Кто портит воздух в Улан-Удэ?

Власти не могут понять, кто в столице Бурятии отравляет атмосферу бензпиреном
A- A+
В ноябре столица Бурятии поставила очередной рекорд - содержание токсичного вещества бензпирена на ул. Бабушкина, по данным Бурятского ЦГСМ, в 35 раз превысило предельно-допустимую концентрацию для данного вещества (ПДК). Ненамного отстал от этого показателя и проспект 50-летия Октября, где автоматический газоанализатор ведомства зафиксировал превышение ПДК по данному веществу в 22 раза. Между тем ни одно ведомство в Бурятии сегодня не может достоверно сказать, кто является главным поставщиком бензпирена в атмосферу. Хотя по другим загрязнителям все ясно - свыше 80% выбросов приходится на улан-удэнские ТЭЦ и котельные ТГК-14,  авиазавода, ЛВРЗ и других крупных предприятий столицы, использующих для сжигания токсичный и опасный уголь.

Все дело в ТЭЦ

Выбросы в атмосферу от сжигателей угля доставляют немало хлопот врачам. Растущие ОРЗ и заболевания легких - результат ежедневного вдыхания загрязненного воздуха. Достаточно взглянуть зимой на гигантский факел, чтобы понять, - сажу, оксиды серы и азота и другие токсические элементы уносит не куда-то там в лес, а прямо на город.

Напомним, что станция расположена в центре города в окружении густонаселенных жилых кварталов. И, судя по данным экологического исследования, опубликованного в 2011 году, основная часть дыма от труб ТЭЦ-1 оседает на Железнодорожный район и часть Октябрьского. Советский район загрязняется от ТЭЦ-1 не столь интенсивно, поскольку зимой в столице преобладают западные и северо-западные ветры.

Впрочем, с ТЭЦ-1 все понятно, ведь в пиковые холода она сжигает до 60 вагонов угля в сутки. Чтобы понять, что это такое, представим площадь Советов на треть заваленной углем, «выброшенным» затем в воздух.

Судя по всему, аномально высокое загрязнение зимой атмосферы воздуха бензпиреном, который образуется в результате сжигания угля и дизельного топлива, связано с несколькими факторами. Так, зафиксированное в ноябре Бурятским ЦГСМ на проспекте 50-летия Октября 22-кратное превышение ПДК по бензпирену может быть связано с воздействием нескольких факторов - выбросов от ТЭЦ-1 и большого потока  автотранспорта, прежде всего, дизельного. Речь идет о старых автобусах,  маршрутках  и микрогрузовиках, которые  газуют  черными шлейфами дыма.

Нечем дышать

Что касается опасных уровней на ул. Бабушкина, то там также проходит оживленная автомагистраль в  сотые кварталы, на которые, в свою очередь, весьма неблагополучно действует крупнейшая котельная ТГК-14 «Юго-Западная». По своему вреду она может догнать другие ТЭЦ, поскольку к ней подключаются все больше жилых микрорайонов растущего юго-запада.

Как недавно заявил на сессии депутат Леонтий Красовский, «сколько еще люди будут задыхаться зимой от смога   «Юго-Западной»? Со стороны самой ТГК-14 по поводу неблагополучной ситуации с данной котельной ничего обнадеживающего не прозвучало. Износ огромный, программа капремонта есть, но на 2020 год модернизация ее не предусмотрена. Люди будут продолжать задыхаться, чего и боится депутат Красовский.

Но не только  сотые кварталы  будут страдать от смога. Еще одна болевая точка - поселок Загорск. 

Деньги есть, но не на это

- Там выполнен проект «Модернизация котельной п. Загорск», в котором предусмотрены технические и экологические мероприятия, в том числе реконструкция системы очистки дымовых газов на более 28,8 млн рублей, - сообщила руководитель службы по связям с общественностью ОАО «ТГК-14» Сэсэг Казанцева. - Проект предоставлен для последующего включения мероприятий в федеральные программы.

