Подставить плечо, а не подножку

Какую поддержку можно получить, если вы — предприниматель
A- A+
Бизнес — это серьезно. Кто просчитает риски и поручится, что все пойдет, как задумано? Кто докажет банку, что вы — перспективный предприниматель? Гарантийный фонд Бурятии и его руководитель Андрей Пермяков.

— Андрей Владимирович, Гарантийный фонд — что это за господдержка такая? Она нужна бизнесу?

— Конечно. Мы помогаем бизнесу получать кредиты в коммерческих банках. У любого из них основные требования — это финансовое состояние и обеспечение по кредиту. Когда предпринимателю не хватает собственного обеспечения, подключаемся мы — выдаем поручительство.

Недавно в Гарантийный фонд обратилось известное в республике сельхозпредприятие. Этому СПК нужен был скот, для приобретения скота нужен   кредит, а на кредит — гарантия. Своего обеспечения предприятию не хватало, мы помогли. Выдали поручительство на 15 млн рублей. В итоге СПК смог взять крупный кредит — около 50 млн. 

— Получается, у предпринимателя, которому нужен кредит, два варианта? Или он не обращается в фонд и получает ровно столько, на сколько хватит собственного обеспечения, или обращается и получает нужную сумму, да?

— Часто предприниматель совсем ничего не может получить. А мы выдаем до 70% требуемого обеспечения. Бывает, в этом случае оставшиеся 30% банки уже и не требуют с предпринимателя, им хватает нашей гарантии.

Если перевести в рубли, максимальный размер поручительства — 25 млн рублей по одному кредиту.

А если не будет гарантийной поддержки, масса предпринимателей вообще могут не получить ни копейки от банков.

— Это в том случае, если у предпринимателя просто стул и стол, образно говоря, если нечего с него взять?

— Да. Если все арендуемое и нет никакого имущества. Где бегать искать? По знакомым? Не каждый согласится. И в этом случае помогает Гарантийный фонд.

— Всем ли помогает фонд и есть ли ограничения?

— Самое главное требование — соответствие 209-ФЗ. Предприниматель должен вести бизнес в Бурятии и быть включенным в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Платить налоги, вовремя предоставлять отчетность в ФНС и не иметь долгов по обязательным платежам и взносам.

Мы не работаем с бизнесом, который занимается производством и реализацией подакцизных товаров, добычей полезных ископаемых, кроме общераспространенных, а также со страховым и игорным бизнесом.

— Кто ваши клиенты? Кому уже помогли?

— Это и строительный бизнес, и дорожный, торговля, проекты по глубокой переработке древесины, пищевое производство, сельское хозяйство. Перечислять можно долго.

За девять месяцев 2019 года мы выдали 33 поручительства на 230 млн рублей. Это в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период. Сумма кредитов, которые благодаря нашей поддержке взяли предприниматели, — 645 млн рублей. Почти в 2,5 раза больше, чем в прошлом году.

Мы перестроили работу — не просто выдаем гарантии, а помогаем предпринимателям выбрать лучшие условия кредитования.

— Что это значит?

— Найти кредит с оптимальным сроком и минимальной ставкой. У нас есть предприниматель-«дорожник», который пошел в банк за кредитом. Ему озвучили определенные условия, он пришел к нам: «Дадите поручительство или нет?». Мы предложили ему посмотреть программы других банков. В итоге в одном из них он получил кредит с процентной ставкой почти в два раза ниже.

К нам идут предприниматели, которым нужны крупные суммы. В последнее время выдаем поручительства и по 20 млн рублей, и по 25. Активно помогаем строительным компаниям. Многие застройщики сегодня на свои деньги возводят социальные объекты — школы, садики. Бюджет потом у них выкупает. Соответственно, им нужны заемные средства.

— А есть ли у Гарантийного фонда какая-то защита «от дурака»? Как страхуете себя?

— Такие примеры есть. В прошлые годы были предприниматели, которые допустили дефолт, за них фонд заплатил банкам достаточно большие деньги.
Это гарантии, выданные по кредитам 2013-2017 годов. Думаю, там был ряд причин: и недостаточный финансовый анализ со стороны прежнего руководства, и экономический кризис 2014-2015 годов. 

С приходом нашей команды система выдачи поручительств поменялась полностью.

— Если предприниматель получает отказ, что дальше?

