18.04.2012 в 00:00

Лесничества остались не у дел

Коммерсанты сами готовы доплачивать государству для того, чтобы «поохранять» лес.
A- A+
В лесной отрасли Бурятии большой переполох. Сотни миллионов рублей - потенциальные доходы государственных предприятий по охране леса - перенаправлены в частные руки. Фактически в нашей республике началась приватизация лесных богатств.

Абсурд стал явью

Представьте ситуацию - вам надо построить дом и нанять в связи с этим бригаду строителей. Приходят три прораба и заявляют: я вам воздвигну дом за миллион рублей; второй, пытаясь торговаться, согласен построить за 500 тысяч рублей. А третий заявляет: я сам вам дам 300 тысяч, но дайте мне поработать. Абсурдная ситуация стала явью.

В Бурятии есть предприятие со скучным и длинным названием - Государственное учреждение «Авиационная и наземная охрана, использование, защита и воспроизводство лесов». Зачем создано - видно опять же из названия. Единственным учредителем является Республиканское агентство лесного хозяйства, в состав входят все лесничества, имеющиеся в Бурятии. Долгие годы агентство платило своему учреждению по охране лесов деньги за осуществление его функций. В этом году все перевернулось. На тендер по оказанию услуг по охране и воспроизводству леса внезапно пришли не только привычные государственные учреждения , но еще и несколько коммерческих фирм.

В феврале и апреле на аукционах своих привычных подрядов лишились более 10 лесничеств Бурятии. Теперь за лесовосстановление  там отвечает никому доселе не известное ООО «Юма», а госучреждение, созданное для защиты лесов и оказания услуг, более не контролирует ситуацию на той территории. Филиалы ГУ например, в Иволгинском, Баргузинском, Хоринском и других районах можно начинать распускать или сокращать. Но победа частной фирме досталась не бесплатно. От первоначальной цены контракта коммерсанты сбрасывали порой и по 100 %, а некоторые участки были взяты под охрану со скидкой в 157 %! Иными словами фирма ООО «Юма» сама будет платить деньги за то, чтобы «поохранять» лес. Такая экономия - совершенно невиданные во всем мире успехи эффективности проведения госзакупок!

За что боролись


Но, ни о каком альтруизме, разумеется, речь тут не идет. В этих торгах есть нюанс. Вместе с обязанностью ведения лесного хозяйства имеются и некоторые права: «продажа лесных насаждений для заготовки древесины». А чтобы заготовка древесины хоть как-то укладывалась в деятельность по сохранению лесов, называется это «рубки ухода за лесом» или вообще «другие виды рубок», куда входят, например, «санитарные». Объемы таких вырубок доходят до десятков тысяч кубометров на участок. Мы не специалисты, чтобы сказать, много это или мало и нужны ли лесу такие вырубки. Зато можно легко посчитать, сколько денег она принесет.

Взяв на себя обузу бесплатно защищать лес, например, в Баргузинском районе, ООО «Юма» получило право заготовки и продажи древесины объемом 14 тысяч кубометров. Качественный лес на корню стоит в пределах 500 рублей за «кубик». Отдаем его по такой цене лесорубам-частникам, пусть они его сами рубят, вывозят и продают. Умножаем 14000 кубометров на 500 рублей и получаем 7 миллионов рублей дохода, причем палец о палец не ударив. Только с Баргузина.

В Верхне-Талецком лесничестве дают 12 тысяч кубометров на вырубку древесины -- 6 миллионов рублей. В Хоринском лесничестве можно вырубить в этом году 21 тысячу кубометров - 10,5 миллионов рублей.
Рекордом абсурдности всей ситуации стал аукцион в Заудинском лесничестве. Именно тут при стартовой цене услуг по охране в 1 миллион рублей «Юма» и «Охрана лесов» доторговались до глубокого минуса. «Юма» сама заплатит 605 тысяч за право работать в лесничестве. Приз – победитель, помимо сеяния саженцев и прочих благих дел на сотни тысяч рублей затрат, получает право вырубить 56 тысяч (!) кубометров леса. При рыночной стоимости на 27 миллионов рублей.

