Гидра по имени буллинг

Почему очень трудно остановить травлю?
A- A+
Недавние трагедии, прокатившиеся по всей стране, вновь напомнили всем, насколько опасен буллинг. Проблема травли необыкновенно сложна, и универсального способа, как справиться с этим явлением,  нет. Главное в борьбе с буллингом – не использовать насилие, не замалчивать проблему и всеми способами пытаться его остановить. О травле и условиях, которые позволят ее победить, расскажет кандидат психологических наук Игорь Бадиев.

Пять ролей

- Игорь Валерьевич, в одной из бесед мы уже говорили о проблеме буллинга, о ролях агрессора и жертвы. Сегодня я хотела бы узнать у вас, можно ли навсегда искоренить травлю, зародившуюся в коллективе? 

- В ситуации буллинга существуют не только две стороны – агрессора и жертвы, в ней имеется как минимум пять ролей. Причем  это роли, которые постоянно меняются, они очень динамичны. Роли агрессора (того, кто нападает) и жертвы (на которого нападают), понятны. Выделяют также роль сторонников агрессора – это те члены группы, которые идентифицируют себя с агрессором, им его поведение кажется приемлемым, нормальным, одобряемым. Они хотели бы быть похожим на него. 

Четвертая социальная роль – это сторонники жертвы, те члены группы, которые идентифицируют себя с жертвой. Они испытывают к ней жалость  и не одобряют поведение агрессора. Они пытаются защитить жертву, но так как в группе применение насильственных средств уже является допустимым, то защита жертвы происходит путем применения насильственных средств по отношению к агрессору. Если сторонников жертвы становится больше  или они оказываются сильнее, то происходит виктимизация агрессора  и он превращается в жертву. 

Пятая роль – сторонние наблюдатели. Это те участники ситуации буллинга, которые не идентифицируют себя ни с агрессором, ни с жертвой, они просто наблюдают за происходящим. Но так как группа – это явление динамичное  и процессы, которые в ней происходят – мысли, эмоции, идеи, заражают людей, то  эти сторонние наблюдатели остаются в стороне очень недолго, потому что в процессе буллинга они начинают идентифицировать себя либо с агрессором, либо с жертвой. Это значит, что каждый раз, когда просто наблюдаем, что в нашей группе применяется насилие (физическое, психологическое или моральное), мы автоматически становимся участниками буллинга, применяя на себя ту или иную социальную роль. 

Именно поэтому буллинг – одна из самых острейших социально-психологических проблем, потому что касается не сколько людей, сколько ролей, групповых норм и ценностей. 

Легализация насилия

Тогда, когда внутри группы начинают применяться насильственные средства по отношению к другим членам группы, в той или иной степени сначала происходит процесс их легитимизации, т.е. группового одобрения насилия, а в дальнейшем и их легализация (установление применения насилия как нормы поведения). 

В этом плане все насильственные меры, которые имеются внутри группы, можно разделить по таким критериям, как степень легальности и нелегальности (разрешены они группой или нет). Например, полицейский применяет насилие по отношению к гражданину, и оно является легальным – законодательно разрешено и установлено. Сотрудник имеет право применить такое средство. Например, надеть наручники. 

Если учитель бьет непослушного ученика указкой по рукам, это насилие нелегальное. Физическое насилие по отношению к ребенку законодательно запрещено. Но весь вопрос в том, насколько эти действия одобряются или не одобряются. Когда сотрудник застегивает на дебошире наручники, такое действие может группой одобряться («ты правильно сделал») - это легальное и легитимное насилие. Если он совершил то же самое действие по отношению, например, к невиновному человеку, то общество порицает, не одобряет такое насилие. 

То же самое по отношению к учителю, который применяет насилие в воспитательных целях – хоть оно и нелегальное, но, тем не менее, обществом может одобряться. Дескать, правильно сделал, когда поставил неуча на место. Или не одобряться – «учитель не только нарушил закон, но и отбил у хорошего ребенка желание учиться». Это насилие нелегальное и нелегитимное. 

И так происходит в любой группе. В более-менее устоявшейся группе есть свои правила, то, что в ней разрешается или запрещается. Этакие групповые традиции, которые касаются в том числе и насильственных моментов, не только физических, но и эмоциональных. Например, разрешено ли в группе обзывать друг друга, допускать прямые оскорбления, подшучивать, подтрунивать. 

Допустим, в каком-то условном коллективе использовать ненормативную лексику это нелегально  и нельзя использовать оскорбительные высказывания в адрес своих коллег. Это неписаное правило или оно зафиксировано в рабочем кодексе. Такое поведение будет нелегальным. Но, допустим, кто-то из членов этой группы допускает колкое высказывание в адрес коллеги, и здесь очень интересным становится то, как остальные отнесутся к этому акту насилия, насколько оно становится одобряемым или неодобряемым группой. 

