Сколько стоит уголовка

Несправедливо обвиненная в хищении кредитных денег женщина взыскала с МВД четверть миллиона рублей
A- A+
Расследуя хищение 33 тыс. заемных рублей, полиция Бурятии в итоге «попала» на четверть миллиона. И это только по одному эпизоду уголовного дела о фейковых кредитах,  в итоге развалившегося в суде. Одна из обвиняемых предъявила МВД по республике требование о компенсации нравственных страданий. И суд, хоть и частично, встал на ее сторону.

Приговор без наказания

Дело о хищении заемных денежных средств с причинением ущерба ОАО «ОТП-БАНК»  возбуждено еще в далеком 2014 году. Сумма ущерба банку – 32 989, которые, по версии следствия,  похищены «путем обмана и злоупотребления доверием, с использованием фиктивных документов». Примерно через два месяца после этого 12 подобных дел  объединили в одно производство.

В начале 2015 года полицейские вышли на некую Андрееву (фамилия изменена), присвоили ей статус подозреваемой по одному из 12 эпизодов и позже оформили на нее подписку о невыезде и надлежащем поведении.

После этого дело затянулось. Лишь в октябре 2017 года Железнодорожный суд столицы Бурятии вынес приговор, которым Андреева признана виновной. Ей назначили наказание в виде лишения свободы на 1 год 9 месяцев условно.

«Установлено, что Андреева, действуя в составе организованной преступной группы совместно с остальными осужденными, являясь специалистом по продажам отдела потребительского кредитования АО «ОТП-БАНК», на основании представленных ей заведомо фиктивных документов оформила кредит на сумму 32 989 рублей», - говорилось в решении суда.

Если пересказать историю, представленную полицейскими суду, вкратце, то к Андреевой обратился некий Бальжанов (имя изменено) с предложением оформить фейковый кредит на подставных лиц. Ведь Андреева тогда работала менеджером финансовых продуктов отдела розничных продаж в компании, которую суд не называет. И в ее обязанности входила проверка личности и подлинности документов при оформлении кредита, оформление заявок и других документов, необходимых для выдачи банком кредита.

Силовики утверждали, что Андреева и Бальжанов в итоге исполнили задуманное, нанеся банку ущерб в 30 с небольшим тысяч.

«Суд также признал виновной Андрееву в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.159 УК РФ - мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное группой лиц по предварительному сговору», - говорится в судебных документах.

При этом случилось так, что она попала под амнистию по постановлению Госдумы «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Ее освободили от наказания и сняли судимость.

Казалось бы, для Андреевой все закончилось хорошо: судимости нет, наказания нет, можно было бы забыть произошедшее и идти дальше. Но вынесенный приговор касался не только ее: в деле было множество фигурантов,  получивших более суровые наказания. Некоторые из них решили обжаловать решение Железнодорожного суда. И частично им это удалось. 

«Осужденный Бальжанов вину признал частично и показал, что Андреева не знала об его умысле, была введена им в заблуждение. Подсудимая Андреева вину не признала и показала, что ее знакомый Б. познакомил со своим другом А. Он попросил помочь оформить кредит на его хорошего знакомого, она согласилась. От выполнения плана объемов оформленных ею кредитов зависела ее заработная плата. В случае невыполнения плана заработную плату получала по минимуму. Она проконсультировала А. и подала заявку на оформление кредита, но от банка пришел отказ. Не помнит, чтобы оформляла кредитный договор на Б. Кто предложил оформить кредит, не помнит, может - А, может -Б», - говорится в новом решении суда по жалобе осужденных.

В итоге суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Андрееву признать виновной нельзя. Ведь доказать умысел у полицейских не получилось, а без умысла нет и состава преступления.

«Таким образом, достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что умыслом Андреевой охватывалось совершение мошеннических действий, не представлено, в связи чем приговор в отношении нее подлежит отмене, а уголовное преследование прекращению за непричастностью к преступлению», - такое решение принял Верховный суд в сентябре 2018 года.

Отдача на миллион

Осенью прошлого года Андреева снова пришла в суд, на этот раз в качестве истца. Она подала иск к Минфину республики и МВД по Бурятии с требованием выплатить ей компенсацию морального вреда в размере 1 млн рублей в связи с незаконным уголовным преследованием.

«Просили учесть, что следственные действия проводились в отношении невиновного лица, при этом Андреевой предъявлено обвинение в совершении тяжкого преступления, в отношении нее как подозреваемой и как обвиняемой была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. Андреева себя виновной не признавала, ранее к уголовной ответственности не привлекалась, считает себя добропорядочным членом общества, в настоящее время испытывает трудности с трудоустройством», - описывает суд позицию истцов.

Представитель Минфина в суде заявил, что «при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости, доказанность физических и нравственных страданий, баланс частных и публичных интересов», а требуемая Андреевой сумма явно завышена. В МВД республики и вовсе заявили, что министерство – ненадлежащий ответчик, и просили отказать в иске.

Приглашенный же на суд представитель прокуратуры не стал отрицать вины полицейских, но предложил снизить размер компенсации до 100 тыс. рублей.

Суд, разбираясь в этом деле, учел сразу несколько факторов. Первый: общая длительность уголовного преследования составила 3 года 10 месяцев и 29 дней. Что, согласитесь, немало. Второй: «состояние беременности в период с марта по ноябрь 2017 года, необходимость явки к месту проведения судебных заседаний с ребенком, лишение возможности в течение длительного времени вести обычный образ жизни, передвигаться без ограничений».

В итоге суд решил присудить Андреевой 250 тыс. рублей компенсации со стороны МВД Бурятии. 

Впрочем, многолетняя эпопея на этом не закончилась. МВД республики подало апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение первой инстанции. Решение по этой жалобе вынесено лишь недавно.

«Истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинение морального вреда, физических и нравственных страданий и размер компенсации», - заявил в суде представитель Министерства внутренних дел.

Однако на этот раз Фемида не стала менять свое решение: четверть миллиона компенсации устояли. А значит, полицейским все же придется заплатить за свои ошибки.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.