Кто заработает на «Чистом воздухе»

Власти рассказали, куда пойдут 8,5 млрд рублей по федеральной программе
A- A+
Благодаря визиту в Бурятию полпреда президента в Дальневосточном округе Юрия Трутнева, республика попала в госпрограмму «Чистый воздух» на два года раньше положенного. Это значит, что уже скоро в Бурятию придут федеральные миллиарды. Недавно чиновники рассказали депутатам Хурала, на что потратят эти деньги. И некоторые статьи расходов, вроде выкупа котельной у энергетического бизнесмена за 150 млн рублей, вызвали у парламентариев праведный гнев. 

Год на бюрократию

О вхождении Бурятии в программу «Чистый воздух» очень много говорили в последнее время. Но как о чем-то, что случится не ранее 2024 года. А учитывая бюрократию, прохождение всех процедур и согласований, первые деньги республика получила бы не раньше 2025-го.

Однако недавний визит Юрия Трутнева в Улан-Удэ все изменил. И уже с этого года мы стали частью федеральной программы и можем претендовать на федеральные миллиарды. Впрочем, как уже было сказано, сразу же нам денег никто не даст.

«В феврале 2022 года минприроды России утверждает методику, по ней города определяются – входят они в проект или нет, в июле публикуется перечень вошедших  городов. И в сентябре депутаты Госдумы вносят изменения в закон, который определяет, что город входит в программу «Чистый воздух», - рассказывал о бюрократической хронологии председатель проектно-аналитического комитета мэрии Улан-Удэ Вадим Имидеев на недавнем совещании в Хурале.

В принципе, столица республики готова к этому проекту: мэрия и минприроды уже провели все исследования, нашли главных загрязнителей воздуха и придумали, как с ними справиться.

«Сегодня мы понимаем, кто у нас загрязняет атмосферу. 49% - это частный сектор. Те самые котлы и печки наших жителей. 48% - это промышленность и теплогенерация», - рассказывал Вадим Имидеев.

Как выразился чиновник, «первая волна» госпрограммы позволит Бурятии привлечь финансирование в размере 8,5 млрд рублей. Их планируют потратить на два направления: перевод частного сектора на электроотопление и внедрение бездымного топлива. О «второй волне» на совещании почти не говорили, упомянув лишь, что она будет связана с теплоэнергетикой и потребует 60 млрд рублей. Судя по всему, власти намерены добиваться строительства ТЭЦ-2, которое решит большинство энергетических проблем Бурятии.

Манипуляции с тарифом 

Рассмотрим ближайшую перспективу. Для того чтобы перевести частный сектор Улан-Удэ на электроотопление, нужно сделать две вещи. Первая - реконструировать электросети,  находящиеся под бдительным присмотром «Бурятэнерго» в крайне изношенном состоянии. И могут не выдержать нагрузки, если все частные дома включат обогреватели. Вторая - нужно как-то убедить жителей индивидуальных домов отказаться от дров и угля в пользу электричества.

Что касается первого, то на реконструкцию сетей власти планируют потратить более 5 млрд рублей. Здесь самое главное – доказать федералам, что нам очень нужны эти деньги.

А вот со вторым могут возникнуть проблемы. Впрочем, у чиновников есть план. Во-первых, речь идет о льготном тарифе для тех, кто перешел на электроотопление.

«На сегодня у нас тариф составляет 3,059 рубля за киловатт/час. Для того чтобы жители перешли на электроотопление,  нужно обеспечить цену в коридоре от 1,2 до 1,3 рубля за киловатт/час», - говорил Вадим Имидеев.

Впрочем, электричество на бытовые нужды жители частных домов будут оплачивать по стандартному тарифу.

«Там предполагаются два ввода в дом. Первый – по обычному тарифу на бытовые нужды, второй – на электроотопление, - пояснял Вадим Имидеев. - Понятно, что у нас все умные, в минтрансе тоже об этом говорят, что они кабель перекинут… Но это уже в рабочем порядке будем решать».

Цена вопроса – 50 тысяч

Если льготный тариф все же появится, то выпадающие доходы энергетиков, недополучающих денег, составят порядка 1,1 млрд рублей в год. Их власти намерены покрывать за счет федеральных денег. Однако депутаты усомнились, что Кремль не «кинет» Бурятию, когда ему надоест отдавать республике по миллиарду ежегодно.

«Чтобы не получилось, что один год нам дали субсидию, в следующем - не дали. И все, мы опять по три рубля будем платить», - говорил, к примеру, председатель экономического комитета Хурала Анатолий Кушнарев.

Вадим Имидеев привел в пример Красноярск,  уже работающий по такой системе и получающий деньги из Москвы. Однако никаких гарантий чиновник дать не смог.

Между тем одним только сниженным тарифом замотивировать жителей частного сектора не получится - чтобы его получить, им придется серьезно потратиться.

- Мы считали несколько вариантов, - объяснял Вадим Имидеев. - На сегодня, если смотреть по затратам жителей, для того чтобы перейти на электроотопление, самый экономный вариант – это установка кварцевых отопителей. На дом в 62 «квадрата» такие отопители обойдутся порядка 27 - 30 тыс. рублей. Плюсом к этому от 10 до 15 тыс. рублей –  обновление проводки. Итого мы получаем цифру порядка 50 тыс. рублей, чтобы дом перешел на электроотопление.