— Даже когда мы отказываем, пытаемся объяснить предпринимателю — если он возьмет этот кредит сегодня, завтра потеряет бизнес. Потому что не осилит затраты по обслуживанию кредита. Наша главная задача не отказать, а задать правильный путь: куда ему двигаться дальше.

Понятно, что каждый предприниматель пытается увеличить объемы. Он справедливо считает — внедрит новый проект и будет зарабатывать в несколько раз больше. Но любое развитие требует инвестиций. Позволит ли его финансовое состояние обслуживать новый кредит?

Поэтому мы всем предпринимателям говорим: прежде чем идти на рискованный шаг, давайте все-таки посчитаем, сделаем бизнес-план. Тем более  у нас в центре «Мой бизнес» это делают бесплатно. Распишем сроки окупаемости, точки безубыточности и срок реализации проекта.

Банкам и нам проще — когда видны все цифры и расчеты, это снимает многие вопросы рисков.

Когда предприниматель получил с нашей помощью все разрешительные документы и прошел экспертизы, мы идем в банк и начинаем структурировать сделку. Например, по оборудованию поможем договориться с лизинговой компанией. 

— Зачем? Почему нельзя взять простой кредит?

— По лизингу для отечественного оборудования ставка - 6%, по импортному — 8%. Минимальный размер лизинга - 5 млн рублей, максимальный — 200 млн. Дешевле получается.

Еще один плюс — предпринимателю не нужно искать залог. Собственником оборудования на период договора будет лизинговая компания. Дополнительные преимущества: ускоренная амортизация, а если предприятие работает на общей системе налогообложения, будут льготы по НДС.

Для лизинга нужен первоначальный взнос 15%. Предприниматель обращается к нам, и мы помогаем оформить кредит в банке. Или он может накопить собственные средства. Либо   просит у нас поручительство, и тогда лизинговая компания не требует первоначальный взнос с предпринимателя.

— Придет предприниматель за обычным кредитом на покупку оборудования, вы подскажете, что лизинг выгодней?

— Конечно. У нас один из предпринимателей так и хотел — отработать инвестпроект за счет обычного кредита. Но мы ему посчитали и убедили, что лизинг выйдет дешевле.

— Для чего вам такая забота о предпринимателях? 

— В августе 2018 года Гарантийный фонд стал управляющей компанией центра «Мой бизнес». Мы оказываем предпринимателям услуги по четырем блокам: консультации, всевозможное обучение, блок оказания узких услуг — это бизнес-планы, маркетинговые исследования, сертификация продукции и даже специальная оценка условий труда. Все это бесплатно. И четвертый блок — это финансовая поддержка. Мы не строим работу исключительно вокруг денег, мы помогаем предпринимателям в комплексе.

— И все же. Если перейти к деньгам, у вас есть «Программа 1764». Что за кодовые цифры?

— Это постановление правительства России, в котором прописаны банки, которые кредитуют бизнес по максимально низкой ставке. Она привязана к ключевой ставке Центробанка и меняется каждый год. Например, сейчас это до 8,5%.

25 октября Центробанк снизил ключевую ставку до 6,5%, соответственно, ставка по этой программе на 2020 год будет ниже.

— Много банков участвует в программе?

— Практически все.

— Многие ли предприниматели знают о таких кредитах?

— Мы стараемся везде об этом говорить, и столичным предпринимателям, и бизнесу в районах. 

— Верят? Или ищут подвох в такой низкой ставке?

— Сегодня в республике по этой программе выдано более 2,3 млрд рублей. Она реально работает.

— Лет десять назад сегодняшний председатель Совфеда Сергей Миронов заявил: «Малый бизнес — не штаны, его поддерживать не надо, просто не мешайте». Так все-таки ошибся Сергей Михайлович, и бизнесу сегодня помогать нужно? Ваше личное мнение — зачем?

— Бизнесу сегодня тяжело. Ежедневно общаемся с предпринимателями, многие из которых хотят или закрыть бизнес, или уехать. Не очень оптимистично они смотрят в будущее. Наша задача — этот пессимизм разбить, помогать тем, кто остается работать в Бурятии.

Понятно, что новые проекты мы сопровождаем, но нужно поддерживать и действующий бизнес.

В республике низкий покупательный спрос, шестой год падают доходы, да и так покупателей немного. Плюс отдаленность рынков сбыта. Пальцы можно загибать и загибать, сколько у бизнеса трудностей. Понятно, что центр «Мой бизнес» все вопросы решить не может. Но там, где можем помочь, подставить плечо, мы стараемся это делать.

Валентин Соколов, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.