Когда его одобряют, насилие постепенно становится из нелегального одобряемого в легальное одобряемое. Начинается закрепляться в качестве норм и правил. Подобное   можем видеть на примере различных групповых правил поведения в подростковых или криминальных группах. Например, за проступок человека подвергают какому-нибудь остракизму (изгнанию) физическому или моральному. 

Система, склонная к восстановлению

Но от того, что насилие одобряется группой или не одобряется, разрешено или нет группой, оно не перестает быть от этого насилием. Когда все члены группы видят применение насилия к другому члену группы, они автоматически принимают на себя одну из этих пяти ролей. То есть, по сути, в группе складывается определенное правило применения насилия к тем или иным его членам. 

Именно поэтому если, допустим, в каком-нибудь классе школы или в трудовом коллективе произошел буллинг  и его устранили – вывели из группы жертву и агрессора, то через какое-то время эта система отношений восстановится. На эти роли придут новые агрессоры и жертвы. 

Почему? Потому что в группе такие правила,  и они уже утвердились в качестве групповых норм поведения. В группе уже произошло заражение этими образцами поведения. 

- Складывается впечатление, что группа – это нечто живое, живущее самостоятельной жизнью. 

- Да, так и есть. Это отдельный социально-психологический феномен. Именно поэтому борьба с травлей – одна из самых сложнейших и нетривиальных задач, с которой мы когда-либо сталкивались. Травля, как гидра, у которой ты отрубаешь одну голову, отрастают три. Это не только проблема какого-то конкретного коллектива, это проблема в целом общества и общественных взаимоотношений, норм поведения людей. 

- Почему эта задача наиболее нетривиальная? 

- Потому что она касается тех средств, с помощью которых необходимо, во-первых, остановить насилие, а  во-вторых, установить правила поведения в группе, которые исключают насильственные меры. Для специалиста, работающего с ситуацией травли, стоит сложнейшая задача, поскольку он уже находится в системе этих взаимоотношений в роли нейтрального наблюдателя. И у него два риска – либо он будет идентифицировать себя с агрессором, либо с жертвой. 

В том случае, если   будет обращать больше внимания на жертву, следовать позиции «поведение жертвы провоцирует агрессора», то это свидетельствует о том, что уже началась его идентификация с агрессором. 

Когда специалист испытывает жалось к жертве и обвиняет агрессора, он начинает идентифицировать себя с жертвой. А раз так, он будет виктимизировать агрессора, нападать на него. И тот превратится в жертву, в итоге ситуация кардинально не изменится, просто члены ситуации буллинга поменяются ролями. 

Проще предотвратить, чем лечить

В работе с буллингом перед специалистом стоит очень сложная задача. Во-первых, необходимо остановить насилие, подобрать слова и найти такие действия, которые не являются насильственными ни по отношению к жертве, ни по отношению к агрессору. Нужно пройтись по острию и суметь не соскользнуть ни в ту, ни в другую сторону.  

Во-вторых, универсальных решений и средств для разрешения ситуации буллинга в принципе нет. Чудо-средство будет настолько сильно зависеть от конкретной ситуации, что оно однозначно не будет универсальным. 

В-третьих, проблема буллинга связана с множеством мифов. Самый распространенный, что буллинг – это современное явление, «раньше такого не было». Да всегда было. Человек, который так думает, по сути, отрицает буллинг. Либо противоположная точка зрения – «буллинг всегда был, я тоже через него прошел, и ничего, жив». Это тоже отрицание проблемы буллинга. 

Когда человек не видит ситуацию, отрицает ее, он не может предпринять адекватных мер по разрешению к ситуации, поэтому оказывается в этих пяти ролях. 

Проблема в непонимании социально-психологического механизма функционирования группы как таковой приводит к тому, что мы не можем справиться с буллингом. Он сам себя воспроизводит. 

- Как же его побороть?

- Конечно, останавливать буллинг надо, искать решения необходимо. Что нельзя делать? Искать универсальное средство  и категорически нельзя бездействовать. Потому что если видишь буллинг и бездействуешь, то автоматически включаешься в эти отношения в роли стороннего наблюдателя. Чем дольше буллинг скрывают, тем прочнее он закрепляется. Это как нарыв, который рано или поздно прорвется. 

Недостаточно просто прекратить насилие, потому что группа к тому моменту уже вся заражена. Если нет действий, это не значит, что нет ролей. Необходимо восстановить отношения между теми, кто играл роли агрессора и жертвы. Нужны переговоры, длинные, многочисленные. Их конечная цель  не просто их помирить, а восстановить отношения.  

В этом плане  для тех специалистов, кто работает с коллективами, проще предотвратить появление буллинга, нежели бороться с его проявлениями. Сделать это можно путем сознательного целенаправленного установления норм и правил группового поведения, исключающего насильственные воздействия, как физические, так и психологические. Через установление ценности свободы личности каждого человека. Только при этом условии можно соблюсти безнасильственное взаимодействие между людьми. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.