25.09.2013 в 08:26

Кто успел, тот и сел

Почему автовокзал Улан-Удэ не может наладить нормальную работу?
A- A+
Строительство нового автовокзала в Улан-Удэ два года назад проходило с помпезным шумом и громкими обещаниями. «Маршрутчики» бунтовали против новых порядков и обязанности платить дополнительные деньги вокзалу, пассажиры были в растерянности, а республиканские власти клялись, что теперь в сфере районных автоперевозок наконец-то будет наведен порядок и созданы все «цивилизованные и комфортные» условия для пассажиров. Насколько изменилась жизнь у сельских жителей, постоянно пользующихся услугами автовокзала, узнавал корреспондент «Номер один».

Толкучка и беспорядок 

Пятница, обеденное время. Возле микроавтобусов самых распространенных направлений – Мухоршибирь, Саган-Нур - толпы народу. Но всем ли достанется заветное место в автобусе – вопрос сложный. Водитель саган-нурского направления при нас собирает деньги с пассажиров. Билет взамен денег никто из пассажиров так и не получил. 

Молодые люди Егор и Николай, жители села Ханхолой, на свой автобус опоздали. Выехали на вокзал заранее, за час до отправления. Но из-за пробок приехали позже планируемого. И хотя ребята подошли к микроавтобусу намного раньше положенного по расписанию срока, все места были распределены еще задолго до их приезда. Теперь ребятам остается ждать на вокзале следующий автобус.

- Что изменилось? Да, ничего не изменилось. Все как раньше. Такая же толкучка, беспорядок. Кто успел – тот и сел. Люди приходят за час или за два часа до рейса, чтобы занять места. Заранее купить билеты почему-то нельзя. Мы вот сегодня не успели, теперь ждем другой автобус. Но на нем попасть домой мы можем только с пересадками. Но нам придется сесть на этот микроавтобус, а что делать? – жалуются ребята. 

Раиса Суменкова регулярно ездит по маршруту Улан-Удэ - Мухоршибирь. Больше ее возмущает тот факт, что в ее родном селе организация пассажироперевозок налажена более цивилизованно, чем в Улан-Удэ:

- Расписание не соблюдается. Как наполнится автобус, так и уходит. Было, что не успевала несколько раз. В Мухоршибири мы покупаем билеты заранее. У нас там свой вокзал и все четко соблюдается: расписание, обилечивание. В Улан-Удэ такого нет. Сколько раз пыталась в кассе взять билет заранее, чтобы не волноваться, что не сяду – ни разу мне не предоставили, возмущается Раиса Геннадьевна. 

Нередко сельчане находятся в безвыходной ситуации. Если опоздаешь на последний автобус, то как выехать домой – вообще непонятно:

- Зимой было такое, что мы сами бегали, искали дополнительный автобус. До семи вечера искали, переживали. Вокзал нам ничем не помог. В итоге сами нашли микроавтобус, попросили водителя. И за 250 рублей нас довезли до села, - вспоминает Раиса Суменкова. 

Массовые жалобы

Неоднократно с жалобами на некачественное предоставление услуг пассажиры обращались к юристам, защищающим права потребителя. Последняя жалоба была вызвана как раз тем, что две пассажирки вообще уехали не туда, куда было им нужно. 

- В прошлое воскресенье две женщины хотели уехать в Саган-Нур. Один из водителей показал им на тот автобус, который якобы точно едет в этот поселок. На самом деле оказалось, что женщин довезли лишь до Мухоршибири. Оттуда они не знали, как выбраться, потому что все маршрутки уже ушли. Стояли на улице час, голосовали. Потом вызывали такси и, потратив немалые деньги, наконец, добрались до дома. 

По словам зам. председателя правления общественной организации по защите прав потребителей Аграфены Грудининой, не исключено, что права пассажиров будут отстаивать в судебном порядке.

- Люди испытали унижение, перенервничали, искали попутки, чтобы попасть домой. Причиной такого инцидента, я считаю, явилось несоблюдение правил перевозок пассажиров, беспорядок, творящийся на автовокзале, отсутствие четкой организации работы, - считает Аграфена Грудинина. 

Судя по жалобам пассажиров, проезд без билетов, невозможность забронировать место заранее - всеобщая проблема. 

Иностранцев «кинули» 

Основная масса направлений сейчас действительно обслуживается на автовокзале «Селенга» (ранее именуемом «Южный»). Сейчас сюда переехало и северное направление. В целом отсюда автобусы развозят пассажиров по 17 районам республики. В день количество пассажиров достигает порядка тысячи человек. Так почему же по сей день жители сельских районов не могут заранее купить билеты на свой рейс в Улан-Удэ и спокойно уехать домой без нервотрепок? Почему пассажирам не предоставляют билетов? 

В ответ на эти вопросы администрация автовокзала, или как они просят называть «автостанции» «Селенга», разводит руками. По словам администратора автостанции Владимира Спиридонова, несет ответственность за такие вопросы руководитель того или иного маршрута. Кто-то заключает договоры с автовокзалом, а кто-то предпочитает работать «в черную». 

