«Вредная» психология

Почему знания науки о душе оборачиваются против нас?
A- A+
В повседневной жизни мы часто встречаем людей, которые по делу и без  советуют, как нужно жить. Особенно этим грешат женщины, увлекающиеся популярной психологией, которые пичкают своими познаниями друзей и коллег по работе. Они точно знают, как воспитывать детей и почему не клеится личная жизнь у подруг, хотя сами не имеют ни детей, ни семьи. «Знания психологии полезны, но если они обрывочны и бессистемны, то способны нанести разрушительный вред человеку», - уверен кандидат психологических наук Игорь Бадиев.

Правила психологической гигиены

- Игорь Валерьевич, разъясните, пожалуйста, вопрос, нужны ли знания психологии в обыденной жизни? Или без них вполне можно обойтись?

- Знания как таковые не могут быть лишними или вредными. Чем больше человек знает, тем, по сути, ему легче жить. Например, когда я знаю, как работает электричество, то не будет проблемой разобраться, что случилось, если закоротит проводка. Если в доме погас свет, проверю, не сгорела ли лампочка. Поменять ее в моих силах. Если же вижу, что лампочка цела и проблема более серьезная, у меня хватает знаний об устройстве электрической сети, чтобы понять, что это выходит за пределы моей компетенции и я не могу решить все самостоятельно. Поэтому нужно пригласить специалиста.

Когда же моих знаний об электричестве недостаточно для того, чтобы понять, что проблема вышла за пределы моей компетенции, я туда с легкостью полезу и либо доломаю все, либо убьюсь. В любом случае проблем будет еще больше.

Со знаниями психологии примерно то же самое. Очень хорошо, когда человек осведомлен об объективных психологических законах. Когда ты образован в психологическом плане, то достаточно хорошо понимаешь, что происходит с тобой и другими людьми. Ты можешь общаться в семье и на работе, соблюдая элементарные правила так называемой психологической гигиены. Ты не усугубляешь и не порождаешь проблем, которых можно избежать.

Например, не реагируешь агрессией на агрессию. Ты знаешь, что сравнивать людей друг с другом нельзя, потому что тем самым ты оскорбляешь их. Когда достаточно знаний понять, что та или иная проблема в семейной или профессиональной жизни выходит за пределы твоей компетенции, то спокойно решаешь обратиться к специалисту. Ведь понимаешь, что априори необъективен просто по факту того, что проблема касается тебя и ты не можешь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения.

Другой вариант – ты ничего не знаешь о психологии. Человек обычно очень ограничен в знаниях психологии - у нас не учат основам этой науки в школе. В вузах ее преподают только на отдельных направлениях обучения, а во многих психологии вообще нет. Эти знания оказываются настолько ограниченными, что, сталкиваясь с проблемой, в первую очередь ищешь специалиста, который тебе поможет разобраться с ней. Порой человеку не хватает даже элементарных знаний, чтобы понять, кто ему нужен – психолог, психиатр, невролог, психотерапевт или священник. Путь поиска компетентного специалиста бывает очень трудным, но человек его находит.

«Эффект Даннинга-Крюгера»

И при первом, и при втором вариантах человеку будет оказана необходимая психологическая помощь. Однако есть такое количество знаний в области психологии, которое вредит. Это такой промежуточный вариант, когда человек достаточно много знает о психологии, но эти знания не систематизированы и отрывочны настолько, что он не может оценить их как фрагментарные и беспорядочные. Это явление называется «эффектом Даннинга-Крюгера». Он касается не только психологии, но и в принципе вопроса о том, как человек оценивает свои возможности и способности.

Психологи очень хорошо знакомы с этим состоянием. Для него даже есть специальный термин: «психолог-первокурсник». Каждый психолог в той или иной степени на пути своего профессионального становления проходил через эту стадию. Когда он получал первые знания, они окрыляли его настолько, что он пытался применить их везде и всюду. А так как эти знания были отрывочными и несистематичными, то их использование где надо и не надо оборачивалось против него. Например, специалист познакомился с какой-то диагностической методикой и начал применять ее на своих друзьях и родственниках.

Если процесс обучения продолжается, то психолог переходит эту стадию. К нему приходит понимание, что для каждого твоего знания и умения есть своя область применения. Например, если я физик-ядерщик, то мои знания и умения хороши только в лаборатории, например, института ядерной физики. А если я дома буду собирать ядерный реактор, то, наверное, ничем хорошим это не закончится, если даже у меня самые что ни на есть выдающиеся знания в области ядерной физики. Так и с психологией.

Психолог – сапожник без сапог

Специальные психологические знания, приемы и методы воздействия на другого человека, его исследование, консультирование и терапию, в конце концов, имеют свою область применения. И она ни в коем случае не должна пересекаться с личной жизнью психолога.