Немудрено, что за право получить такие деньги коммерсанты доплачивают сами.

Кормушка прикрылась?

Сразу после февральских торгов по лесной отрасли пронесся гул - «кормушку» для государевых лесников (точнее их начальников) отменили. Ведь в прежние годы доходы от предоставления леса под различные вырубки лесорубам-частникам оседали на счетах государственных лесничеств. Или, скорее всего, где-то в другом месте. В то же время «лесники» жаловались на нищету, отсутствие техники для борьбы с пожарами и прочую бедность, не забывая присваивать десятки миллионов рублей. И вдруг все прекратилось.

Вся эта история теперь никак не походит на торги по оказанию услуг государству. Итоги конкурсов наглядно продемонстрировали нам то, что деятельность лесничеств в последнее время являлась лишь прикрытием для «распила» лесных богатств. Теперь огромные финансовые потоки от странного бизнеса под прикрытием государства перешли куда-то в полностью частные руки. Выводов от несколько безумной, с точки зрения здравого и государственного смыслов, истории возникает множество.

Во-первых, вскрылась крайне неприятная история с ежегодным выставлением «туфты» от Республиканского агентства лесного хозяйства под видом условий торгов. Как показали нынешние аукционы, на стартовые цены от агентства ни «Юма», ни госучреждение Бурятии по охране леса не обращали внимания. То есть эти цифры реально не значили ничего. Не смотря на тонны бумаг в обоснование.

Возникает вопрос, зачем вообще платятся деньги за защиту и воспроизводство лесов из бюджета, если бизнес или сами лесничества готовы как минимум бесплатно это делать, в счет доходов от реализации леса? И где вообще миллионы рублей от продаж государственным учреждением древесины в предыдущие годы? Ни разу лесная отрасль Бурятии не называлась в последнее время в качестве доходной. Постоянно не хватало денег вплоть до невыплаты зарплаты непосредственно защищающим лес людям. А уж на технику для тушения пожаров денег не было и подавно!

Загадочные коммерсанты


Фирма «Юма», можно сказать, возникла из ниоткуда. Никто не знает, кто за ней стоит, откуда она пришла и чем она занималась ранее. Вероятно, это «пустышка», за которой стоят весьма влиятельные люди с площади Советов. Ну не заходят в Бурятии в государственный бизнес случайные люди. Не бывает такого. Подтверждением этого факта стала неофициальная информация о сотрудничестве между «Юмой» и той же государственной «Авиационной и наземной охраной лесов». Последняя, вроде бы, уже заключает договоры на субподряд и будет заниматься тем же лесовосстановлением, но уже получая деньги от «Юмы».

Вероятно, вся эта эпопея с аукционами нужна была только для вывода «вырубок» на десятки тысяч гектаров с миллионными прибылями за пределы государственного контроля. Теперь все-таки хотя бы в теории проверяемое государством учреждение по охране лесов ни при чем. А ведь его могли спросить - куда ушли деньги? Частная фирма «Юма» легко может торговать участками под вырубку древесины в лесничествах напрямую. Кому, за сколько, каким лесом - не перед кем оно отчитываться не обязано. А деньги теперь абсолютно легально можно тратить по своему усмотрению. Сменилась только вывеска подрядчика, а интересы остались. Если даже было не так, то сейчас самое время договариваться.

Виктор Золотарев, «Номер один».

Читайте также

Вячеслав Дондоков: «Бурятии необходимы управленцы, доказавшие патриотизм на деле»
В президентской программе «Время героев» участвует 44 тысячи участников СВО
19.04.2024 в 14:07
В театре оперы и балета Улан-Удэ появилась новая интерактивная панель
Она поможет посетителям познакомиться с историей и репертуаром театра
19.04.2024 в 13:51
Бурятские фермеры объединились в ассоциацию «Народный фермер»
Миссия сообщества - сплочение всех сельхозтоваропроизводителей Бурятии
19.04.2024 в 13:33
В Селенгинском районе сняли карантин по бешенству
В январе там была обнаружена бешеная лисица
19.04.2024 в 13:23
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.