Смерть, приковавшая внимание

Всемирно известный ученый ушел из жизни при странных обстоятельствах
A- A+
14 октября ушел из жизни доктор исторических наук, профессор Николай Абаев. Удивительно, но выдающийся востоковед, автор известных книг о буддизме, как говорят очевидцы, в последнее время жил очень бедно. А в июне этого года профессор и вовсе отправил коллегам в Красноярский край письмо, в котором сообщал о том, что умирает от истощения. Точку в этой истории поставила неожиданная и страшная смерть известного ученого - на 71-м году жизни он покончил с собой.

Новость о печальном событии возымела эффект разорвавшейся бомбы. Общий посыл всех возмущенных людей   примерно одинаков: дескать, почему в нашей стране такие достойные люди голодают и погибают в позорной нищете и одиночестве. Однако  так ли все однозначно в этой истории?

Странное письмо

Начнем с того, что говорить о том, что доходы ученого не позволяли ему купить еды, явно не приходится. Николай Абаев числился сотрудником двух университетов: тувинского и бурятского. Соответственно, от обоих учреждений ежемесячно получал зарплату  вместе с надбавками, сумма выходила достойная. Плюс пенсия. Когда весь Улан-Удэ вышел на дистанционный метод работы, ученому продолжали в полном объеме платить зарплату, выплаты не приостанавливались и не сокращались.

Поэтому июньская новость о том, что профессор испытывает крайнюю нужду, шокировала руководство вуза и коллег Николая Абаева. Напомним, в начале июня 70-летний ученый отправил коллегам в Красноярский край письмо, где говорилось следующее: «Моя изоляция здесь, на бульваре Карла Маркса, превратилась в заточение по принуждению  без бесплатной еды. Умираю от истощения, диабета, анемии». Тувинский университет незамедлительно собрал и отправил деньги профессору, БГУ также не остался в стороне. В Сети   объявили сбор помощи, неравнодушные люди стали высылать ученому средства для оплаты долга за квартиру, покупки продуктов и хозяйственных товаров.

Для выяснения ситуации к ученому отправили сотрудника института, коллегу Николая Абаева Ольгу Малыгину.

- У Николая Вячеславовича была должность заведующего лабораторией, много регалий и званий и, соответственно, доплат. Есть свой личный кабинет, созданы все условия работы. Плюс параллельно он работал и получал зарплату в Тувинском университете. Когда мы перешли на дистанционку, зарплату нам продолжили платить в полном объеме. Но, конечно, когда   услышали  о том, что он голодает, то наш университет выделил деньги, профком помог продуктами, и я в тот же вечер, когда появилось то обращение, поехала домой к Николаю Вячеславовичу. Стала расспрашивать его, мол, неужели он голодает. Он ответил, что нет, показал продукты, - вспоминает Ольга.

Горячая еда на дом

По словам Ольги Малыгиной, единственное, на что пожаловался профессор, это отсутствие горячей еды.

- Мы с коллегами привозили ему горячие обеды – заказывали в близлежащем кафе. Прибирались в квартире. И только в последние месяцы я его не навещала, так как уехала в Новосибирск.

Тогда же, в июне 2020 года, к Николаю Вячеславовичу Абаеву  наведались специалисты управления соцзащиты населения по Улан-Удэ.

Ученому  предложили услуги социального работника, устройство в дом-интернат.  Николай Вячеславович от предложений отказался. Ему оставили контактные телефоны, чтобы  обращался в случае необходимости. Также   на дом доставили продуктовый набор, сообщает пресс-служба ведомства.

К слову, говорят, что своя квартира у профессора была, но он отдал ее родственникам. Поэтому в последние годы жил в съемном жилье. По словам Ольги Малыгиной, БГУ предлагал профессору бывшую ректорскую квартиру в центре города с хорошим ремонтом и новой мебелью, но Николай Абаев ответил отказом.

Июньская история со сбором средств для ученого закончилась так же неожиданно, как началась. Супруга Николая Вячеславовича попросила остановить «информационную волну».

- 14 июня в телефонном разговоре  Любовь Лубсановна выразила просьбу остановить информационную волну по сбору средств для помощи профессору Абаеву, сообщив, что на данный момент контролирует состояние профессора и понимает, какие действия необходимо предпринимать для стабилизации   состояния его здоровья. Мы расценили такую просьбу как то, что Любовь Лубсановна взяла на себя ответственность по содержанию и уходу за Николаем Вячеславовичем, - сообщила красноярская коллега ученого Инга Давыдова.

