Леонид Белых: «Я вырос из бурятской земли»

Экс-директор Улан-Удэнского авиазавода рассказал об итогах МАКС-2021 и о новом назначении
A- A+
Авиационная промышленность Бурятии в последние недели переживает серьезные изменения. Во-первых, пост директора Улан-Удэнского авиазавода оставил Леонид Белых, руководивший предприятием последние 23 года. Он получил повышение и теперь будет работать сразу на двух уровнях: в холдинге «Вертолеты России», куда  входит наш авиазавод, и в госкорпорации «Ростех», в состав которой входит холдинг. Во-вторых, на прошедшем недавно авиасалоне МАКС-2021 Бурятия продемонстрировала сразу несколько новинок, которыми заинтересовались многие потенциальные заказчики. О том, что ждет авиазавод в ближайшие годы и с чем связана смена руководства, мы узнали из первых уст.

Авиасалон удался 

- Леонид Яковлевич, недавно завершилось главное событие для всей авиационной промышленности России: авиасалон МАКС-2021. Как вы оцениваете его итоги?
 
- Несмотря на пандемию и все ее ограничения, МАКС-2021 удался. Было представлено много новой техники, как холдингом «Вертолеты России», «Объединенной авиастроительной корпорацией», так и другими компаниями.

Для Бурятии, особенно для нашего завода, результаты МАКС очень вдохновляющие. Представлены два совершенно новых вертолета – Ми-171А3 (офшорный вариант) и Ка-226Т. У этих вертолетов большое будущее.

Ми-171А3 – это первый вертолет российского производства, который предназначен для выполнения офшорных операций, то есть перевозки пассажиров и грузов на буровые платформы над морем. Отрадно, что именно наш Улан-Удэнский авиазавод стал точкой финальной сборки и серийного выпуска этого вертолета.

Что касается Ка-226Т, то его особенность в том, что он идеально приспособлен к выполнению полетов в высокогорье. Уже осенью начнутся испытательные полеты, а в 2022 году планируется начать серийное производство на нашем заводе. Этим вертолетом на МАКСе интересовались и зарубежные компании, и российские силовые структуры. Всем вертолет нравится, потому что на нем стоит самое современное оборудование.

Были представлены интересные экземпляры и другими заводами России. Так, я присутствовал на подписании соглашения ОАК по самолетам Sukhoi Superjet. Кроме того, они представили новый одноместный истребитель Chechmate, о котором вы, наверное, слышали. Казанским вертолетным заводом  представлен вертолет «Ансат», Ми-38, приморский «Прогресс» представил вертолет К-62, КумАПП - новый Ка-32А11М. В общем, «Вертолеты России» тоже были на высоте.
 
- Как отразится прошедший авиасалон на Бурятии? Ведь не секрет, что экономика нашего региона сильно зависит от авиационной промышленности.

- Результатом МАКС-2021 для Бурятии стали соглашения, подписанные с различными структурами и компаниями. По одному из таких соглашений наш авиазавод поставит «Газпрому» 16 вертолетов Ми-171А3. Еще четыре арктических вертолета закупит МЧС России. Интересовался нашими вертолетами и генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов. С ним подписано соглашение о поставке 50 вертолетов Ми-8АМТ производства Улан-Удэнского авиационного завода.

При поддержке главы 
 
Для Бурятии авиазавод – один из главных налогоплательщиков. И каждое подписанное соглашение – это вклад в социально-экономическое развитие Бурятии. Благодаря заключенным соглашениям Улан-Удэнский авиазавод загружен на будущее.

Я помню, когда Владимир Путин вручал мне награду «Герой Труда», он спрашивал, как нам удалось здесь, в Сибири, не только сохранить завод, но еще и создавать новую технику такого уровня. Конечно, это наша общая заслуга, всего коллектива завода, и нам очень приятно, что результат наших усилий так высоко оценивают на российском и международном уровне.

- Какую роль в достижении таких серьезных результатов сыграли власти республики?

- Я очень благодарен главе Бурятии Алексею Самбуевичу Цыденову, который также присутствовал на МАКСе и участвовал в подписании соглашения с «Газпромом», участвовал в переговорах с МЧС. Алексей Цыденов держит руку на пульсе, живет жизнью завода.

Это лишь один из примеров того, как работает глава республики. Алексей Цыденов к тому же возглавляет бурятское региональное отделение «Единой России», что дает ему дополнительные возможности не только по поддержке авиазавода, но и по развитию республики в целом. Ведь, если подумать, он за короткое время успел сделать очень многое. Взять хотя бы доходы бюджета республики: собственных доходов у нас 37 млрд рублей, в общем же расходы республиканского бюджета за прошлый год составили 97 млрд рублей. То есть он сумел привлечь в Бурятию колоссальные федеральные деньги.

