Атака на Байкал

Правительство России смягчит законы, охраняющие озеро, для крупного бизнеса
A- A+
Минприроды России вынесло на общественное обсуждение новый перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Авторы нового документа пытаются значительно ослабить режим охраны озера. «Номер один» узнал у экологов и общественников, чем изменения в законодательстве опасны для Байкала.

Крупному бизнесу можно все

Новый проект постановления появился из-за того, что действующий перечень попал под «регуляторную гильотину» и будет отменен 1 января 2021 года. Новый проект от старого отличает одна существенная вещь. Второй пункт постановления гласит, что «перечень запрещенных видов деятельности не распространяется на инвестиционные проекты, реализуемые на основании актов правительства Российской Федерации, указов, распоряжений, поручений президента Российской Федерации».

Экоактивисты отмечают, что если проект будет принят в таком виде, в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории можно будет построить и делать все, что угодно, в том случае, если это согласовано правительством либо утверждено указами, распоряжениями или поручениями Владимира Путина.

- Если какой-то влиятельный бизнесмен захочет построить на берегу Байкала, например, новый целлюлозно-бумажный комбинат и вырубить под него весь оставшийся несгоревший лес, и у него хватит средств, чтобы добиться одобрения от правительства, этот его проект будет реализован. Каким бы варварским и опасным он ни был, - разъясняет руководитель программы «Гринпис России» Михаил Крейндлин и добавляет, что такой механизм принятия решений прямо противоречит Закону «Об охране озера Байкал».

Отмечается, что новый перечень запрещенных видов деятельности фактически разрешает сплошные санитарные рубки в лесах вокруг Байкала в случае введения режима ЧС, что прямо противоречит закону об охране озера. Также отменяется запрет на строительство любых объектов на не затронутых хозяйственной деятельностью территориях. 

Депутаты и общественники против

Депутат Госдумы от Бурятии, заместитель председателя комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Будуев говорит, что проект постановления «сырой» и противоречивый. 

- С одной стороны, разрешается строить на землях населенных пунктов, а с другой - другими же пунктами в этом проекте постановления это делать запрещают. Например, чтобы построить новый социальный объект, необходимо построить очистные - таково требование законодательства. При этом    643-е постановление запрещает строить очистные сооружения. Это либо неграмотность, либо коррупция, либо то и другое вместе. Помимо этого, на Байкальской природной территории будет разрешено сжигать опасные отходы. Инициатива Минприроды РФ – очередная попытка рекультивации шламонакопителей Байкальского целлюлозно-бумажного комбината силами корпорации «ГазЭнергоСтрой»,  настаивающей на использовании своих технологий сжигания и захоронения отходов, - говорит Николай Будуев.

По мнению депутата, сжигание отходов при ликвидации накопленного вреда БЦБК повлечет кратное превышение нормативов предельно допустимых выбросов таких опасных веществ, как диоксид серы, допускает развитие техногенных катастроф непосредственно в прибрежной зоне Байкала,  а также повлечет попадание продуктов термической обработки и топлива непосредственно в озеро. 

Активист Ирина Елшина, проживающая в Баргузинском районе, считает, что ничего хорошего для сохранения экосистемы Байкальской природной территории изменения не принесут. 

- Здесь решающий фактор экономический, не экологический. Приведу небольшой пример подобной угрозы изменения в худшую сторону. Вблизи моего села Нестериха, напротив него, на горе, отведен участок под карьер для изъятия материала под  строительство дороги регионального значения. Все бы ничего, но этот участок находится метрах в 300 от нерестовой речки Нестериха, единственного источника питьевой воды жителей села. А через речку - заказник, мы из своего окна наблюдаем за пасущимися на горе изюбрами. И только на этой горе, определенной под разработку карьера, произрастают краснокнижные растения, такие как левзея (маралий корень), сарана. Границы участка обозначены очень высоко по горе, гора крутая. Я опасалась, что там могут проводить и взрывные работы. Изначально меня заверили, что взрывать не будут. Но с принятием изменений такие работы будут проводиться. И  думаю, что место выбрано не случайно, там еще и лес можно выпилить, - делится своими мыслями женщина.

Мнение Бурятии никому неинтересно

Известный эколог, ведущий научный сотрудник Геологического института СО РАН, член Общественной палаты Бурятии Евгений Кислов говорит, что в самом принципе принятия постановлений правительства видит нарушение конституционного принципа разделения власти.

- В Конституции написано, что вопросы охраны окружающей среды и природопользования относятся к совместному ведению Федерации и субъекта Федерации. Но по поводу этих постановлений и распоряжений никто Бурятию не спрашивает, в Хурал и в наше правительство проекты не поступают, тем более не проходят общественные слушания, обсуждение с населением, - отмечает эксперт.

По словам Евгения Кислова, правительство России может принять какое угодно постановление, даже противоречащее точно такому же предыдущему. И оно будет действовать, потому что   принято позже.

В целом, по мнению эколога, 643-е постановление для республики достаточно вредное, поскольку запрещает абсолютно все - на любое строительство нужно получать разрешение и проходить экологическую экспертизу. 

- У нас вся проектная документация любого строительства, любой реконструкции на всей Байкальской природной территории, а это 60% территории Бурятии, в обязательном порядке проходит экологическую экспертизу федерального уровня. Неважно, будь это сельский магазин в Закаменском районе или борцовская юрта в Кяхтинском, - отмечает эколог.

Также Евгений Кислов говорит, что 643-е постановление существенно затрудняет жизнь людей, живущих у берега Байкала.

- Поселок Нижнеангарск, к примеру, почти полностью входит в ЦЭЗ. Здесь пасти скот нельзя, сено косить нельзя, копать нельзя. А как людям жить, что им делать? Мы вынуждаем людей идти на противозаконные действия, потому что нельзя ловить омуль, нельзя заготавливать лес, заготавливать ягоды, грибы, орехи, папоротник на продажу – для этого местные жители должны взять участок леса в аренду, представить проект освоения лесов и защитить его в Республиканском агентстве лесного хозяйства. Люди лишаются легальных источников дохода и идут на нарушение закона. Голодный человек природу охранять не будет. 

Лесом займется ЮНЕСКО

Напомним, 16 июля Госдума приняла в третьем чтении законопроект,  позволяющий не применять экологические ограничения при расширении инфраструктуры Байкало-Амурской (БАМ) магистрали. Для прокладки железнодорожных путей планируется сплошная вырубка деревьев в Центральной экологической зоне.

Свою обеспокоенность по данному вопросу уже выразил ЮНЕСКО: международная организация намерена обсудить с российским правительством ситуацию с вырубкой лесов вокруг Байкала. Директор Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО Мехтильд Реслер подчеркнула, что организация в курсе заявлений экологов о том, что проведение сплошной вырубки леса рядом с Байкалом может нанести значительный вред окружающей среде в районе озера. Директор Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО пообещала, что этот вопрос будет обсуждаться на следующей сессии ЮНЕСКО, а результаты  опубликуют в ближайшем докладе.

Директор Центра Всемирного наследия также сообщила, что в своем докладе от 2018 года ЮНЕСКО обращало внимание на частые лесные пожары, загрязнение поверхностных вод Байкала, негативное влияние на озеро незаконной вырубки и строительства.

Постановление Минприроды пока не принято, сейчас на сайте правительства идет сбор мнений и предложений. Высказать свое мнение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов можно до 3 августа.

Лариса Ситник, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.