Кредитная история

Неравнодушные люди успели перечислились на карту ученого порядка 60 тыс. рублей. Но, как выяснилось, ни копейки из этих средств Николай Вячеславович не получил. По словам Ильи Мукашева, с которым профессор прожил два последних месяца, все дело в кредитах.

- Мы давно знакомы с Николаем Вячеславовичем, я редактировал его книги. В том числе и за мой счет   в качестве подарка. 31 июля я прилетел в Улан-Удэ по личным обстоятельствам, и вплоть до моего отлета (29 сентября) мы жили с ним вместе. Он не сразу раскрылся, сначала вовсе не отвечал на мои вопросы. Потом рассказал, что все средства, собранные для него,   списаны с карты банком в счет долга по кредиту. Как я понял, он взял кредитную карту, не смог вовремя погасить и долг вырос. А потом все поступления с нее снимались. На какие нужды  брал кредиты, профессор мне не сказал, - рассказывает Илья. – Получается, что обе зарплаты, с тувинского и бурятского вузов,  сразу списывались банком.

Из съемной квартиры на бульваре Карла Маркса вскоре пришлось съехать и снять жилье в 110 квартале, а потом Николай Абаев с Ильей и вовсе переехали в хостел. В конце концов, Илья помог снять недорогую квартиру на Павлова. Состояние квартиры оставляло желать лучшего, зато по кошельку не било.
 
Закончив свои дела, Илья уехал на родину  в Саратов, пообещав профессору, что отыщет того, кто будет его навещать. По его словам, такого добровольца удалось отыскать не сразу: все его знакомые из Бурятии отнекивались, ссылаясь на занятость. В итоге откликнулась девушка по имени Арюна, которая даже не живет в Улан-Удэ. Приехав из района, она сразу поехала к дедушке. Но волею случая стала свидетельницей трагедии. Когда Арюна подошла к двери, то почувствовала сильный характерный запах. И поняла, что случилась беда. Подключились соседи, они сообщили, что не слышали звуков в течение пяти дней. Вскоре приехали хозяева квартиры, открыли дверь своим ключом и обнаружили бездыханное тело.

- Если бы я подругу не отправил, сколько бы еще труп лежал и разлагался, неизвестно, - сетует Илья.

Знакомые Абаева, попросив об анонимности, высказали свое мнение по поводу того, как жил в последнее время профессор: «У него с материальным положением было все в порядке всегда. А жил на съемной квартире, потому что все отдал родственникам, жене. Но в последнее время вокруг него крутились странные люди. Наверняка  жили за его счет, а он, как человек уже немолодой, имеющий проблемы со здоровьем, не мог их отогнать от себя. А они этим пользовались, как и его деньгами».

Кто виноват?

Николай Абаев потерял обоих сыновей, у него был разлад с женой. Несомненно, что семейная трагедия отразилась на состоянии духа ученого, к которому добавились проблемы со здоровьем. Кроме того, как многие гении, профессор, видимо, был не приспособлен к трудностям домашнего быта, отсюда и жалобы на отсутствие горячей еды, возможно, были сложности и по части управления личным бюджетом. Масла в огонь подлил коронавирус, заперший деятельного и активного пенсионера в заточении и вынужденном одиночестве. Скорее всего, тут воедино связались многие факторы.

По какой именно причине  успешный, талантливый ученый вдруг решил добровольно уйти из жизни, нам теперь не узнать. Но делать скоропалительные выводы и судить тех, кто не причастен к этой беде, тоже неправильно. Как и хейтерам радостно пиариться на чужой беде, крича о том, что известный человек умер от нужды и голода, не преминув отметить, какая у нас пропащая республика и ее власть.

К сожалению, в нашей стране (и в республике, в частности)  действительно есть немало примеров, когда достойные люди живут впроголодь на мизерные зарплаты и пенсии, но, как видим, в данной истории главная суть совсем не в этом.

- Конечно, это большая беда и несчастье для всех. А еще, вы даже не представляете, что нам сейчас приходится выслушивать и как это обидно. Огромное количество людей упрекают, мол, как вам не стыдно, вы бросили профессора, не поддержали. А в чем мы виноваты? - говорят коллеги Николая Абаева.

Ольга Малыгина считает, что ученый расстался с жизнью из-за личных мотивов.

- Мне кажется, у него были личные причины. Нужда тут ни  при чем… Как бы то ни было, добрая память о Николае Вячеславовиче как о ярком ученом, преподавателе, учителе  навсегда останется у нас, его коллег, и всех, кто его знал.

Ольга Лазарева, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.