Буряты и эвенки не родичи

Ученые-генетики провели ДНК-анализ жителей Забайкалья и Амура
A- A+
Российские ученые завершили изучение образцов, собранных у эвенков упомянутых территорий в ходе экспедиций 2010 - 2015 гг. Образцы венозной крови (из нее выделяли ДНК), как поясняют исследователи, брались у мужчин, не связанных родством, все предки которых на протяжении не менее трех поколений по мужской линии относили себя к данной популяции эвенков и родились в районе обследования.

Федеральный проект

Ученые представляли  Институт общей генетики,  Медико-генетический научный центр и ряд других федеральных научных организаций. В числе авторов: А. Т. Агджоян, Ю. В. Богунов, А. А. Богунова, Е. Н. Каменщикова и другие. Совместными усилиями они выпустили интересный научный труд «Мозаика генофонда эвенков: забайкальский и амурский сегменты».

Эвенки РФ делятся на западных и восточных. Язык относится к тунгусо-маньчжурской группе. Есть три диалекта (восточный, южный и северный), каждый из которых делится на большое количество говоров. Но на сей раз исследовали не язык, а генетику восточных эвенков.

Результаты показали, что генофонд данных групп эвенков весьма схож.  Вопреки значительной удаленности ареалов забайкальских и амурских эвенков, сходство их генофондов по Y-хромосоме выражено ярко, выявили генетики.

Восточные эвенки далеки от бурят

Карты генетических расстояний продемонстрировали их связь с генофондами Приамурья (то есть в сторону Китая) и Камчатки (в сторону Крайнего Севера) и одновременно «значительную удаленность от генофондов Сибири, Восточной и Центральной Азии».

С точки зрения кластеров, положение таково.

 В многомерном генетическом пространстве Сибири забайкальские и амурские эвенки вместе с эвенами Охотского побережья и Камчатки вошли в кластер Приамурья и при этом значительно удалены от популяций бурят, монголов, якутов и народов Южной Сибири: тувинцев, алтайцев и хакасов,  заключили российские исследователи.

Таким образом, можно констатировать, что в дискуссии о том, являются ли эвенки Забайкальского региона генетически родственным народом для бурят, монголов, тувинцев, поставлена точка. Нет, они не являются по данному критерию биологически близкими людьми.

Обращает на себя внимание и следующее заключение генетиков.

«Не выявлены генетические следы ни ассимиляции бурятами эвенкийских родовых групп, ни включение бурятских родовых групп в состав эвенков»,  говорится в научном труде.

Это ставит точку также в теме о некоем заметном «обурятивании» эвенков, проживающих в обследованной сейчас части Бурятии, которое якобы случилось на каком-то отрезке истории. Одновременно подведена черта под противоположным вопросом о бурятах, якобы перешедших там в состав восточных эвенков.

Низкое разнообразие

В работе отмечено, что генофонды забайкальских и амурских эвенков «удивительно похожи» по низкому генетическому разнообразию (более 90% генофонда каждой группы «представлено лишь пятью галлогруппами Y-хромосомы») и по удельной доле основных галлогрупп.

Изучали образцы из Баунтовского района Бурятии, а также из ряда районов Забайкальского и Хабаровского краев.

Напомним, перепись-2010 зарегистрировала в России чуть менее 38 тыс. эвенков. В том числе на территории Бурятии - почти 3 тысячи. Наибольшее число эвенков живет в Якутии. Соответственно, там расположено демографическое «ядро» народа.

Генетиков удивил  дальневосточный акцент 

В научном труде отмечено, что генетическое расстояние между ближайшими соседями - эвенками и бурятами Забайкалья - в 2,5 раза больше аналогичного показателя между эвенками Забайкалья и нанайцами, хотя они с нанайцами разделены горными хребтами и расстоянием более тысячи километров. То есть для забайкальского эвенка сосед-бурят гораздо дальше генетически, чем нанаец Дальнего Востока.

Поясним, что гены восточного «клана» эвенков сопоставлялись с генами коренных народов Сибири, Дальнего Востока, а не  местных русских, украинцев, армян, татар и так далее.

Общую картину проекта российские генетики оценивают так.

Довольно неожиданным оказалось столь близкое сходство эвенков Забайкалья с популяциями Дальнего Востока и при этом столь явная их отдаленность от генофонда разных групп бурят (и забайкальских, и прибайкальских),  честно констатируют исследователи некоторое свое удивление.

Но для жителей Бурятии,  знающих местную историю, это не новость. К примеру, широко известно, что  эвенкийский вождь Гантимур со своими приближенными, соплеменниками пришел под власть царя России не откуда-нибудь, а из китайской стороны. Китайский император тогда даже пытался вернуть Гантимура назад, но безуспешно.

Так что в республике доказанная генетическая близость восточных эвенков к дальневосточным краям не стала каким-то откровением.

Бурятия эвенков не бросает

Касаясь немного западных эвенков, ученые напоминают, что их генофонд, согласно ранее опубликованным данным, тяготеет не к Дальнему Востоку, а к соседним популяциям Средней Сибири. «То есть представляют иной сегмент эвенкийского генофонда, чем описанный в данной работе «восточный» сегмент»,  пишут исследователи.

Да, есть различия генофонда между эвенками западных мест их расселения и восточных.

Более того, все эвенки РФ делятся на три антропологических типа по местам нынешнего проживания. Восточный тип - эвенки Забайкалья и Приамурья. Южный  - эвенки, проживающие маленькими «вкраплениями» вдоль южных берегов Байкала. И северо-западный - в центре Средней Сибири.

Не исключено, что российские эвенки на самом деле делятся не только на западных и восточных, но и на южных. Так что есть еще поле для продолжения исследований.

Что касается Бурятии, то в республике поддерживают эвенков независимо от того, в каком веке они переселились и откуда, выходцы ли они из восточного «клана» или из западно-красноярского и т. д.

Работает государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун»; в телеэфире ГТРК «Бурятия» есть программа «Улгур». Даже в условиях ограничений по лову омуля (введенных несколько лет назад) эвенкийские общины имеют солидную квоту на добычу байкальского омуля для поддержания традиционного образа жизни; эвенкийские танцевальные ансамбли выступают на праздниках...

Эвенков в гостеприимной Бурятии считают своими людьми несмотря ни на что. Генетически они далеки от бурят, монголов (как, очевидно, и от русских?). Но это не имеет абсолютно никакого значения.

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.