Недавно Алексей Самбуевич отчитывался в Народном Хурале об итогах работы правительства за год. Его доклад длился более двух часов. И впервые слышал, чтобы за один год удавалось добиться таких серьезных результатов.

Конечно, один в поле не воин. И в сегодняшних непростых условиях нам нужно объединиться, стать единой силой. Может быть, тогда Алексею Самбуевичу будет проще добиваться таких высоких результатов в развитии нашей республики. В том числе и продвигать наш авиазавод, добиваться новых контрактов и соглашений.

Новые возможности

Хотя я сегодня нахожусь уже на другом посту, штаб-квартира у меня все равно здесь. Я доволен, что завод в надежных руках нового директора при мощной поддержке главы и правительства Бурятии.

- Поговорим о вашем новом назначении, которое также можно назвать одной из ключевых новостей для авиационной промышленности республики. Как так вышло, что вы покинули пост директора Улан-Удэнского авиазавода, и чем  займетесь в новой должности?

- Мне давно уже предлагали различные должности, в том числе и в «Вертолетах России». Но я человек, выросший из бурятской земли, и мне не хотелось покидать родную республику.

В этот раз мне предложили перейти в «Вертолеты России» и возглавить межзаводскую кооперацию. Мы переговорили с министром промышленности и торговли России Денисом Валентиновичем Мантуровым. Он мне прямо сказал: «Мне нужно, чтобы не только у одного завода все было хорошо, но чтобы все заводы показывали хорошие результаты».

Мне также предложили занять пост советника генерального директора госкорпорации «Ростех» Сергея Викторовича Чемезова и заместителя генерального директора холдинга «Вертолеты России» Андрея Ивановича Богинского. В мои функции входит взаимодействие с правительством России, другими структурами, развитие кооперации.
 
Долгий путь

Это, конечно, большая ответственность. Работы очень много, нагрузка высокая. Я даже не ожидал, что в моем возрасте буду работать на таком уровне загруженности.

Мы договорились, что я никуда не уезжаю из Улан-Удэ, штаб-квартира у меня здесь. Теперь готов представлять Бурятию на новом уровне.

- Для промышленности Бурятии вы – фигура практически легендарная. Как так получилось, что  решили посвятить себя именно авиастроению? С чего все началось?

- Началось все очень давно. Родился я в Бичуре в семье колхозника. Уже в третьем классе работал на сенокосе. Отец приучал к труду с самого детства, помню, у нас была жесткая дисциплина.

Меня с самого раннего возраста тянуло к технике, особенно к электро- и радио. Уже в четвертом классе собрал первый приемник, строил модели ракет. Со всей деревни ко мне обращались с просьбами отремонтировать телевизоры, радиоприемники и даже автомобили. В седьмом классе меня звали местные трактористы, которые не могли запустить трактор. Хотя я тогда этому еще нигде не учился.

Отец тогда сказал мне: «Тебе в колхозе делать нечего. Работа, конечно, найдется, но тебе нужно заняться тем, к чему лежит душа».

После того как я окончил восьмой класс, отец привез меня в Улан-Удэнский машиностроительный техникум. Там как раз объявили набор по специальности «электро- и радиооборудование летательных аппаратов». Я, как увидел, едва ли не прыгал от радости. В одной аудитории висела схема «Электро- и радиооборудование самолета АН-24». Я тогда сказал отцу: «Все, это мое!».

23 года труда

Я, конечно, поступил, окончил и в итоге пришел на завод, где работал в цехе №24 по ремонту и эксплуатации. Спустя какое-то время меня забрали на флот и, как специалиста, определили на подводную лодку.

После службы была учеба в различных заведениях, в том числе за границей. А последние 23 года, как вы знаете, я проработал директором нашего авиазавода.

Пришел  на эту должность в 1997 году, ситуация на заводе была тяжелая. Долг по зарплате – 18 месяцев, электроэнергию отключали за неуплату… Примерно за два года нам удалось вытащить завод из этой финансовой ямы. Помню, мы тогда очень конкурировали с Казанским вертолетным заводом, в конце концов, научились сотрудничать.

Сейчас наша задача  не только сохранить, но и приумножить то, чего удалось достичь. И я уверен, что при поддержке главы Бурятии, «Единой России» и федерального центра наш авиазавод сможет добиться еще очень многого.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.