Природа суеверий

Почему так много людей верят в приметы
A- A+
Наверняка в вашем окружении есть люди, которые верят в приметы. Необязательно это пожилые люди - даже самые образованные и трезвомыслящие люди нет-нет да сплюнут через левое плечо, постучат по дереву, поостерегутся переходить дорогу после пробежавшей черной кошки. С кандидатом психологических наук Игорем Бадиевым мы поговорим о том, какова природа суеверий и помогает или мешает в жизни следование им.

Победить тревожность приметами 

-  Игорь Валерьевич, давайте определимся, что же такое суеверие?

- Суеверие – это разновидность веры, веры в то, что не видно, не слышно, нельзя пощупать, некие непостижимые для человека силы, но каким-то образом влияющие на него. Религиозные суеверия отличить от бытовых, разграничить полностью очень трудно. Вера в лешего, домового - это отголоски нашего языческого прошлого, когда человечество верило в лесных духов и пр. Я бы различил два вида суеверий. Первый - это приметы,  которые помогают предсказывать будущее. Например, кошка перебежала дорогу – к несчастью, женщина с пустыми ведрами – также к несчастью, чешется левая рука – к деньгам и т.д. То есть это система убеждений, которая помогает человеку представить, что будет в будущем. Второй вид – это ритуалы, то есть действия, которые осуществляет человек, чтобы избежать неприятных событий или привлечь удачу. 

- Как возникают суеверия?

- Если говорить о человеческой психике, мышлении, то они устроены так, чтобы предугадывать грядущие события. Это свойство мышления в психологии называется антиципация. Человек потому и стал царем природы, что он способен предугадывать какие-то события, вещи. 

Проблема в том, что не всегда у нас есть достаточно оснований для выведения верных суждений о будущем. И не всегда когнитивный процесс рассуждения о грядущем является в полной мере осознанным. Часто нам не хватает информации, мы находимся в состоянии неопределенности. 

Наш мозг устроен так, что когда наблюдаем события, смешанные друг с другом, то их автоматически пытаемся объяснить причинно-следственными связями. Это одна из особенностей человеческого мышления, одно из распространенных когнитивных искажений. Все, что видим, пытаемся уложить в единую концепцию, чтобы из одного вытекало другое.  Если процесс протекает осознанно, у нас получаются стройные рассуждения о мире. Когда данный процесс протекает быстро, начинаем связывать абсолютно не связанные друг с другом события. Так и появляются представления о различных приметах. 

Но как связаны пустые ведра, женщина и несчастья? Или черная кошка и беда, которая случится после встречи с ней? А никак. Между ними нет какой-то однозначной причинно-следственной связи. Где-то когда-то совпали два события, и человек связал их, начал передавать как информацию об этом мире. Человечество не только самостоятельно узнает мир, но и учится друг у друга, передает свои знания детям, соседям. Так у нас появились пустые ведра и грядущие за ними несчастья. 

Однако это не единственный механизм формирования суеверий. Человек плохо переносит состояние неопределенности, оно у него вызывает психологический дискомфорт. Когда мы испытываем тревогу, то стараемся от нее избавиться. Когда есть представление о том, что нас ждет, пусть даже это будут неприятные события, то испытываем меньшую тревожность. Тогда суеверия выступают в роли механизма борьбы с базовой тревожностью, связанной с состоянием неопределённости. 

Есть также и поведенческий механизм формирования суеверий. Интересны эксперименты, которые ставил американский психолог Фредерик Скиннер. Его интересовал вопрос о природе ритуального поведения. Эксперимент он ставил на голубях. У него был ящик, где сидели голодные голуби. И он давал им еду, причем в разное время. Обычно эксперименты ставят для того, чтобы чему-то научить животное, это дрессировка. Например, собака выполняет команду и получает вознаграждение, что-то вкусное. Этот механизм называется оперантное научение. Скиннеру стало интересно, что будет, если награда будет даваться не за определенное поведение, а случайным образом. В ходе эксперимента он обнаружил, что случайное подкрепление закрепляет случайное поведение. Голуби запомнили определенные действия, которые они совершали, когда получали еду и когда были голодны, и начинали их воспроизводить. Одни голуби, чтобы получить еду, начинали кружиться вокруг себя, другие – хлопать крыльями, третьи - точить клюв. Таким образом, на примитивном уровне случайно закрепленное поведение и есть ритуал. 

Чем беднее, тем суевернее

- В жителях республики уживаются, на первый взгляд, совершенно несовместимые вещи – один человек может посещать и церковь, и дацан и при этом еще бывать у шаманов, гадалок, не говоря о том, чтобы покапать бурханам…  Как это объяснить?

