Под угрозой обрушения

Суды и военные затягивают дело о разваливающемся доме, в котором живут 150 человек
A- A+
Военная прокуратура Кяхтинского района выяснила, что 64-квартирный дом, в котором живут 150 человек, находится в аварийном состоянии. И жить в нем попросту опасно. Однако попытки надзорного ведомства исправить ситуацию и обязать собственника – Министерство обороны России – расселить людей и снести дом разбиваются о бюрократическую стену.

Опасный дом

Проверка, проведенная военной прокуратурой Кяхтинского района, касалась исполнения требований законодательства в сфере сохранности государственной собственности, а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проверяющие обнаружили, что четырехэтажный каркасно-панельный дом 1967 года постройки находится в аварийном состоянии. И 150 жильцов, проживающих в 64 квартирах этого дома, могут в любой момент стать жертвами обрушения.

В доме, как выяснила прокуратура, проживают как военнослужащие, так и гражданские. При этом 48 квартир находится на балансе ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, еще 16 квартир приватизировано. То есть доля Минобороны в доме составляет более 75%.

Именно министерство обладает полномочиями по организации эксплуатации, модернизации, ремонту и ликвидации имущества. Однако, несмотря на плачевное состояние дома и явную угрозу живущим в нем людям, военное руководство до сих пор не предприняло никаких действий по расселению людей и сносу опасного дома.

«Для выполнения мероприятий по демонтажу дома необходимо решение министра обороны РФ либо его заместителя, которое по настоящее время не принято, что создает угрозу жизни и здоровью граждан и военнослужащих, а также членам их семей, проживающим в данном доме», - излагает суд позицию военного прокурора Кяхтинского района.

Отправили… в Москву

Иск от прокурора поступил в Кяхтинский районный суд в начале этого года. При этом очевидно, что вопрос нужно решать срочно – ведь жизни людей под угрозой. Поэтому требование звучало так: «обязать Министерство обороны РФ не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к переселению граждан…  меры по ограничению доступа к освобожденным жилым помещениям посторонних лиц».

Однако Кяхтинский суд решил, что это дело его не касается. И, отклонив иск, посоветовал военному прокурору обратиться в Пресненский районный суд города Москвы.

Это решение прокурор решил обжаловать в Верховном суде Бурятии, пытаясь доказать очевидное: дом находится в Кяхте, там же и жильцы, и все доказательства и т. д. Поэтому решать вопрос через Москву не совсем логично.

«Кроме того, указывает, что избранная позиция противоречит принципу судопроизводства в разумные сроки, длительное непринятие решения по рассматриваемому спору влечет существенное нарушение прав жильцов», - описывает Верховный суд позицию прокурора.

Другими словами, затягивая решение вопроса, власти ставят под угрозу жизни людей.

Время уходит

Пытаясь доказать свою правоту, прокурор сослался на две статьи Гражданско-процессуального кодекса. Первая говорит, что в ряде случае иски подаются в суд по месту жительства истца. Вторая – что иски, касающиеся земли и недвижимости, подаются в суд по месту нахождения этих объектов.

Впрочем Верховный суд, как и Кяхтинский, пришел к выводу, что эти статьи не могут быть применены к данной ситуации.

«Доводы, представления, изложенные выше, не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании процессуального закона, - говорится в решении «верхушки». - При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о неподсудности иска Кяхтинскому районному суду РБ.

В итоге прокурору придется пройти через Московский суд, чтобы добиться расселения 150 человек из опасного дома. Сколько времени займут эти судебные тяжбы, неизвестно. Хочется верить, что дело закончится раньше, чем здание обрушится на головы жильцов.

Есть и другой вопрос,  остающийся без ответа: почему подобные решения должны приниматься исключительно через суд? Разве Минобороны не должно заботиться о своих же военнослужащих, обеспечивать их безопасность без участия прокуроров и судов?

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.