Защитить психбольных от террористов

Прокурор потребовал обеспечить охрану Республиканского психоневрологического диспансера
A- A+
Безопасность больных, содержащихся в Республиканском психоневрологическом диспансере (РПНД) под угрозой. К такому выводу пришла прокуратура,  проведя проверку в учреждении. Причем здание не защищено не только от пожара, но и от террористов. Чтобы исправить ситуацию, прокурор Советского района Улан-Удэ обратился в суд, где требовал защитить психически больных в том числе от возможных атак запрещенных в России террористических организаций.

Степень угрозы

Список нарушений, выявленных прокуратурой при проверке РПНД, невелик. Но, чтобы устранить их, понадобятся миллионы рублей.

Так, под номером один идет нарушение пожарной безопасности.

«В ГБУЗ «РПНД» (ул. Рабочая, 1а) не обеспечено дублирование сигнала системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны»,  рассказывает о результатах проверки решение суда.

Еще один пункт, на котором настаивал прокурор, это отсутствие в детском отделении учреждения реанимационного чемодана и портативного аппарата искусственного дыхания. Однако с требованием обеспечить РПНД перечисленной медицинской техникой суд не согласился. Ведь реанимационный чемодан и аппарат искусственного дыхания в учреждении имеется, правда, один на все отделения. Но в нормативах нет требования оснастить такими приборами все отделения. Потому в этой части суд прокурору отказал.

Ну и третий пункт проверки, с которым прокурор пришел в суд: нарушения «Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации».

«С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проверяемый объект отнесен к третьей категории»,  описывает суд позицию прокурора.

Объекты третей категории, как уточнил суд, это «объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 500 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - от 30 до 50 млн рублей».

Дети без наблюдения

Другими словами, к безопасности РПНД законом установлены довольно серьезные требования. Которые, как выяснилось, ни администрация учреждения, ни вышестоящий Минздрав не выполняли.

«Ограждение территории выполнено из плит высотой до одного метра, в ограждении имеются проломы, что не обеспечивает пропускной и внутриобъектовый режим  территории. Также не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками охранных организаций»,  описывает суд мотивацию прокурора.

Кроме того, в детском отделении РПНД не оборудована система видеонаблюдения. А значит, опять же, по мнению прокурора, Минздраву нужно до 1 апреля этого года выделить деньги на покупку и установку ограждения, оплату услуг охранной организации и установку системы видеонаблюдения в детском отделении.

К слову, представители Минздрава и РПНД в суде спорили только относительно реанимационного чемодана и аппарата искусственного дыхания – мол, не обязаны. В остальной части согласились с оговоркой, что ими уже «принимаются меры по исполнению требований законов».

В итоге суд первой инстанции согласился с прокурором в части пожарной и антитеррористической безопасности и отказал в части медтехники. Но на этом конфликт не закончился.

Несамостоятельное министерство

Минздрав, который в суде первой инстанции вел себя относительно спокойно, неожиданно написал жалобу в Верховный суд. Формальные причины подачи «апелляшки» таковы:

«Истцом (прокурором. – Прим. ред.) не определена сумма, необходимая для финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений, в том числе не определена сумма на установку ограждения, которая является капитальным вложением средств и возможно только за счет дополнительно выделенных средств»,  приводит суд позицию представителя Минздрава республики.

Кроме того, министерство настаивало, что установленный судом срок слишком мал для выполнения требований. Да и вообще РПНД может и сам за счет текущего финансирования установить видеонаблюдение. Дескать, зачем мучить бюджет.

В общем, Минздрав просил Верховный суд отказать прокурору в части обязания профинансировать устранение противопожарных нарушений и установку видеонаблюдения, а в части ограждения передвинуть срок до 31 декабря 2021 года.

В числе прочего обосновал свои требования тем, что министерство не принимает решения относительно выделения денег. Видимо, подразумевалось, что прокурор должен идти с иском к Минфину или Хуралу, чтобы те раскошелились. Но суд такое обоснование счел не совсем корректным.

«Доводы о несамостоятельности министерства в вопросе выделения денежных средств также признаются несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не снимает с ответчика обязанность по финансированию»,  пришли к выводу судьи.

Не оценила «верхушка» и попытку передвинуть сроки исполнения требований прокурора.

«Указанный срок с учетом последующих действий ГБУЗ «РПНД» по исполнению требований прокурора и с учетом важности защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, является разумным»,  говорится в решении.

В итоге Верховный суд решил не менять решение суда первой инстанции. А значит, у Минздрава и РПНД остается не так много времени, чтобы устранить все нарушения. Конечно, со стороны выглядит довольно странно, что официальные ведомства выполняют свои функции только под давлением силовиков, да еще и сопротивляются изо всех сил. Конечно, вероятность, что террористы нападут на РПНД, не так уж и высока, но значит ли это, что можно игнорировать установленные законом требования к безопасности?

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.