Почти забытое бедствие

Природоохранная прокуратура напомнила чиновникам Бурятии про экологическую «язву» в Закаменском районе
A- A+
Надзорное ведомство подало в суд на правительство республики, обвинив в бездействии по устранению последствий работы Джидинского вольфрамо-молибденового комбината, закрытого много лет назад. Прокуратура называет экологическую обстановку в Закаменском районе, где был расположен комбинат, «экологическим бедствием» и требует обратиться к федеральному Минприроды за помощью. Власти Бурятии, в свою очередь, рассказали о проделанной работе и пытались протестовать, заявляя, что без дела они не сидят. Но потерпели поражение.

Неблагополучная территория

Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат в прошлом веке был одним из крупнейших добывающих предприятий на территории республики. Его работа началась еще в 1934 году, а закончилась в 1997  банкротством.

Как уже писал «Номер один», за время работы комбината образовалось 44,5 млн тонн отходов обогащения, складированных в два хвостохранилища на территории 12 километров. Более 1/3 территории города Закаменска находится в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Площадь экологически неблагополучной территории - 867 гектаров, в том числе 487 гектаров - непосредственно в Закаменске, где так называемое хвостохранилище «сползло» со своего прежнего места и теперь находится в пределах населенного пункта.

«По сведениям Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры, экологическая обстановка в городе Закаменске Республики Бурятия и на прилегающей к нему территории классифицируется как экологическое бедствие. На протяжении последних лет устанавливались факты экстремально высокого загрязнения реки Модонкуль, впадающей в реку Джида и впоследствии  в реку Селенга и озеро Байкал», - описывает ситуацию Верховный суд,  взявшийся разрешить экологический спор между природоохранной прокуратурой и правительством республики.

О реке Модонкуль «Номер один» также неоднократно писал: ее вода окрасилась в оранжевый цвет, что напугало местных жителей, и не зря: проверка выявила сильное загрязнение водоема.

Мероприятия по ликвидации последствий работы комбината были прописаны в госпрограмме «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы». 

«Ожидаемым результатом мероприятий является рекультивация нарушенных земель, защита подземных и поверхностных вод; сокращение площадей с высоким и экстремально высоким загрязнением», - пишет суд.

Однако, как видно, избавиться от экологической «язвы» за эти годы не удалось.

Девять лет борьбы

Сказать, что власти Бурятии все это время ничего не делали, нельзя. С чем соглашаются и судьи Верховного суда, которые пишут, что с 2012 года между Минприроды России и правительством республики заключались соглашения о выделении субсидий на ликвидацию последствий. Причем речь идет о сотнях миллионов рублей. С 2012 по 2016 год общая сумма выделенных денег перевалила за миллиард рублей.

Очередное соглашение между Минприроды России и правительством Бурятии было подписано 27 декабря 2019 года. Федералы обязались софинансировать ликвидацию экологического ущерба в 2020 - 2022 годах. Но для этого власти региона должны были провести ряд работ. Но что-то пошло не так, и в итоге в дело вмешалась природоохранная прокуратура.

«В ходе проведенной Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что мероприятия по ликвидации экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината до настоящего времени не реализованы», - пишет Верховный суд Бурятии.

Если быть точнее, то власти региона, по мнению ведомства, не выполнили мероприятия по выявлению, оценке и ликвидации накопленного вреда. Грубо говоря, не оценили ущерб, перед тем как просить денег на его устранение. А также  не внесли загрязненную территорию в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

«На момент вынесения обжалуемого судебного решения данный объект не был поставлен на соответствующий учет, следовательно, не выявлен и не оценен, - пишет суд, - отсутствуют сведения об объеме загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности; площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видах разрешенного использования земель; уровне и объеме негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков».

Победа прокурора

Сначала межрайонный природоохранный прокурор обратился в Советский районный суд, который удовлетворил его иск. В результате первая инстанция признала непринятие правительством мер по выявлению и оценке объекта незаконным, обязала региональные власти в течение 18 месяцев с момента вступления решения в силу провести эти работы, а в течение 20 месяцев – передать в Минприроды России сведения, необходимые для включения объекта в государственный реестр.

Правительство и Минприроды Бурятии с этим решением не согласились и подали апелляционную жалобу в Верховный суд республики. Где рассказали, что, во-первых, региональные власти «вправе, но не обязаны предпринимать меры по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде». Во-вторых, что заключен ряд госконтрактов по ликвидации последствий работы комбината, то есть работа идет.

Однако Верховный суд, внимательно исследовав доводы сторон, не нашел оснований менять решение суда первой инстанции и оставил его в силе.

Таким образом, правительство Бурятии в ближайшие полтора года должно изыскать средства в бюджете, который и так урезан по многим направлениям из-за борьбы с ковидом. И провести требуемые прокуратурой работы.

Ускорит ли это ликвидацию экологической «язвы» Закаменского района, пока непонятно. Но в любом случае с таким катастрофическим загрязнением нужно что-то делать, иначе последствия для жителей и экологии Байкала могут быть очень серьезными.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.