В целом на экологические мероприятия по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» будет направлено всего лишь 1,5 млн рублей. Прямо скажем, кот наплакал. Что касается роста выбросов бензпирена в городе, то в ТГК-14 полагают, что они здесь ни при чем.

- ТЭЦ почти не выбрасывает бензпирен из-за особенностей процесса высокотемпературного горения, - отмечает Сэсэг Казанцева. — Это подтверждается результатами сверочных замеров с контролирующими органами. 

А вот что касается других котельных «Улан-Удэнского энергетического комплекса» компании, то  в ТГК-14 признают, что бензпирен там все же образуется.

Делу может помочь «закрытие котельных и перевод мощностей на крупные станции, когда удельные концентрации от выброса бензпирена снижаются в 5-7 раз». Однако в 2020 году ТГК-14 не планирует перевод  мелких котельных, находящихся у нее в аренде, на централизованные сети ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. 

Кто виноват - непонятно

Пока же и власти сами, похоже, не знают, откуда что берется.

- Достоверных данных о количестве выбросов в Улан-Удэ от разных источников нет, есть только общие данные. Основной вклад в загрязнение вносят ТГК-14, ведомственные котельные, автотранспорт и частный сектор, - сообщил зампредседателя комитета по экономике, природопользованию и экологии НХ РБ Егор Олзоев.

А замруководителя Управления Росприроднадзора по РБ Ольга Коломиец отметила, что «явных нарушений со стороны крупных загрязнителей воздушного бассейна не наблюдается, поскольку они ежегодно проводят меры по снижению выбросов».  Но вот по частному сектору и автотранспорту ни у данного ведомства, ни у других контролирующих органов нет возможности даже измерить объем выбросов. Нет полномочий.

Что касается Роспотребнадзора, в аппарате которого есть и средства, и люди для оценки объемов выбросов от стационарных источников, то их замеры там проводят эпизодически, по обращениям.

- Согласно действующему законодательству, мы производим замеры качества воздуха после конкретной жалобы граждан на нарушение экологического законодательства, например, если источник выбросов находится в непосредственной близости от места их проживания, - сообщила пресс-секретарь ведомства Анастасия Ковалева.

Впрочем, как признают в ведомстве, замеры производятся многократно по конкретному объекту. Однако  полученные данные нельзя считать информативными, потому как либо ветер меняет направление, либо сам источник выбросов (котельная) снижает нагрузку.

Может, хватит «стучать»?

Неудивительно, что в условиях нехватки информации в обществе  появляются довольно спорные мнения на этот счет. Так, депутат Госдумы от «ЕР» Николай Будуев, выступая на недавнем экологическом круглом столе, посчитал основными загрязнителями воздуха частный сектор и СТО. А чтобы прекратить деятельность кочегарок, призвал горожан «чаще стучать в прокуратуру».

Более перспективные варианты предлагаются со стороны ряда депутатов Народного Хурала. Например, депутат Егор Олзоев предлагает, помимо поддержки продвигаемых правительством РБ проектов переработки отходов в экологическое топливо (пеллеты), наконец-то принять госпрограмму по оценке уровня загрязнений в столице региона. Увеличив ассигнования на природоохранные цели.

А депутат НХ Игорь Бобков на недавней сессии напирал на необходимость принятия госпрограммы по переводу частного сектора на льготное электроснабжение - по цене 1 рубль за киловатт/час. Тогда необходимости коптить воздух уже не будет.

Напомним, что частный сектор в Улан-Удэ дает локально высокие уровни загрязнений на Левом Берегу, Кирзаводе, Комушке, Аршане и некоторых других частях города, которые задевают и благоустроенные районы Улан-Удэ. А программы перевода на электроснабжение при поддержке государства успешно зарекомендовали себя в соседнем Улан-Баторе, где удалось таким образом заметно улучшить экологическую ситуацию в «юрточных городках».

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.