Никаких «матрешек»
На севере Бурятии стартует крупная коммунальная реформа
На протяжении многих лет так называемые «матрешки» были обыденностью и даже в какой-то мере лицом сферы ЖКХ в северных районах Бурятии. С этим явлением пытались бороться на протяжении многих лет. Однако решение проблемы появилось только сейчас. Для этого потребуются сотни миллионов из бюджета, годы работы и не только.
Долгая история
«Матрешками», напомним, окрестили компании ЖКХ на севере Бурятии. Суть их работы сводилась к следующей схеме. В начале сезона создавалась компания, которая брала на себя обязанности по содержанию котельных, отоплению многоквартирных домов и пр. Они собирали с населения деньги за электроэнергию, но с компаниями, поставляющими им электричество и уголь, не рассчитывались. Как и с налоговой. В конце сезона такие «матрешки» уходили на банкротство, а их кредиторы оставались с носом. В новом сезоне история повторялась – открывалась новая компания, как правило, с теми же учредителями, и работала по накатанной схеме.
Поделать с ними никто ничего не мог. Поставщики угля в итоге работают только по предоплате, а «Читаэнергосбыт», долги перед которым временами достигали сотен миллионов рублей, подсчитывал потерянные деньги и пытался включить их в тариф на электричество.
Внятный и исчерпывающий ответ на вопрос, в чем же причина такого явления, прозвучал лишь недавно. Его подробно описали в пояснительной записке к законопроекту, который должен решить эту проблему. После эта информация прозвучала из уст министра строительства и ЖКХ Бурятии Николая Рузавина и главы республики Алексея Цыденова.
Население не потянет
- Состояние основных фондов жилищно-коммунального хозяйства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях характеризуется высоким уровнем износа - до 95%, большими потерями энергоносителей - до 30-50%, - описывал ситуацию на недавней сессии Народного Хурала Николай Рузавин.
Работающие ныне котельные и тепловые сети возводились еще во времена строительства БАМа и сегодня имеют избыточные мощности.
Полезный отпуск тепловой энергии, то есть то количество тепла, которое доходит до потребителя, в последние годы значительно снизился. Во многом из-за программ вроде переселения из ветхого и аварийного жилья в районах Крайнего Севера.
В итоге высокие потери и выпадающие доходы компаний ЖКХ сделали их работу попросту невыгодной. Тариф не окупал всех вложенных денег, отсюда и постоянные ежегодные банкротства.
Повысить тариф тоже невозможно – если переложить все затраты на плечи жителей, то «коммуналка» достигнет таких размеров, что окажется не по плечу рядовому потребителю. Но даже в этом случае компенсировать затраты компаний ЖКХ недостаточно. Ведь, чтобы решить проблему, нужно модернизировать всю систему: реконструировать сети, снизив потери, заменить оборудование на более современное и эффективное и так далее.
Два тарифа
Принятый на последней сессии Хурала закон должен был решить эту дилемму.
- Цель законопроекта – обеспечить доступность цен на коммунальные услуги для населения при реализации инвестиционных программ организаций ЖКХ, направленных на сокращение неэффективных, сверхнормативных расходов топлива, электроэнергии, повышение надежности тепло- и водоснабжения, - говорил Николай Рузавин.
Теперь на территории города Северобайкальска, Северо-Байкальского, Муйского и Закаменского районов будут установлены два тарифа. Первый – для населения. Он ощутимо не изменится, его рост будет происходить, как и раньше, в пределах индексов, установленных законом. Второй – экономически обоснованный. Его примут со второго полугодия 2020 года, и он будет значительно выше тарифа для населения. Ориентировочно – на 30-80%.
В экономически обоснованный тариф будут включены расходы на инвестпрограммы по приведению коммунальных сетей и оборудования в порядок. Компенсировать разницу между этими двумя тарифами будут из республиканского бюджета.
- Начиная с 2020 года по 2023 год, на период реализации инвестиционных программ, эффект для республиканского бюджета составит порядка 200 млн рублей. Далее, начиная с 2024 года, в связи с окончанием периода реализации инвестиционных программ экономия республиканского бюджета будет составлять около 162 млн рублей ежегодно с учетом инфляции, - говорил Николай Рузавин.
Правовые коллизии
Закон в итоге приняли. Однако перед этим произошла небольшая дискуссия. Депутаты Хурала задавали вопросы относительно законности проекта. Например, депутат Виктор Мальцев, житель Северобайкальска, сослался на заключение Счетной палаты.
- Очень интересный документ. Основная мысль в том, что мы выделяем деньги и покрываем расходы на безвозмездной основе, но эффективность работы тех концессионеров, которые зашли на объекты… С учетом тарифа они должны обеспечить все: и закупку угля, и модернизацию, и зарплату, и свое развитие. На сегодняшний день получается так: деньги мы выделяем, они поглощаются и все. Отчет по эффективности использования средств республики, может быть, надо запросить? У нас же не бездонная копилка. Мы даем, должна быть и отдача.
