Пандемия обходится дорого

Народный Хурал рассмотрел «антиковидный» бюджет на 2021 год
A- A+
Главный финансовый документ Бурятии – республиканский бюджет – как всегда, находится меж двух огней: экономики и социальной сферы. В последние годы, если не десятилетия, весы неизбежно склонялись в сторону «социалки», и 2021 год не станет исключением. Однако на этот раз экономике было уделено больше внимания, чем обычно. Одна из причин этого – пандемия и ее влияние на бизнес Бурятии.

С учетом коронавируса

Публичные слушания по бюджету, прошедшие в Народном Хурале на прошлой неделе, это своего рода проба пера. Бюджет еще окончательно не сформирован, принимать его во втором чтении депутаты Хурала будут в декабре. А перед этим  долго и скрупулезно решать, куда именно и как направлять бюджетные деньги. Но основа для этого заложена – именно публичные слушания стали фундаментом, точкой опоры для дальнейшего распределения средств.

- Сегодня мы собрались на очередные республиканские публичные слушания, которые проводятся в соответствии с требованиями федерального законодательства, Закона Республики Бурятия «О бюджетном процессе в Республике Бурятия», регламента Народного Хурала. Народный Хурал Республики Бурятия проводит публичные слушания для обсуждения проекта республиканского Закона «О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и с целью информирования населения о параметрах проекта республиканского бюджета на предстоящий год, выявления общественного мнения, обсуждения основных проблем, - приветствовал всех спикер Хурала Владимир Павлов в начале заседания.

Обычно о параметрах бюджета на публичных слушаниях рассказывает лично министр финансов. Однако в этот раз Всеволод Мухин не смог присутствовать, и от лица министерства слово держал исполняющий обязанности министра финансов Бурятии Георгий Мадаев. Он начал свой доклад с акцента на пандемии коронавируса, которая не могла не повлиять на республиканский бюджет.

- Бюджет формировался в непростых условиях социально-экономического развития, связанных с распространением коронавирусной инфекции. С учетом текущей экономической ситуации при формировании бюджетной политики на предстоящую трехлетку мы исходили из необходимости сохранения преемственности основных приоритетов, определенных в предшествующем периоде и скорректированных с учетом необходимости решения первоочередных задач.

Снижение гибкости

Основные характеристики бюджета на 2021 год таковы: доходы - 72,5 млрд рублей, расходы - 77,0 млрд рублей, дефицит бюджета - 4,5 млрд рублей. При этом собственные доходы республики (налоговые и неналоговые) на будущий год прогнозируются в сумме 29,8 млрд рублей. Тогда как федеральные поступления составят предварительно 42,7 млрд рублей.

- Снижение экономической активности в связи с пандемией сказалось на снижении поступления доходов в текущем году и на прогнозе поступления доходов в 2021 - 2023 годах. По мере нивелирования последствий от распространения новой коронавирусной инфекции на 2022 - 2023 годы основной целью налоговой политики станет постепенный возврат и сохранение устойчивого роста доходов бюджета, - говорил Георгий Мадаев.

Но на доходах и. о. министра особо не заострял внимание, в отличие от перечня расходов. К слову, общий объем расходов бюджета на будущий год составил 77 млрд рублей. 

- Расходы республиканского бюджета в основном учитывают ранее сформированную систему приоритетов. Это меры, направленные на повышение качества жизни жителей республики, бюджетных услуг, поддержание уровня социальной обеспеченности, поддержку и стимулирование экономики, развитие инфраструктуры, - перечислял Георгий Мадаев.

Как и прежде, наибольший вес в структуре расходов занимают социальные расходы. Только на госпрограммы по развитию социальной сферы предусмотрено 48,5 млрд рублей, или две трети от общего объема доходов бюджета.

Дефицит в этом году достигнет 4,5 млрд рублей. По прогнозам, 2022 - 2023 годы тоже предстоят дефицитными. А это значит, что будет расти и госдолг республики. Так, на будущий год объем госдолга Бурятии составит 20,6 млрд рублей, из которых 18,8 млрд -  по банковским кредитам. Остальное – по бюджетным.

- Бюджет,  рассматриваемый сегодня, сложный, формирование его осуществляется в условиях дальнейшего снижения финансовой гибкости бюджета. В этих условиях одной из важнейших задач является консолидация бюджета, как за счет доходов, в том числе путем привлечения средств из федерального бюджета, так и за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, повышения эффективности бюджетных расходов, - говорил и. о. министра.

Ошиблись в цифрах

На тех же слушаниях свою оценку подготовленному Минфином проекту бюджета дала и Счетная палата республики. Причем ведомство не согласилось с некоторыми ключевыми показателями, рассчитанными министерством. Особенно в части поступления налогов в будущем году.

По словам зампреда Счетной палаты Михаила Егорова, из основных налогов рост поступлений прогнозируется по НДФЛ (102,6% к плану текущего года), акцизам (109,0%), налогу на имущество организаций (116,2%), налогу на добычу полезных ископаемых (120,2%), однако ожидается снижение по налогу на прибыль организаций (92,1% к прогнозу текущего года) и по УСНО (90,0%).

