На сцену – в маске

Как бурятские театры пережили пандемию и что готовят для зрителя
A- A+
Почти полгода храмы культуры находятся в «самоизоляции». Однако отпуском этот сложный для театров Улан-Удэ период не назовешь – репетиции идут полным ходом в защитных масках, обновленные труппы рвутся в бой, чтобы показать зрителю премьеры. Что происходит за кулисами закрытых из-за пандемии театров, узнавал «Номер один». 

Поем сквозь экран и тренируемся в ЗУМе

В театре оперы и балета радостное оживление. К работе вернулись все четыре труппы - оперная, балетная, оркестровая и хор. Всего около 150 артистов и музыкантов.

- Когда разрешили репетиции, мы приступили к работе с соблюдением всех правил. Для оперных певцов изготовили специальные защитные экраны. Сложнее всего было поддерживать форму нашему балету – репетиции и тренировки проходили по видеосвязи в ЗУМе, - рассказывает заместитель директора театра Владимир Иринчеев.

На вынужденный отпуск театр ушел в марте, не успев показать зрителю несколько премьер. Поэтому в новом сезоне оперный обещает целый вал премьерных показов.

- Мы покажем оперу Джузеппе Верди «Травиата». Это и блестящая музыка, и увлекательный сюжет, не теряющий актуальности   в наши дни. Для Владимира Бочарова, режиссера-постановщика новой «Травиаты», на первый план выходит еще и история прощания с женщиной как объектом. Также   покажем обновленный балет «Тысяча и одна ночь» и оперу «Паяцы/Сельская честь» в концертном исполнении, - раскрывает интригу нового сезона Владимир Иринчеев.

Обновления костюмов и сценического обрамления ждет и балет «Бахчисарайский фонтан», который вернется в репертуар театра. Еще одним возвращением станет премьера оперы «Князь Игорь», ее поставят по заданию федерального Минкульта. Обещают показать в декабре. Ставить оперу будет бывший худрук оперного Юрий Лаптев.

Впервые представленная в 1950 году  опера «Князь Игорь» стабильно находилась в репертуаре театра и долгое время считалась визитной карточкой: этим спектаклем открывались сезоны и гастроли, а исполнителями главных партий были такие легендарные бурятские певцы, как Лхасаран Линховоин, Саян Раднаев, Бадма Балдаков, Ким Базарсадаев.

Бурдрам ждет «Грозу»

В театре Бурятской драмы этим летом произошло пополнение. Спустя четыре года из Москвы возвращаются «щукинцы». Несмотря на пандемию, ребята успешно сдали выпускные экзамены, где председателем экзаменационной комиссии выступил главный вахтанговец Римас Туминас. Отметим интригу возвращения в театр еще одного представителя семьи Жамбаловых – Дахалэ. Юному актеру предстоит работать вместе с отцом - художественным руководителем Саяном Цыдыповичем и сестрой - режиссером Сойжин.

На службу в театр поступил еще один артист – Булат Буралов. В артисты он пришел прямо из армии, а до этого успел поработать в родном доме культуры в баргузинском селе Улюн. 

Что касается «дембелей» театра, то они готовятся к премьере Островского «Гроза». Новый спектакль ставит режиссер из Москвы Виктория Печерникова, уже знакомая бурятскому зрителю по спектаклю «Тугшан». Автором перевода пьесы на бурятский язык выступила заслуженная артистка Бурятии Дабацу Юндунова.

- В спектакле Бурятского театра драмы не будет знакомых со школьной скамьи вещей - русских платков, купцов, борьбы с мещанством, не будет и реки Волги. Универсально-мифологическое пространство перенесет то ли в далекое прошлое, то ли в возможное постапокалиптическое будущее…

По задумке режиссера, действие разворачивается в закрытой общине,  живущей по своим законам, а каждый ее день полон мистических ритуалов и обрядов. В душах суеверных жителей царят засуха, страх перед переменами и таинственным будущим, привычное лицемерие и ложь самим себе,  - анонсируют «Грозу» в театре.

«Театр – это живая коммуникация»

В этот непростой период многие театры по-новому осваивали интернет-пространство: ведущие театральные коллективы организовывали трансляции и выкладывали записи своих спектаклей. Театр Бестужева опубликовал для просмотра документальный спектакль «Дежавю» и эскизы.

- По ряду причин мы не могли публиковать записи наших спектаклей. Это связано и с авторскими правами, и  порой  с некачественной записью, и с, безусловно, нашей принципиальной позицией, что театр – это живая коммуникация. Мы проводили разного рода конкурсы и викторины в социальных сетях, прямые эфиры в инстаграме, где зрители могли общаться со своими любимыми артистами, – говорит PR-менеджер Юлия Федосова.

Также театр предлагал прослушать лекции критиков в рамках «Театрального лектория». Этот проект – своеобразная «школа для зрителя». Еще бестужевцы сделали большой онлайн-проект для детей   «Театральные каникулы». Артисты читали детскую книгу «Вафельное сердце» молодой норвежской писательницы Марии Парр, рассказывали любимые сказки.

И все же в театре ждут настоящего выступления, потому что никакие онлайн-проекты не могут заменить общения со зрителями. 10 июля коллектив театра Русской драмы приступил к работе после летнего отпуска. Сцена ожила, начались репетиции премьерного спектакля «Калека с острова Инишмаан» по пьесе Мартина Макдонаха. В Улан-Удэ вновь прилетела постановочная команда – режиссер Антон Коваленко из Санкт-Петербурга и художник Анна Федорова из Москвы. Вместе с артистами они приступили к работе над постановкой. Однако каким будет этот сезон, пока говорить сложно. Все  зависит  от того, как сложится ситуация с коронавирусом и какие новые ограничения наложит власть, опасаясь роста заболеваемости.

Андрей Шевченко, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.