«Разборки» неместного значения

Арест вице-премьера Бурятии Алексея Мишенина связан с переделом власти на федеральном уровне
A- A+
Самая мощная за последнее время геомагнитная буря, связанная со  вспышкой на солнце, и последующее за ней землетрясение на Байкале сопровождало на прошлой неделе арест вице-премьера правительства РБ по экономике Алексея Мишенина. Земля трясется под ногами бурятских чиновников не впервой, за месяц это уже второй «наезд» силовиков на зампредов правительства республики. Так, в середине ноября московские полицейские провели обыск в коттедже вице-премьера правительства Бурятии по вопросам безопасности Петра Мордовского.  С чем связана активизация силовиков, выяснял «Номер один».

Пятна на солнце

Очевидцы событий рассказывают, что 8 декабря на ул. Ленина, 54, где ранее располагалось место дислокации г-на Мишенина, появилась группа лиц в штатском, которые, предъявив удостоверения сотрудников УФСБ по Новосибирской области, немедленно прошли в кабинет вице-премьера.

- Сотрудник охраны на вахте хотел куда-то позвонить и предупредить, но ему жестко приказали отойти от телефона и никого не уведомлять о приходе «гостей», - сообщил источник «Номер один». - Операция проводилась под завесой секретности, никто, кроме регионального ФСБ, и не знал, что за Мишениным придут.

Как выяснилось, пришли за чиновником по его старым делам, когда он работал гендиректором Новосибирского авиаремонтного завода (НАРЗ) холдинга «Вертолеты России».

Его подозревают в хищении около 65 млн рублей в ходе выполнения контракта на изготовление технической документации по ремонту вертолетов. Поскольку дело расследуется в Новосибирске, то на следующий день вице-премьера этапировали в столицу Сибири, где его уже ждал суд.

В Новосибирске у Мишенина оказалась квартира в собственности на ул. Тролейная (недалеко от центра города), где он разместился на время домашнего ареста. Думается, с комфортом, ведь могли и закрыть в СИЗО, как это нередко случается с арестованными чиновниками.

Также, напомним, что в середине ноября этого года в доме вице-премьера по «силовому» блоку Петра Мордовского был проведен обыск, он допрошен в качестве свидетеля по делу о «полицейских оборотнях» из Кабанского района Бурятии,  подозреваемых в убийстве двух девушек в далеком 2002 году. Судя по всему, вице-премьер не был причастен ни к самому преступлению, ни к сокрытию его следов, поскольку обыск закончился ничем, а визитеры уехали в Москву.

Тяжкое наследство

Тем не менее  подобная работа по площадям, вернее, по площади Советов, вызвало волну пересудов - а не является ли это своеобразной «черной меткой» для главы Бурятии Алексея Цыденова? Однако политические эксперты полагают, что «аресты и обыски - это явно неместные «разборки».

Поскольку Алексей Мишенин лишь формально является членом команды Алексея Цыденова, а в реальности это «прикомандированный» от ГК «Ростех» человек. Значит, и все вопросы следует задавать выше. Тем более что инкриминируют г-ну Мишенину эпизоды в бытность его работы на заводе, а к правительству республики это не имеет никакого отношения.

Напомним, чиновник достался нынешнему главе республике Алексею Цыденову, что называется, по наследству, и, как выясняется, весьма тяжкому.

Ведь еще в 2015 году Мишенина взял на работу министром промышленности РБ тогдашний глава РБ Вячеслав Наговицын. При смене правительства РБ в 2017 году Алексей Мишенин усидел, поскольку за него, говорят, замолвил словечко Денис Мантуров, глава Минпромторга РФ и председатель наблюдательного совета ГК «Ростех». Но в декабре 2018 года Мишенин уезжает в Москву, а уже в марте 2019 года возвращается в Бурятию, где ему повышают статус до вице-премьера правительства РБ по экономическому блоку. По нашим сведениям, наделенному новыми полномочиями чиновнику поручили курировать входящий в «Ростех» Улан-Удэнский авиационный завод и проекты по освоению новых образцов авиатехники.

Выступая перед СМИ, Алексей Цыденов отметил, что «претензии, которые ему (Мишенину. – Прим. ред.) предъявляются, связаны с 2015 годом и с работой Новосибирского авиаремонтного завода». Глава региона выразил надежду, что «следствие полностью разберется и по итогам выяснится, что он ни при чем». При этом не скрывал, что «если по итогам расследования выяснится, что он преступил закон, перед которым все равны, то будет очень неприятно».

Прицел на Новосибирск

Не исключено, что ситуация с арестом Мишенина может свидетельствовать «о существенном ослаблении Сергея Чемезова (глава ГК «Ростех»), ведь с начала года топ-менеджерам компании начали все активнее задавать опросы силовики». Так, уже на следующий день после задержания бурятского чиновника  в Москве  арестована и помещена под домашний арест (на Рублевке) Алла Лалетина. Ранее она занимала пост директора по правовому обеспечению и корпоративному управлению госкорпорации «Ростех», а теперь подозревается в мошенничестве в особо крупном размере, совершенном, по версии следствия, в АО «Новосибирский завод искусственного волокна». Где якобы были фиктивно трудоустроены работники, а зарплата передавалась г-же Лалетиной. Добавим, что дело о «мертвых душах» разгорелось на заводе, входящем  в «Ростех» и выпускающем обширную номенклатуру изделий военного характера.

Подобные совпадения не случайны, скорее всего, силовики работают по-крупному. Хотя в целом их усиление происходит во всех регионах, так что это общефедеральный тренд.

У страха глаза велики

Как сообщили источники «Номер один», «если расследование по Мишенину пройдет успешно, то следом могут пойти подобные дела и по всему холдингу «Вертолеты России». В том числе «могут быть заданы вопросы по освоению средств на создание новых образцов авиатехники, поставкам двигателей и технической документации через многочисленные ООО на миллиарды рублей».

Г-н Мишенин, как следует из решения новосибирского райсуда, просидит под арестом до 8 февраля 2021 года.

Эксперты отмечают, что бурятских чиновников отнюдь не успокаивает, что пока под репрессии попадают лишь высокопоставленные чиновники, поскольку в целом госаппарат воспринимает активизацию силовиков с плохо скрываемой паникой. На некоторых чиновников, как выяснилось, в архивах имеются материалы по их старым делам. И полная неопределенность в этом вопросе - пустят в ход или компромат так и будет лежать под сукном - не дает им покоя.

Причем явный сигнал перестать воровать, тоже не улавливается бюрократами, поскольку дела давно минувших дней уже, как говорится, не исправить. Скорее всего, результатом раскручивания маховика репрессий станет паралич бюрократической работы. Когда проявлять инициативу и что-то там подписывать становится все более опасно. Проще сидеть, ничего не делать и ни за что не отвечать. Впрочем, многие бюрократы и так давно лишь создают видимость работы.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.