Перформанс без границ

В оперном театре с успехом показали осовремененную «Травиату»
A- A+
«Скучно не будет» - главное обещание творческой команды,  поставившей «Травиату» в Улан-Удэ. Модный хореограф Илья Оши из «Танцев» на ТНТ и постановщик-экспериментатор Владимир Бочаров из «Золотой маски» перевернули представление нашего обывателя о самой классической опере и заставили сопереживать героям. А на сцену врывались персонажи современности, ломая границы и вовлекая в приключения Верди.

Кто бы сказал весной, когда в театре оперы и балета начали репетировать новую «Травиату», что зрители увидят ее лишь в следующем году. Но пандемия и 8-месячный карантин лишь дали фору для шлифовки необычной постановки. Напомним, «Травиата» Джузеппе Верди – самый классический оперный спектакль, ее ставят по всему миру. Для любого зрителя со стажем мотивы из «Травиаты» и поющая Анна Нетребко это первое, что возникает в голове, когда вспоминаешь про оперу. 

В театре шоу «Танцы»

В Бурятии решили пойти своим путем и пригласили творить новую классику команду оригиналов из Москвы. Режиссером постановки выступил Владимир Бочаров,  считающийся одним из самых интересных авторов новой волны - его опера «Франциск» в рамках проекта «Опергруппа»  отмечена специальным призом «Золотой маски». 

Как говорит сам режиссер, в опере «Травиата» есть политическое содержание и критическая мысль. 

- Жалею, что не смогли дать премьеру в запланированные сроки, ведь, по сути, мы в чем-то предсказали карантин. Зритель увидит, что наш акцент  сделан на дистанцию между людьми  и в итоге сейчас человечество пришло к такому уже вынужденно, - рассказывает Владимир Бочаров.

Владимир Бочаров уверен, что его трактовка трагической истории любви куртизанки Виолетты Валери и юного аристократа Альфреда, перенесенной в наши дни, поможет зрителю по-новому взглянуть на искусство. 

- Мы говорим о зрителе,  уставшем от какого-то традиционного театра, — бросает вызов Бочаров. — Или, допустим, мой любимый тип зрителя, который когда-то в школе получил негативный опыт от просмотра спектакля. Он пришел, вдохнул специфической пыли театральной и ушел. Все. Сразу началась аллергия, чесотка, и в театр больше ни ногой. И вот к такому зрителю я всегда обращаюсь: «Друзья! Театр – это на самом деле такая живая материя. Это настолько современное явление, что туда надо идти скорее и срочно. И ваш негативный опыт сойдет на нет, когда вы встретитесь с чем-то, что с вами срезонирует,   что найдет отклик у вас».

Интересно, что «Травиата» более полутора веков назад первоначально не была принята зрителем именно из-за бытовизма. Публика не сразу оказалась готова увидеть актеров в той же одежде и в тех же декорациях, которые они встречают каждый день в своей реальности. И Бочаров пользуется этим же приемом, выталкивая на сцену 21 век - доставщики еды в желтых куртках с рюкзаками,  дискотеки,  герои  в джинсах, из карманов которых торчат айфоны.

Порхающие дивы

Чтобы создать в Улан-Удэ синтез оперы и молодежной мыльной драмы, Илье Оши пришлось постараться. Знакомьтесь, Илья – участник шоу «Танцы» на ТНТ и проекта «Танцуй» на Первом канале. Он известен как автор непредсказуемых и эпатажных танцевальных постановок.

- Мы стремимся к современному искусству. Моя задача связана с движением и особым присутствием на площадке. Мы не разучиваем с артистами сложные балетные партии, какие-то танцевальные связки. Мы учимся с ними говорить на языке тела по-другому. Как ты находишься в пространстве сцены, как  смотришь на другого человека. Это очень важно. Здесь речь идет о тонких настройках - когда  чувствуешь не только свой голос, но и тело, - говорит сам Илья.    

Прокачка «скиллов» для солистов оперы прошла непросто. Еще весной Оши и Бочаров приехали знакомиться с солистами и хором и ломать стереотипы времен тучной и статичной Монсеррат Кабалье. По словам Ильи, все три солистки, и Билигма Ринчинова, и Самбуу Батчимэг, и Дина Санданова, совсем не похожи на классическую оперную диву.
- Они у нас порхающие, левитирующие, – раздает комплимент известный хореограф.  

Не отстает и мужская часть оперы. В роли Альфреда и Жермона на сцене блистают Соел Батуев, Александр Хандажапов, Чингис Иванов и Мунхзул Намхай. 

- Оперный театр – он еще и про тело. Если в консервативных постановках в 70 – 80-х  годах  мэтры выходят, встают в позу и просто поют, то современный театр предлагает «синтетического» актера,  способного двигаться во время пения и сориентироваться на сцене. Это совершенно другие отношения тела и пространства. Это другое самочувствие, - говорит о новых требованиях сам постановщик Бочаров. 

Отдельный респект, как принято говорить, нужно отдать сценографу Александре Разиной. Она сумела создать в пространстве сцены целый современный мир, не сваливаясь в бытовое жизнеописание. Изюминку перформансу добавил экран, на котором показали необычный видеоарт.   

Особый колорит премьере «Травиаты» придавали и сами зрители. Вернувшиеся после длительного отпуска улан-удэнцы бурно реагировали на знакомые атрибуты будней на сцене и удивлялись новому языку оперы. Несмотря на социальную дистанцию, после финальных аккордов «Травиаты» зрители пошли на сцену целовать любимых артистов и забрасывать их цветами. Театр вернулся, а живая энергия спектакля заставляет думать, что наши солисты и хор не смогут жить по-прежнему и будут удивлять нас  и дальше. 

Лев Хандажапов, «Номер один».  
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.