Услышав эту цифру и засомневавшись, что пенсионеры, проживающие в частных домах, потянут такую сумму, депутаты предложили продумать поддержку для тех, кто решится отказаться от отопления дровами и углем в пользу электричества.

«У нас есть источник – минсоцзащиты 500 млн направляет жителям Бурятии на субсидирование закупки дров. Порядка 40% - это город Улан-Удэ. Если мы переводим дома на электроотопление, то   эти деньги высвобождаются», - говорил Вадим Имидеев.

Нет дыма без угля

Что касается бездымного угля, то его планируют производить на базе двух котельных Улан-Удэ: Юго-Западной и Спиртзаводской.

«При производстве 64 тыс. тонн бездымного топлива на двух котельных Улан-Удэ мы получим снижение выбросов на 83%, - обещал Вадим Имидеев. - Бездымное топливо – это выход для жителей частного сектора, у которых есть котлы, и для предпринимателей  со  своими котельными.

Проблема в том, что себестоимость бездымного топлива гораздо выше, чем обычного угля. Однако ее можно снизить. В том числе за счет тепла,  вырабатываемого при его производстве. Его планируют продавать энергетическим компаниям для обогрева домов.

«Когда мы продаем тепло энергетикам, у нас себестоимость снижается до 4,2 тыс. рублей. При этом, учитывая, что калорийность полукокса в два раза выше, чем у бурого угля, это уже рыночно интересно. И последний момент: если мы начинаем играть с экономическими показателями, такими как амортизация, возмещение на ремонт и реконструкцию основных фондов, то можем уронить это вообще до 1,9 тысячи за тонну. Но я думаю, что в пределах 3 - 3,5 тысячи первые пилотные партии будут стоить», - говорил Вадим Имидеев.

К слову, выбор на Спиртзаводскую котельную пал как раз потому, что там скоро появится серьезный рынок сбыта для «побочной» тепловой энергии.

«У нас сейчас реализуется проект домостроительного комбината на юго-востоке Улан-Удэ. Там к 2030 году будет построено 1 млн 25 тыс. квадратных метров жилья. Соответственно, котельная Спиртзавода,  сейчас работающая на 12 - 15% от максимальной мощности, будет загружена на 100%», - говорил Вадим Имидеев.

«Докатились…»

Но тут есть нюанс,   встреченный депутатами весьма эмоционально. Дело в том, что котельная – частная и принадлежит некоему бизнесмену Анатолию Скарбовскому. Поэтому власти Бурятии решили выкупить ее за 150 млн рублей. Причем не дожидаясь начала работы программы «Чистый воздух». Уже в феврале этого года федеральные власти рассмотрят заявку Бурятии на получение инфраструктурного бюджетного кредита.

Депутаты в целом согласились, что производство бездымного угля должно находиться под контролем муниципалитета, чтобы удерживать цены на доступном для жителей Бурятии уровне. Однако сам факт того, что частное лицо получит 150 млн рублей за котельную, да еще за счет бюджетного кредита, вызвал вопросы.

«За какие деньги этому Скарбовскому досталась эта котельная? – вопрошал, к примеру, депутат Анатолий Ковалев. - В свое время они купили ее и кончали, ничего не делали, довели  до убогости, а мы теперь выкупать будем. Эти деньги тоже надо посмотреть. За сколько он ее купил и за сколько вы хотите у него выкупить. Я помню, как в свое время    это хапнулось все».

По словам депутата, предприниматель Анатолий Скарбовский, помимо прочего, владеет линией электропередач,  питающей Улан-Удэнский авиазавод.

Что касается котельной, то ее печальное состояние подтвердил и другой депутат – Виктор Ячменев, тоже знакомый с ситуацией.

«Там такие деньги нужны, чтобы модернизировать эту котельную. Если вы даже приобретете ее, у вас уйдет порядка пяти лет на все эти процессы», - говорил он.

Вадим Имидеев пояснил, что запускать производство бездымного угля на этой котельной планируют к 2025 - 2027 году, когда на юго-западе города будут введены первые многоквартирные дома в рамках проекта домостроительного комбината. 

Тем не менее некоторые депутаты усомнились в том, что нужно выкупать котельную у бизнесмена. Более того, кое-кто из народных избранников заподозрил  тут личный интерес некоторых чиновников, идущих навстречу бизнесмену-владельцу котельной.

«Как меркантильно, как все мелко. Нас собрать на полтора часа, чтоб  втюхивать котельную Скарбовского! Мы вообще докатились уже…» - говорил, к примеру, депутат Игорь Бобков.

В общем, вопросов еще немало. Все их нужно решить в этом году, чтобы федералы утвердили комплексный план бурятских властей и согласились с 2023 года начать финансирование программы. Когда будут реальные результаты этой работы, пока никто не говорит. Хочется верить, что грязный воздух нам осталось терпеть недолго.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.