм предельно-допустимых выбросов. Однако  оказалось, что принимать у мелких автосервисов и от многочисленных государственных и муниципальных гаражей нефтепродукты они не вправе. Ведь им давали разрешения лишь на хранение и сжигание своего масла, принимать со стороны запрещено:  у них нет лицензии на утилизацию. Соответственно, все боятся штрафных санкций от Росприроднадзора. И тем же завгарам опять-таки проще по-тихому продавать тому же населению «отработку».

Между тем  контролирующие органы убеждены, что особой проблемы в этом нет. 

- В Бурятии существует реестр лицензий на деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, среди которых и ООО «ЭкоАльянс», ИП «Толстоногов» и другие предприятия, - сообщила Ольга Коломеец, замруководителя Управления Росприроднадзора по РБ. - Они вправе заниматься сбором у организаций отработанных нефтепродуктов и их утилизацией.

Горит синим пламенем

Однако, как выяснил «Номер один»,   большинству улан-удэнских предприятий, имеющих полные лицензии на утилизацию и прием отходов I-IV классов, моторные масла не нужны - у них нет котельного оборудования для получения тепла путем сжигания. А принимают отходы они за высокую плату. 
В результате мелким автосервисам все-таки более выгодно нелегально сбывать «отработку» по 1000 рублей за бочку.  

Но у населения нет специального оборудования для сжигания отходов, и вредные масла оно   сжигает в обычных домашних печах, что и приводит к загрязнению воздушной атмосферы. 

- Мы раньше поставляли в Улан-Удэ небольшие котлы, работающие на жидком топливе, но «отработка» содержит влагу, и в топках происходят микровзрывы, что приводило к пожарам в частном секторе, - говорит Олег, наладчик котельного оборудования. - В итоге   отказались от их завоза.

Что касается обычных печек, то при топке отработанным машинным маслом  в силу невысоких температур  происходит массивное образование продуктов неполного сгорания: бензпирена, сажи взвешенных веществ.

Кроме того, экологи опасаются, что, помимо обычных масел, в топки населения могут попадать и ядовитые трансформаторные масла, содержащие полихлорированные бифенилы (ПХБ). При сжигании этих высокотоксичных химических отходов они не разрушаются, рассеиваются по воздуху и поражают иммунную систему человека, вызывая так называемый «химический СПИД».

Не давать сжигать мусор

В целом  экологи говорят, что население  для собственной же безопасности  должно тщательно сортировать топливо перед попаданием в обычные низкотемпературные печки и котлы, не допуская сжигания там не только масел, но и пластика, красок, синтетической бумаги и упаковки  тех же рекламных флаеров, которые не горят, а тлеют.

- Загрязнение атмосферы и рост легочной заболеваемости в Улан-Удэ во-многом связаны с использованием низкосортного угольного топлива, масел, а также   сжиганием населением мусора в не приспособленных для этого печах, - говорит известный улан-удэнский эколог, кандидат наук Дмитрий Матафонов. - Это приводит к попаданию в воздух значительных объемов бензпиренов и диоксиноподобных веществ, вызывающих онкологические заболевания.

Эксперты говорят, что, сжигая в своих топках некачественное и опасное топливо, владельцы домов не должны предаваться иллюзиям, что, мол, их это не касается, труба высокая, куда-то унесет. В действительности, согласно расчетам, около 70% сжигаемого улетает на соседние участки. Однако целых 30% выбросов попадает на их собственный участок и в дом. Отравляя и воздух, и землю, на которой они затем выращивают «экологически чистые овощи». Если люди хотят быть здоровыми, придется кое-что пересмотреть. 

Специалисты признают, что в Улан-Удэ есть только две альтернативы для безопасного получения тепла в зимний период - использование электроэнергии и сжигание природного или сжиженного газа, которые сгорают практически без остатка. Все остальное  - полумеры.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.