Другой депутат Буда-Ширап Ботоев упирал на формальное противоречие федеральному закону. По его словам, подробный порядок компенсации выпадающих доходов предприятиям ЖКХ должен приниматься Хуралом, в текущей редакции закона этот порядок принимается правительством без согласования с республиканским парламентом.
- Мы сейчас примем… Недовольных тарифами очень много. Любой пойдет и отсудит, - говорил он. - Поэтому в такой редакции принять не можем. Хотя закон очень полезный, нужный.
Впрочем, чиновники правительства уверили его, что все правовые вопросы уже утрясены и никаких проблем в этом плане не возникнет.
Под кого писали?
Включился в обсуждение и глава Бурятии. По его словам, «эта проблема накопившаяся и требует срочного решения».
- Накапливаются долги по электроэнергии (у организаций ЖКХ на севере перед «Читаэнергосбытом». – Прим. ред.), которые могут привести к потере скидки на электроэнергию для всей республики, - говорил Алексей Цыденов.
Ранее он на своей странице в Facebook сообщал, что этот вопрос обсуждался с зампредом правительства России Виталием Мутко: «Тонкость в том, что скидка по стоимости электроэнергии, которую получила республика с 2017 года (в год сумма экономии по скидке составляет около 2,8 млрд рублей), зависит от своевременного расчета «Читаэнергосбытом» с оптовым поставщиком электроэнергии и с «МРСК Сибири». То есть если «Читаэнергосбыт» вовремя не рассчитается, то республика может потерять скидку, и тариф для всех может сразу вырасти на 25%, - писал он неделей ранее. - Виталий Леонтьевич Мутко нас услышал. Написал от своего имени докладную председателю правительства Д.А. Медведеву о выделении Бурятии 396 млн рублей из резервного фонда правительства. Дмитрий Анатольевич поддержал».
Другими словами, деньги есть, закон принят. Осталось только начать его выполнять. Но возникает вопрос: а кто будет заниматься модернизацией коммунального хозяйства на северах? Те же самые бывшие «матрешки», которые работали по «полусерым» схемам? Доверят ли им власти модернизацию целой отрасли?
Вряд ли. Значит, нужен инвестор – новый, крупный, с опытом подобной работы. Новые условия и гарантия государства делают заход на север Бурятии довольно выгодным. А значит, в скором времени появятся структуры, готовые эти деньги освоить. Возможно, какие-то договоренности с определенными компаниями уже есть и закон разрабатывался как раз под эти договоренности. Впрочем, если это так, то официально об этом заявят еще нескоро.
Станислав Сергеев, «Номер один».
Долгая история
«Матрешками», напомним, окрестили компании ЖКХ на севере Бурятии. Суть их работы сводилась к следующей схеме. В начале сезона создавалась компания, которая брала на себя обязанности по содержанию котельных, отоплению многоквартирных домов и пр. Они собирали с населения деньги за электроэнергию, но с компаниями, поставляющими им электричество и уголь, не рассчитывались. Как и с налоговой. В конце сезона такие «матрешки» уходили на банкротство, а их кредиторы оставались с носом. В новом сезоне история повторялась – открывалась новая компания, как правило, с теми же учредителями, и работала по накатанной схеме.
Поделать с ними никто ничего не мог. Поставщики угля в итоге работают только по предоплате, а «Читаэнергосбыт», долги перед которым временами достигали сотен миллионов рублей, подсчитывал потерянные деньги и пытался включить их в тариф на электричество.
Внятный и исчерпывающий ответ на вопрос, в чем же причина такого явления, прозвучал лишь недавно. Его подробно описали в пояснительной записке к законопроекту, который должен решить эту проблему. После эта информация прозвучала из уст министра строительства и ЖКХ Бурятии Николая Рузавина и главы республики Алексея Цыденова.
Население не потянет
- Состояние основных фондов жилищно-коммунального хозяйства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях характеризуется высоким уровнем износа - до 95%, большими потерями энергоносителей - до 30-50%, - описывал ситуацию на недавней сессии Народного Хурала Николай Рузавин.
Работающие ныне котельные и тепловые сети возводились еще во времена строительства БАМа и сегодня имеют избыточные мощности.
Полезный отпуск тепловой энергии, то есть то количество тепла, которое доходит до потребителя, в последние годы значительно снизился. Во многом из-за программ вроде переселения из ветхого и аварийного жилья в районах Крайнего Севера.
В итоге высокие потери и выпадающие доходы компаний ЖКХ сделали их работу попросту невыгодной. Тариф не окупал всех вложенных денег, отсюда и постоянные ежегодные банкротства.
Повысить тариф тоже невозможно – если переложить все затраты на плечи жителей, то «коммуналка» достигнет таких размеров, что окажется не по плечу рядовому потребителю. Но даже в этом случае компенсировать затраты компаний ЖКХ недостаточно. Ведь, чтобы решить проблему, нужно модернизировать всю систему: реконструировать сети, снизив потери, заменить оборудование на более современное и эффективное и так далее.