- В ходе проведения экспертизы законопроекта Счетной палатой РБ проведен анализ динамики исполнения доходной части республиканского бюджета за истекший период текущего года, по результатам которого, с учетом информации, содержащейся в приложенных к законопроекту материалах, сделаны выводы о недостаточной обоснованности заявленного прогноза поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением УСНО, и по налогу на добычу полезных ископаемых, - пояснил аудитор. - Более того, процесс формирования и исполнения республиканского бюджета в 2019 - 2020 годах позволил выявить отдельные недостатки, возникающие при планировании объема налоговых платежей в области недропользования, которые мы отразили в своем заключении.

В своем заключении Счетная палата рекомендовала изменить прогнозы по этим двум налогам с последующей их корректировкой в ходе исполнения бюджета.

- Полагаем, что при подготовке законопроекта ко второму чтению на заседаниях рабочих групп поднятые в докладе вопросы будут урегулированы. В целом по законопроекту   рекомендуем возможным принять его в представленной редакции в первом чтении, - говорил Михаил Егоров.

Вернуть поддержку

Однако не только у аудиторов Счетной палаты нашлись замечания к проекту бюджета. Так, многие из депутатов высказали свои опасения относительно главного финансового документа республики. Звучали мнения, что бюджет недостаточно бизнес-ориентирован, что на развитие экономики выделяется слишком мало денег. В том числе сокращение коснулось и сельского хозяйства,   сегодня очень нуждающегося в поддержке.

- Объемы бюджетных ассигнований, утвержденные в первоначальной редакции государственной программы, не должны изменяться из года в год и корректироваться под реалии вносимого проекта бюджета на очередной финансовый год, - такое предложение высказал председатель комитета Народного Хурала по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Дмитрий Швецов. 

Программа развития агропромышленного комплекса (АПК) в первоначальном проекте бюджета претерпела значительный секвестр. Дмитрий Швецов обратил внимание на отдельные направления программы, которые пострадали. Это «Развитие отраслей АПК» (-25,06 млн рублей), «Техническая и технологическая модернизация» (-37,26 млн рублей), «Стимулирование инвестиционной деятельности» (-2,32 млн рублей), «Развитие мелиорации земель» (-57,0 млн рублей), «Развитие сельскохозяйственной  потребительской кооперации» (-30,0 млн рублей).

Всего же на 2021 год по государственной программе «Развитие АПК и сельских территорий в Республике Бурятия» выделен 681 млн рублей. Это на 150 млн рублей меньше, чем было в прошлом году. Комитет предложил правительству республики рассмотреть вопрос об увеличении общего объема финансирования госпрограммы не ниже уровня 2020 года.

То же самое касается и поддержки фермеров, объемы которой с 2021 года планировалось уменьшить. Так, с будущего года отменяются гранты «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных ферм».

- Мы считаем, что они хорошо себя зарекомендовали и показали неплохие результаты. С каждым годом заявок на участие в этой программе все больше. Много интересных проектов, но, к сожалению, из-за нехватки средств большая часть из них не проходят конкурсный отбор. Выделяемых средств явно недостаточно. Сейчас нужно сделать все необходимое, чтобы сохранить начатое. В следующем году на создание системы поддержки фермеров будут предоставляться гранты «Агростартап», - рассказал председатель профильного комитета. - По итогам заседания комитета мы внесли поправку в проект рекомендаций публичных слушаний в части увеличения в 2021 году финансирования расходов из республиканского бюджета на создание системы поддержки фермеров в размере не ниже уровня финансирования в 2020 году.

Урезанное подспорье

Еще одно сокращение, прописанное в проекте бюджета и вызвавшее серьезную критику народных избранников, - двукратное уменьшение средств, заложенных на развитие общественной инфраструктуры. Это деньги, которые депутаты вкладывают в свои округа, на которые исполняются наказы избирателей, благоустраивается социальная инфраструктура, в том числе в сельской местности. Если в этом году на эти цели выделялось 400 млн рублей, то на будущий год Минфином заложено вдвое меньше – 200 млн рублей.

- Считаю недопустимым сокращение средств, выделяемых из республиканского бюджета на 2021 год по этой статье расходов. Получается, мы обнадежили жителей Бурятии. Обещали выполнить наказы, а потом не сдержали свое слово. Жители не одобрят такое решение Народного Хурала, - говорил депутат Михаил Гергенов. - Наказы уже нами собраны. Даже в условиях пандемии коронавируса мы встречались с жителями, выслушивали их просьбы, пожелания. Работа депутата и состоит в том, чтобы чаяния наших избирателей выполнялись.

Он пояснил, что на эти средства ремонтируются практически все социальные объекты депутатских округов: школы, детские сады, объекты социальной культуры. Его слова подтвердил и выступивший по видеоконференцсвязи глава Селенгинского района Станислав Гармаев. Он рассказал, что средства на развитие общественной инфраструктуры это «большое подспорье всем районам республики». И попросил оставить финансирование хотя бы на уровне прошлого года.

Впрочем, пока что финансирование этой строки бюджета не изменилось. Однако окончательное решение по этому вопросу будет принято ко второму чтению бюджета, то есть в декабре.

Таким образом, бюджет Бурятии будущего года будет весьма напряженным. Ведь властям придется справляться с последствиями пандемии,  коснувшейся практически всех сфер жизни республики, особенно экономики. А делать это в условиях ограниченности средств не так-то просто.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.