- Людям недостаточно просто предсказывать события, быть спокойными от сознания того, что впереди ждут неприятности. Возникает потребность изменить будущее, повлиять на события с помощью ритуального поведения. Все мы в той или иной степени выполняем те или иные ритуалы, даже не будучи суеверными в прямом понимании этого слова. Часто это происходит машинально: человек может не верить ни в черта, ни в лешего, быть атеистом до мозга костей, но когда пробегает черная кошка, он сплюнет через левое плечо. Это происходит на автомате. Эти ритуалы устойчивы, свое рациональное объяснение с течением времени они теряют, остается поведение как ритуал. И это уже не столько суеверие, сколько ритуальное поведение. Они со временем закрепляются и начинают выполнять роль традиций, и их соблюдение показывает принадлежность человека к определенной социальной группе.  Ритуалом можно назвать подношения божествам,  купание в проруби и много других вещей, которые у многих людей связаны не с наполнением каким-либо религиозным смыслом, а с выполнением функции традиций. 

- А что происходит, если человек целиком подчиняет свою жизнь приметам?

- Чем выше состояние неопределенности, тревожности, тем чаще человек начинает искать успокоение в приметах и ритуалах. Тревожность перерастает в экзистенциальный страх, обсессивно-компульсивное поведение. Суеверия помогают человеку успокоиться, совладать со страхом. Иногда зацикленность на суевериях достигает предела и поведение человека может напоминать обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). 

Такое поведение очень часто наблюдается у детей младшего школьного, старшего дошкольного возраста, когда они следуют определенным ритуалам. Например, не наступать на трещины на асфальте, чтобы не потерять родителей.  Мышление детей характеризуется магичностью, причинно-следственные связи они устанавливают иначе, чем взрослые, поэтому в их сознании трещины и смерть связаны между собой. 

До определенного возраста суеверия нужны, со временем они, как правило, преодолеваются. Но в некоторых случаях, когда сохраняется высокий уровень тревожности, неопределенности, они сохраняются как способ совладать со страхами, тревогой. 

Психологи давно отметили связь между распространенностью суеверий и уровнем социально-экономического положения страны. Чем беднее страна, чем хуже социально-экономические условия, тем неувереннее чувствует себя человек, тем больше распространены суеверия, секты, религия. Чем лучше живут граждане, тем меньше у них потребность в таких механизмах. В развитых странах религия играет функцию идентификации человека с обществом,  в развивающихся же имеет психотерапевтическую роль, снимает с человека тревожность. Мы живем в обществе, где традиции смешались. Когда человек ходит к ламе или в церковь, потому что это часть его культурного наследия, это говорит о его благополучии, но когда он посещает религиозные учреждения, чтобы решить проблемы, это говорит о том, что он надеется на чудо, что все дилеммы разрешатся сами собой.

«Сглазить» можно только готовых к этому

- У многих есть талисманы и амулеты, которые, как правило, либо носят с собой всегда, либо берут на важное событие. Как это объяснить?

- Талисман – это еще одна попытка повлиять на события, такой опредмеченный ритуал, попытка повлиять на грядущие события. Есть как религиозные талисманы, так и обычные бытовые вещи – надеть счастливую рубашку на экзамен, обуваться в определенном порядке. 

- Давайте поговорим об одном из самых распространенных суеверий - о боязни «сглаза». 

- Наша психика устроена так, что нам значительно проще искать причины своих бед не в себе самом, а вовне, то есть приписывать какие-то мистические действия чужим людям. То, что так много граждан верят в возможность «сглаза» и «порчи», говорит о том, что в нашем обществе много людей, которые пытаются избежать ответственности. То есть человек, когда ему становится плохо или у него что-то не так, вместо того, чтобы задать вопрос: «Что я такого делаю, что у меня не получается с работой, не ладятся отношения в семье», сразу объявляет, что виноваты «сглаз» и «порча». Виноватого в своих бедах назначить легко. Но удобным такое решение проблемы кажется только на первый взгляд: после проведения всевозможных обрядов настоящая причина никуда не исчезает и продолжает отравлять жизнь.

- Игорь Валерьевич, все-таки всплеск суеверий и суеверности вызван ощущением ненадежности жизни, страхом людей перед завтрашним днем? 

- Людям нужно во что-то верить, чтобы испытывать уверенность в завтрашнем дне. В периоды изменений в обществе, в периоды кризиса, финансовой нестабильности у людей появляется потребность в поисках опоры, и суеверия часто становятся ею. Однако такая опора очень ненадежная.

Беседовала Лариса Ситник, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.