Два тарифа
Принятый на последней сессии Хурала закон должен был решить эту дилемму.
- Цель законопроекта – обеспечить доступность цен на коммунальные услуги для населения при реализации инвестиционных программ организаций ЖКХ, направленных на сокращение неэффективных, сверхнормативных расходов топлива, электроэнергии, повышение надежности тепло- и водоснабжения, - говорил Николай Рузавин.
Теперь на территории города Северобайкальска, Северо-Байкальского, Муйского и Закаменского районов будут установлены два тарифа. Первый – для населения. Он ощутимо не изменится, его рост будет происходить, как и раньше, в пределах индексов, установленных законом. Второй – экономически обоснованный. Его примут со второго полугодия 2020 года, и он будет значительно выше тарифа для населения. Ориентировочно – на 30-80%.
В экономически обоснованный тариф будут включены расходы на инвестпрограммы по приведению коммунальных сетей и оборудования в порядок. Компенсировать разницу между этими двумя тарифами будут из республиканского бюджета.
- Начиная с 2020 года по 2023 год, на период реализации инвестиционных программ, эффект для республиканского бюджета составит порядка 200 млн рублей. Далее, начиная с 2024 года, в связи с окончанием периода реализации инвестиционных программ экономия республиканского бюджета будет составлять около 162 млн рублей ежегодно с учетом инфляции, - говорил Николай Рузавин.
Правовые коллизии
Закон в итоге приняли. Однако перед этим произошла небольшая дискуссия. Депутаты Хурала задавали вопросы относительно законности проекта. Например, депутат Виктор Мальцев, житель Северобайкальска, сослался на заключение Счетной палаты.
- Очень интересный документ. Основная мысль в том, что мы выделяем деньги и покрываем расходы на безвозмездной основе, но эффективность работы тех концессионеров, которые зашли на объекты… С учетом тарифа они должны обеспечить все: и закупку угля, и модернизацию, и зарплату, и свое развитие. На сегодняшний день получается так: деньги мы выделяем, они поглощаются и все. Отчет по эффективности использования средств республики, может быть, надо запросить? У нас же не бездонная копилка. Мы даем, должна быть и отдача.
Другой депутат Буда-Ширап Ботоев упирал на формальное противоречие федеральному закону. По его словам, подробный порядок компенсации выпадающих доходов предприятиям ЖКХ должен приниматься Хуралом, в текущей редакции закона этот порядок принимается правительством без согласования с республиканским парламентом.
- Мы сейчас примем… Недовольных тарифами очень много. Любой пойдет и отсудит, - говорил он. - Поэтому в такой редакции принять не можем. Хотя закон очень полезный, нужный.
Впрочем, чиновники правительства уверили его, что все правовые вопросы уже утрясены и никаких проблем в этом плане не возникнет.
Под кого писали?
Включился в обсуждение и глава Бурятии. По его словам, «эта проблема накопившаяся и требует срочного решения».
- Накапливаются долги по электроэнергии (у организаций ЖКХ на севере перед «Читаэнергосбытом». – Прим. ред.), которые могут привести к потере скидки на электроэнергию для всей республики, - говорил Алексей Цыденов.
Ранее он на своей странице в Facebook сообщал, что этот вопрос обсуждался с зампредом правительства России Виталием Мутко: «Тонкость в том, что скидка по стоимости электроэнергии, которую получила республика с 2017 года (в год сумма экономии по скидке составляет около 2,8 млрд рублей), зависит от своевременного расчета «Читаэнергосбытом» с оптовым поставщиком электроэнергии и с «МРСК Сибири». То есть если «Читаэнергосбыт» вовремя не рассчитается, то республика может потерять скидку, и тариф для всех может сразу вырасти на 25%, - писал он неделей ранее. - Виталий Леонтьевич Мутко нас услышал. Написал от своего имени докладную председателю правительства Д.А. Медведеву о выделении Бурятии 396 млн рублей из резервного фонда правительства. Дмитрий Анатольевич поддержал».
Другими словами, деньги есть, закон принят. Осталось только начать его выполнять. Но возникает вопрос: а кто будет заниматься модернизацией коммунального хозяйства на северах? Те же самые бывшие «матрешки», которые работали по «полусерым» схемам? Доверят ли им власти модернизацию целой отрасли?
Вряд ли. Значит, нужен инвестор – новый, крупный, с опытом подобной работы. Новые условия и гарантия государства делают заход на север Бурятии довольно выгодным. А значит, в скором времени появятся структуры, готовые эти деньги освоить. Возможно, какие-то договоренности с определенными компаниями уже есть и закон разрабатывался как раз под эти договоренности. Впрочем, если это так, то официально об этом заявят еще нескоро.
Станислав Сергеев, «Номер один».