- Сколько маршрутов у нас обилечивается? Например, Курумкан, Горчинск, все северное направление. Есть маршруты, которые не хотят работать так. Мы их обязать ни к чему не можем. Потому что мы такие же индивидуальные предприниматели, как они. Пишем, конечно, предписания, просим, уговариваем, но заставить мы не вправе. Это может сделать только Минтранс, - говорит Владимир Спиридонов. 

Более того, даже на тех немногих маршрутах, где билеты вроде бы продают заранее, не все в порядке. Купленный заранее билет не всегда является гарантией того, что теперь-то ты точно уедешь в запланированный срок, в нужный район. Такие преценденты тоже имели место быть на автовокзале:

- Есть такие случаи. На Усть-Баргузинском маршруте, с которым у нас была договоренность, мы им продавали билеты. Приехали туристы 4 человека, купили заранее места за неделю до выезда, мы выдали им билеты. Но водитель автобуса сказал, что не будет брать этих людей, потому что он уже усадил «своих людей». Людям испортили отдых. Мы были вынуждены возвращать деньги за билеты, извиняться, хотя это вина не наша, - говорит администратор автостанции. 

Были аналогичные неприятные ситуации и с иностранными гостями. Странная ситуация для республики, которая много говорит о туристско-рекрационной зоне и всеми силами зазывает туристов в Бурятию, не правда ли? 

- Был случай, когда хотели заказать билеты иностранцы, но руководитель этого маршрута нам сказал, чтобы мы больше не продавали их билеты никому. Сейчас вроде бы мы опять стали продавать их билеты, но дамоклов меч так и висит над нашей головой, - сетует Владимир Спиридонов. 

«Делаем, что можем»

Аграфена Грудинина считает, что права жителей не соблюдаются сразу в нескольких направлениях. Расписание не соблюдается, билеты не продаются заранее и, более того, они не выдаются даже при посадке пассажира. А ведь билет – своего рода договор между пассажиром и перевозчиком. Если, не дай бог, произойдет авария, получить возмещение ущерба можно, только предоставив свой билет. 

Не имея полномочий как-то воздействовать на хозяев маршрутов, теперь администрация автовокзала советует всем недовольным обращаться в минтранс. Узнать, поступают ли жалобы в министерство, а также получить какой-то комментарий в этом ведомстве нам так и не удалось. По словам сотрудника пресс-службы министерства, начальник отдела, отвечающий за эти вопросы, сейчас находится в отгулах. 

Тем временем в администрации автовокзала считают, что они делают все возможное, что от них зависит, чтобы обеспечить пассажирам комфорт. 

- Что можем, то и делаем. Раньше автобусы вообще стояли под заборами. А здесь собраны все воедино. Чтобы людям было удобно уезжать с одного места. Большинство маршрутов здесь находится. Оказываем услуги кассы, камеры хранения, есть столовая, туалет, - говорят в администрации. 

Кстати, и земля автостанции и само здание не принадлежит ни городу, ни республике. За аренду помещения приходится платить иркутскому бизнесмену Владимиру Дмитриеву (владельцу мультиплекса: ТРЦ «Пионер», универмагов «Первый» и «Товары для дома»). Арендная плата, коммунальные и прочие издержки - все это влетает в копеечку. 

- Конечно, платим за аренду прилично. А город землю не выделяет на эти цели. Хотя если бы была земля, многие перевозчики могли бы вложиться и сами построили бы на своей земле свой автовокзал на праве долевого участия. Но землю нам предлагали лишь на авиазаводе или в Иволгинском районе. Представляете, как было бы неудобно пассажирам добираться туда? Поэтому приходится довольствоваться тем, что есть, - говорит Владимир Спиридонов. 

Складывается парадоксальная ситуация: даже в самых маленьких селах строятся новые автовокзалы, неукоснительно соблюдаются все права пассажиров: есть четкое расписание, продаются заранее билеты и так далее. А в самом Улан-Удэ, столице республики, до такого режима работы еще далеко. Наведет ли кто-нибудь и когда-нибудь порядок в этой сфере – вопрос открытый. 

Василиса Шишкина, «Номер один».

Читайте также

В Бурятии не могут поставить точку в заказном убийстве 25-летней давности
Женщина, которую следствие считает заказчицей преступления, уже 19 лет находится в розыске
29.03.2024 в 06:00
В Улан-Удэ бизнесмены Матхановы безвозмездно передали базу для МУП «Городские маршруты»
Теперь там можно будет построить новый бокс для автобусов
28.03.2024 в 18:46
В Улан-Удэ хирурги РКБ провели ювелирную операцию по удалению кисты
До этого женщина дважды оперировалась в Иркутске, но безрезультатно
28.03.2024 в 17:43
Жителей Бурятии предупредили о новом способе мошенничества
Появились мошенники, выдающие себя за сотрудников ФНС и требующих декларации
28.03.2024 в 17:36
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.