Двойная премьера от Юмова
В Буряад театре покажут биографическую картину на экране и сцене
20 и 21 января в Бурятском академическом театре драмы имени Х. Намсараева состоится премьера моноспектакля «Дорж», а также презентация документального фильма «Доржи Банзаров».
Он был первым бурятским ученым, монголоведом и полиглотом, чиновником по особо важным делам при генерал-губернаторе Восточной Сибири и член-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества. Его имя носит Бурятский государственный университет. История жизни Доржи Банзарова полна тайн и открытий, которую в моноспектакле «Дорж» расскажет один из его близких людей.
Пьесу о Доржи Банзарове написал актер Буряад театра Чимит Дондоков. Он же исполнит главную и единственную роль в моноспектакле.
Занятно, что идея создания спектакля на сцене Буряад театра возникла у Олега Юмова во время съемок документального фильма. Съемочная группа запечатлела уникальные кадры и интервью на родине первого бурятского ученого в Джидинском районе, а также в местах , где он учился и жил: в Кяхтинском районе, Казани, Санкт-Петербурге, Иркутске.
В итоге документальную ленту о Банзарове зрители увидят сразу после премьеры моноспектакля. Сам Юмов признался, что жанр «докьюментари» легко может трансформироваться в игровое произведение на большом экране.
- Не то что я вижу себя в будущем режиссером-документалистом, просто бывает материал интересный. Например, докфильм про Доржи Банзарова. Через него, через съемки как-то больше пойму, углублюсь в тему. И, мне кажется, все это вполне может стать художественным фильмом про Доржи Банзарова. Если скажут, вот тебе съемочная группа, несколько тысяч долларов, завтра начинай, я бы начал. Не кино ради кино, не ради своих амбиций нездоровых. А именно из-за интересной темы. Какие-то артхаусные проекты хотелось бы - не совсем фильм, не совсем ролик. Надеюсь, с Бастой Гуруевичем Цыденовым мы потом снимем.
При этом Юмов не льстит себе и мечтает снять не сразу «полный метр», а короткометражный фильм.
- Мне нравится тот путь, который я сейчас прохожу. Кино - это искусство, где надо очень много отдавать. А в театре, наоборот, можно копить какой-то определенный набор знаний. Когда ты репетируешь - много чего понимаешь. Это более скрупулезная работа. А кино – это «камера, мотор», надо выдавать. Я одно время снимал сериалы в Москве, чтобы понять изнанку киноиндустрии. Понятно, что сериалы – это такие павильонные съемки, но бывали и выездные. А непосредственно документальными фильмами начал заниматься только в прошлом году. Идея «Хроники исчезающих деревень» «стрельнула» и получила грант от Министерства культуры РФ. По итогу получился проект, где были спектакли жанра вербатим, докфильмы про каждую деревню и выставка, посвященная этим деревням, - говорит режиссер.
Есть в биографии Олега Юмова и анимация.
- Мы с НКО «Найдал» делали мультфильм. Когда в свое время в галерее «Орда» работал, там активно сотрудничал с художниками и скульпторами. У них тоже драматургия, только выраженная через бронзу, холсты, масло, графику. Там делали проекты, связанные с современным искусством. Например, по мотивам поэзии Дондока Улзытуева. Художник Алена Цыденова во время спектакля на глазах у зрителя пишет картину, тут же рядом сидят пять музыкантов и фантазируют на тему поэзии Дондока Улзытуева.
Как-то писал даже комиксы про тарбагана, решившего стать великим борцом, по мотивам истории Кунг-фу панды. Почему именно комиксы? Хотелось на основе бурятской культуры, легенд сделать своих персонажей. Конечно, один в поле не воин - тут надо объединяться с художниками, драматургами, тогда будет эффект. В этом году в феврале обсуждался проект Бурятского центра современного искусства, где можно делать синтез искусств. Я надеюсь, что такой центр появится.
Лев Хандажапов, «Номер один».
Он был первым бурятским ученым, монголоведом и полиглотом, чиновником по особо важным делам при генерал-губернаторе Восточной Сибири и член-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества. Его имя носит Бурятский государственный университет. История жизни Доржи Банзарова полна тайн и открытий, которую в моноспектакле «Дорж» расскажет один из его близких людей.
Пьесу о Доржи Банзарове написал актер Буряад театра Чимит Дондоков. Он же исполнит главную и единственную роль в моноспектакле.
Занятно, что идея создания спектакля на сцене Буряад театра возникла у Олега Юмова во время съемок документального фильма. Съемочная группа запечатлела уникальные кадры и интервью на родине первого бурятского ученого в Джидинском районе, а также в местах , где он учился и жил: в Кяхтинском районе, Казани, Санкт-Петербурге, Иркутске.
В итоге документальную ленту о Банзарове зрители увидят сразу после премьеры моноспектакля. Сам Юмов признался, что жанр «докьюментари» легко может трансформироваться в игровое произведение на большом экране.
- Не то что я вижу себя в будущем режиссером-документалистом, просто бывает материал интересный. Например, докфильм про Доржи Банзарова. Через него, через съемки как-то больше пойму, углублюсь в тему. И, мне кажется, все это вполне может стать художественным фильмом про Доржи Банзарова. Если скажут, вот тебе съемочная группа, несколько тысяч долларов, завтра начинай, я бы начал. Не кино ради кино, не ради своих амбиций нездоровых. А именно из-за интересной темы. Какие-то артхаусные проекты хотелось бы - не совсем фильм, не совсем ролик. Надеюсь, с Бастой Гуруевичем Цыденовым мы потом снимем.
При этом Юмов не льстит себе и мечтает снять не сразу «полный метр», а короткометражный фильм.
- Мне нравится тот путь, который я сейчас прохожу. Кино - это искусство, где надо очень много отдавать. А в театре, наоборот, можно копить какой-то определенный набор знаний. Когда ты репетируешь - много чего понимаешь. Это более скрупулезная работа. А кино – это «камера, мотор», надо выдавать. Я одно время снимал сериалы в Москве, чтобы понять изнанку киноиндустрии. Понятно, что сериалы – это такие павильонные съемки, но бывали и выездные. А непосредственно документальными фильмами начал заниматься только в прошлом году. Идея «Хроники исчезающих деревень» «стрельнула» и получила грант от Министерства культуры РФ. По итогу получился проект, где были спектакли жанра вербатим, докфильмы про каждую деревню и выставка, посвященная этим деревням, - говорит режиссер.
Есть в биографии Олега Юмова и анимация.
- Мы с НКО «Найдал» делали мультфильм. Когда в свое время в галерее «Орда» работал, там активно сотрудничал с художниками и скульпторами. У них тоже драматургия, только выраженная через бронзу, холсты, масло, графику. Там делали проекты, связанные с современным искусством. Например, по мотивам поэзии Дондока Улзытуева. Художник Алена Цыденова во время спектакля на глазах у зрителя пишет картину, тут же рядом сидят пять музыкантов и фантазируют на тему поэзии Дондока Улзытуева.
Как-то писал даже комиксы про тарбагана, решившего стать великим борцом, по мотивам истории Кунг-фу панды. Почему именно комиксы? Хотелось на основе бурятской культуры, легенд сделать своих персонажей. Конечно, один в поле не воин - тут надо объединяться с художниками, драматургами, тогда будет эффект. В этом году в феврале обсуждался проект Бурятского центра современного искусства, где можно делать синтез искусств. Я надеюсь, что такой центр появится.
Лев Хандажапов, «Номер один».