Власть пошла советоваться с народом
Населению предлагается новый общественный договор
Всероссийское голосование по поправкам к Конституции пока не совсем понятно большинству жителей России и Бурятии. Но от этого оно не становится менее важным. Ведь меняем Конституцию мы значительно реже, чем кандидатов, пусть даже на самые высокие должности путем выборов.
Пока все замеры - от соцопросов до анализа соцсетей и «сарафанного радио» - говорят примерно одинаковое. Народ не против сходить и проголосовать на избирательные участки. Но не совсем понимает, что, собственно, конкретно меняется и до какой степени. В связи с этим население начинает или нервничать, или уходить в апатию. И то и другое неверно. Поскольку понимать, что будет с главным документом России, все-таки надо. По нему придется жить в ближайшие годы, а, скорее всего, даже десятки лет.
Чтобы понять, что предлагается изменить в Конституции, сделаем парадоксальный ход. И посмотрим на само население. Вернее, на его запросы, чаяния, просьбы. Чего оно ждет и даже иногда требует от самой власти?
Раскола в обществе нет
Население в своих запросах к власти можно разделить на две большие группы. И Бурятия здесь мало чем отличается от остальной России.
Первая группа - более молодая, более активная и более либеральная. Это молодежь, студенты, малый и средний бизнес и так далее. Они ждут от власти ее сменяемости, новых лиц в политике, более смелых решений в управлении страной и экономикой. Более прозрачных и честных правил игры в бизнесе, большей независимости судов и адекватности силовиков.
Вторая группа - старше по возрасту. И сюда можно отнести пенсионеров и работников бюджетной сферы. Не менее многочисленный отряд, чье будущее, включая благосостояние, в большей степени зависит от долгосрочных или сиюминутных решений государства. Эта группа более консервативна и ждет от государства, не столько смелости и обновления, сколько гарантий своего будущего. И, в первую очередь, социальных гарантий.
И если посмотреть на проект поправок, который сейчас активно обсуждается, то увидим, что обе группы населения страны получат ровно то, чего ожидают от власти. Обсуждение и голосование по Конституции не вносят раскол в российское общество.
Берите демократии, сколько хотите
Более либеральной и критически мыслящей группе предлагается пакет реформы управления страной, в котором заметно усиливаются все ветви власти, кроме президентской.
Например, предлагается, что Совет Федерации будет назначать глав силовых ведомств России и региональных прокуроров. Тот же Совет Федерации получит право снимать судей с должностей. В свою очередь, Госдума будет утверждать председателя правительства страны. А Конституционный суд начнет проверять законопроекты, если ту же самую Госдуму куда-нибудь занесет.
По сути, часть президентских полномочий переходит к разным ветвям власти. Она будет меньше консолидирована в одних руках и станет более демократичной, более совещательной. В том числе в силовом секторе через Совет Федерации.
Одно из самых критикуемых политических пассажей – «два срока президента» - в поправках Конституции также уточняется предельно точно. «Президент может занимать пост только два срока». Оттуда уходит в прошлое слово «подряд». Это к вопросу о требованиях сменяемости власти.
Таким образом, власть вполне отвечает на запросы от либеральной части общества. Предлагая весьма внушительный список поправок по демократизации управления страной. Обществу надоела пресловутая «вертикаль власти» и хочется большей либеральности? Отлично, после принятия поправок она практически исчезнет.
Зарплаты и пенсии защитят конституционно
Ровно так же получает свое и консервативная часть общества. Социальные гарантии для населения предлагается прописать не только во множестве законов, но в самой Конституции.
Словосочетание «оплата труда не меньше прожиточного минимума» становится не только пожеланием или руководством к действию, но и главным законом в части социальных гарантий. Так же как и пенсии. Их впервые предлагается закрепить в Конституции в таком виде:
«Пенсия индексируется регулярно и на основе принципа всеобщности».
Общество беспокоится о бедности? Хорошо, давайте гарантии в Конституцию впишем.
Вместо монархии флэшмоб
Таким образом, поправки к Конституции охватывают практически все население страны. Причем с разными политическими и экономическими взглядами. Между частями общества на фоне предлагаемых поправок нет конфронтации - каждый получает свое искомое.
Мы привыкли, что власть только «давит и не пущает». Запретим то, повысим штрафы на это. И, пожалуй, впервые за последние годы инициативы власти никого не ущемляют. Что хотите, то и впишем в Конституцию.
Поэтому у всего общества в целом с государством также нет единоборства в преддверии «всероссийского голосования». Государство отвечает практически на все запросы, звучавшие в последние годы. Можно лишь пожурить власть, что она затянула с этим процессом, но, как говорится, «лучше поздно, чем никогда».
И еще один немаловажный момент. Власть могла бы перелопатить свои законы как ей удобнее: и без Конституции, и без голосования - достаточно обычных законов. Но она этого не сделала. И без Конституции можно было бы устроить, по сути, монархию, но государство пошло советоваться народом - как мы тут будем дальше жить. Да еще и спросило – может, вы сами чего-нибудь в Конституцию добавить хотите… Тем самым устроила флэшмоб из тысяч предложений со всей страны.