- Расскажите, чем это чревато?

- К сожалению, когда знания о психологии оказываются обрывочными и несистематическими, это понимание не успевает прийти. И тогда может так случиться, что будущий психолог разрушит свою личную жизнь и свою семью, пытаясь воздействовать на близких людей своими профессиональными навыками, которые он только-только приобрел.

Например, есть такая манипулятивная техника «трех «да». Для того, чтобы получить положительный ответ, тебе нужно сначала задать человеку три вопроса, на которые он даст положительные ответы, а потом «на автомате» выдаст «да» на твой четвертый вопрос. Допустим, кто-нибудь из любителей психологии решил использовать ее, так сказать, на дому. Выглядеть это будет крайне забавно.

Например, мне нужно, чтобы моя жена вынесла мусор. Сначала я спрашивают: «Дорогая, ты сегодня обедала?». – «Да». – «Было вкусно?» - «Да». – «А мусор под раковиной скопился?» - «Д». Где-то на втором вопросе я, скорее всего, получу вместо утвердительного ответа живую реакцию близкого мне человека: «Ты что ко мне пристал с дурацкими вопросами?».

В ситуациях формальной коммуникации, например, в светской или деловой беседе, такое возможно. Когда же у людей тесные интимно-личностные отношения, они не задают друг другу пустых вопросов, чтобы заполнить неловкую паузу. Хорошо, если жена рассмеется над моей неумелой попыткой сманипулировать ею. В худшем случае она в глубине души будет чувствовать неудовлетворение, которое в конечном итоге обернется против меня.

Психолог может убеждать себя в том, что он специалист и знает, как воздействовать на людей, чтобы подчинить их своей воле. Однако манипуляция работает только ограниченный период времени и в итоге, как правило, всегда приводит к разрушению отношений.

Может быть, с этим связано расхожее убеждение, что психолог – это сапожник без сапог. Психолог помогает другим людям налаживать жизнь, при этом сам является человеком несчастным и неустроенным в жизни. Почему он несчастен? Да потому, что пытается применить свои  профессиональные навыки к себе. Когда же отказывается от их использования, то вполне может быть счастливым.

Опасность разрозненных знаний

- Могут ли возникнуть проблемы в общении или личной жизни у людей, которые увлекаются психологией? 

- Именно здесь кроется опасность использования знаний и навыков не там, где они должны применяться. Например, ребенок младшего школьного возраста, что называется, полностью отбился от рук. Он абсолютно неуправляем, не выдерживает дистанцию со взрослыми, не соблюдает никаких правил. На просьбы учителя сесть за парту и записать классную работу он залазит под парту и, раскинувшись в демонстративной позе, кричит, что ничего делать не будет. На все обращения педагогов мать заявляет: «Я не применяю насильственные способы воспитания к своему ребенку, он самостоятельная личность и сам определяет, как ему жить».

- На первый взгляд, в ее словах все верно, но почему ее принцип воспитания не работает?

- Да, ребенок сам должен определять, что ему нужно, а что нет. Это знания из области психологии, о которых и я не раз вам говорил. Но когда это высказывает мать по отношению к своему ребенку, то ее восприятие ситуации оказывается неадекватно действительности. У матери действительно есть определенные знания психологии, она имеет представление о гуманистических принципах воспитания. Но эти знания несистематичны и обрывочны. По сути, она опирается лишь на одну фразу из всей теории гуманистической психологии, забывая о том, что за каждой свободой лежит определенная ответственность.

Действительно, применять наказание к ребенку нельзя, но вместо наказания мы должны давать ему в полной мере прочувствовать последствия своего выбора и поведения. Вместо того, чтобы ввести принцип ответственности за свои поступки, свободное, недирективное отношение к ребенку превращается в отсутствие контроля, безнадзорность и гипоопеку в потакающей форме.

У меня часто спрашивают – какую литературу вы порекомендуете почитать по психологии? Лично моя позиция – не читайте ничего. Если вы хотите изучать психологию, то изучайте ее на основе профессиональной литературы. Если для вас это сложно, то читайте художественные книги - психологические триллеры, произведения в жанре психологической драмы. Но если хотите почитать психологическую литературу для того, чтобы вырвать из книги какой-нибудь метод или технику и локально применить к какому-нибудь человеку, скорее всего, это причинит вам только вред.
     
Знания психологии очень и очень полезны - позволяют человеку лучше понять себя и других. Но когда эти знания обрывочны, несистемны или догматичны, когда их пытаются применить там, где не могут быть применены, тогда они способны обернуться против вас.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один».
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.