По сути, власть голосованием предложила нам новый общественный договор - давайте проголосуем и вместе пойдем строить социальное государство с понятным управлением.
Валентин Соколов, «Номер один».
Пока все замеры - от соцопросов до анализа соцсетей и «сарафанного радио» - говорят примерно одинаковое. Народ не против сходить и проголосовать на избирательные участки. Но не совсем понимает, что, собственно, конкретно меняется и до какой степени. В связи с этим население начинает или нервничать, или уходить в апатию. И то и другое неверно. Поскольку понимать, что будет с главным документом России, все-таки надо. По нему придется жить в ближайшие годы, а, скорее всего, даже десятки лет.
Чтобы понять, что предлагается изменить в Конституции, сделаем парадоксальный ход. И посмотрим на само население. Вернее, на его запросы, чаяния, просьбы. Чего оно ждет и даже иногда требует от самой власти?
Раскола в обществе нет
Население в своих запросах к власти можно разделить на две большие группы. И Бурятия здесь мало чем отличается от остальной России.
Первая группа - более молодая, более активная и более либеральная. Это молодежь, студенты, малый и средний бизнес и так далее. Они ждут от власти ее сменяемости, новых лиц в политике, более смелых решений в управлении страной и экономикой. Более прозрачных и честных правил игры в бизнесе, большей независимости судов и адекватности силовиков.
Вторая группа - старше по возрасту. И сюда можно отнести пенсионеров и работников бюджетной сферы. Не менее многочисленный отряд, чье будущее, включая благосостояние, в большей степени зависит от долгосрочных или сиюминутных решений государства. Эта группа более консервативна и ждет от государства, не столько смелости и обновления, сколько гарантий своего будущего. И, в первую очередь, социальных гарантий.
И если посмотреть на проект поправок, который сейчас активно обсуждается, то увидим, что обе группы населения страны получат ровно то, чего ожидают от власти. Обсуждение и голосование по Конституции не вносят раскол в российское общество.
Берите демократии, сколько хотите
Более либеральной и критически мыслящей группе предлагается пакет реформы управления страной, в котором заметно усиливаются все ветви власти, кроме президентской.
Например, предлагается, что Совет Федерации будет назначать глав силовых ведомств России и региональных прокуроров. Тот же Совет Федерации получит право снимать судей с должностей. В свою очередь, Госдума будет утверждать председателя правительства страны. А Конституционный суд начнет проверять законопроекты, если ту же самую Госдуму куда-нибудь занесет.
По сути, часть президентских полномочий переходит к разным ветвям власти. Она будет меньше консолидирована в одних руках и станет более демократичной, более совещательной. В том числе в силовом секторе через Совет Федерации.
Одно из самых критикуемых политических пассажей – «два срока президента» - в поправках Конституции также уточняется предельно точно. «Президент может занимать пост только два срока». Оттуда уходит в прошлое слово «подряд». Это к вопросу о требованиях сменяемости власти.
Таким образом, власть вполне отвечает на запросы от либеральной части общества. Предлагая весьма внушительный список поправок по демократизации управления страной. Обществу надоела пресловутая «вертикаль власти» и хочется большей либеральности? Отлично, после принятия поправок она практически исчезнет.
Зарплаты и пенсии защитят конституционно
Ровно так же получает свое и консервативная часть общества. Социальные гарантии для населения предлагается прописать не только во множестве законов, но в самой Конституции.
Словосочетание «оплата труда не меньше прожиточного минимума» становится не только пожеланием или руководством к действию, но и главным законом в части социальных гарантий. Так же как и пенсии. Их впервые предлагается закрепить в Конституции в таком виде:
«Пенсия индексируется регулярно и на основе принципа всеобщности».
Общество беспокоится о бедности? Хорошо, давайте гарантии в Конституцию впишем.
Вместо монархии флэшмоб
Таким образом, поправки к Конституции охватывают практически все население страны. Причем с разными политическими и экономическими взглядами. Между частями общества на фоне предлагаемых поправок нет конфронтации - каждый получает свое искомое.
Мы привыкли, что власть только «давит и не пущает». Запретим то, повысим штрафы на это. И, пожалуй, впервые за последние годы инициативы власти никого не ущемляют. Что хотите, то и впишем в Конституцию.
Поэтому у всего общества в целом с государством также нет единоборства в преддверии «всероссийского голосования». Государство отвечает практически на все запросы, звучавшие в последние годы. Можно лишь пожурить власть, что она затянула с этим процессом, но, как говорится, «лучше поздно, чем никогда».
И еще один немаловажный момент. Власть могла бы перелопатить свои законы как ей удобнее: и без Конституции, и без голосования - достаточно обычных законов. Но она этого не сделала. И без Конституции можно было бы устроить, по сути, монархию, но государство пошло советоваться народом - как мы тут будем дальше жить. Да еще и спросило – может, вы сами чего-нибудь в Конституцию добавить хотите… Тем самым устроила флэшмоб из тысяч предложений со всей страны.
По сути, власть голосованием предложила нам новый общественный договор - давайте проголосуем и вместе пойдем строить социальное государство с понятным управлением.
Валентин Соколов, «Номер один».